Знакомство со 2-й частью учебника
- Мы с вами начинаем изучать 2-ю часть учебника. Рассмотрите условные обозначения. Отличаются ли они от тех, что были в 1-й части? (Дети сравнивают и отмечают, что условные обозначения те же самые.)
- Как вы думаете, произведения на какую тему мы будем еще изучать? (Предположения учеников.)
- Откройте содержание учебника на с. 221. Посмотрите, сколько разделов в этой части учебника? (7.)
— Назовите их.
Я надеюсь, что вы будете часто брать в руки учебники, чтобы поработать. Но также надеюсь, что вы их сохраните в таком же хорошем состоянии.
- Что же для этого нужно? (Книги нужно беречь. Относиться к ним, как к друзьям. Брать их нужно только чистыми руками, не мять, не рвать, не загибать уголки страниц.)
V. Физкультминутка
Ох, как хочется трудиться!
Все делать охота!
Чтобы трудом насладиться,
Начинай работать!
Я и бодр, и силен,
Быстро все поделаю.
Свою волю покажу,
Слово для себя сдержу!
VI. Продолжение работы по теме урокаВведение в раздел
— Расшифруйте, что здесь написано. Как вы понимаете эти слова?
WBSLblUlSVH-HIESWLBGblUlMSVUWLbl
— Сегодня мы открываем новый раздел учебника. Прочитайте еще раз, как он называется. Как вы это понимаете? (Название состоит из двух слов: «были» — значит то, что было, а «небылицы» — то, что придумано, чего не было.)
— Как вы думаете, какие произведения помещены в этот раздел? (Предположения детей.)
— Рассмотрите иллюстрацию. Что вы на ней видите? (Рыбы сидят в гнезде, а мама-рыба несет им червячка. Лягушки плывут по воздуху.)
— Прочитайте на с. 3, с чем мы познакомимся в этом разделе.
— Чему научимся? Чему будем учиться? (Дети читают ответы на вопросы.)
— Как вы запомнили, с чем мы познакомимся? (Сфантастическим миром рассказов М. Горького, А. Куприна, К. Паустовского.)
— Расскажите, чему мы научимся.
— Как запомнили, чему будем учиться?
— Какие сказки вы знаете? Приведите примеры.
VII. Рефлексия
— Нарисуйте в своей тетради смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока.
VIII. Подведение итогов урока
— Какой раздел начали изучать на уроке?
— Что нового узнали, чему научились на уроке?
Домашнее задание
Принести книги М. Горького.
Уроки 7 0, 71. М.Горький «Случай с Евсейкой»
Цели: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством М. Горького; учить анализировать, сравнивать, читать выразительно; проанализировать содержание сказки; учить мыслить, рассуждать, правильно строить высказывания.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя; прогнозировать содержание произведения; понимать поступки героев, их эмоциональное состояние; понимать прием сравнения как основной прием описания подводного царства; готовить творческий пересказ: сочинять продолжение сказки.
Оборудование: портрет М. Горького, книги писателя; карточки (текст речевой разминки, задания).
Ход урока 1
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
Вез корабль карамель. Наскочил корабль на мель. И матросы три недели Карамель на мели ели.
- Прочитайте медленно с «ворчащей» интонацией (еще: с удивлением, сожалением, вопросительно, утвердительно, сердито, весело, скороговоркой).
III. Актуализация знаний. Введение в тему
- Как называется первый раздел второй части учебника? («Были-небылицы».)
- Как вы думаете, что за произведения могут быть помещены в этом разделе?
- Прочитайте название рассказа, рассмотрите иллюстрацию к нему, подумайте, о чем он.
IV. Работа по теме урока
- Прочитайте имя писателя, о котором мы сегодня будем говорить.
(Учитель открывает на доске портрет писателя, под которым мпписано: Максим Горький (1868—1936)
- Что вы знаете об этом писателе? Какие его книги вы читали?
- Знаете ли вы, как были придуманы истории Максимом Горьким? Послушайте об этом. (См. материал для учителя к уроку.)
V. Физкультминутка
Кузнец
Эй, кузнец, молодец,
Захромал мой жеребец.
Ты подкуй его опять. —
Отчего ж не подковать!
Вот гвоздь, вот подкова.
Раз, два — и готово!
С. Маршак
(Дети шагают, припадают то на одну, то на другую ногу, разводят руки в стороны, кулаками ударяют перед собой в воздухе на каждое слово.)
VI. Продолжение работы по теме урока
Словарная работа
- Прежде чем мы начнем читать «Случай с Евсейкой», выясним значение слов, которые встретятся в рассказе.
Лангусты - морские животные, ракообразные.
Актинии (морские анемоны) - коралловые полипы, напоминающие фантастические цветы.
Кларнет - деревянный духовой язычковый музыкальный инструмент.
Голотурии (морские огурцы, морские кубышки) - морские беспозвоночные животные типа иглокожих.
Авиатор - специалист по управлению, вождению и обслуживанию летательных аппаратов.
Сепии - то же, что каракатицы.
Сифонофдры - колониатьные свободноплавающие морские животные размером от 1 см до 3 м, у некоторых имеются нити (арканчики) длиной до 10 м, служащие для поимки добычи.
(Чтение рассказа учителем и учащимися. Беседа после чтения.)
- Понравился ли вам рассказ?
- Какие чувства вы испытывали при его чтении?
VII. Рефлексия