Информация об используемых технологиях обучения
Формы организации учебного процесса:
ü уровневая дифференциация;
ü проблемное обучение;
ü информационно-коммуникационные технологии;
ü здоровьесберегающие технологии;
ü технология дистанционного обучения (участие в дистанционных эвристических олимпиадах);
Формы, периодичность и порядок контроля успеваемости
Формы контроля: чтение наизусть, тестирование, сочинения, контрольные работы.
Промежуточная аттестация проводится по четвертям. В период с 10 мая по 20 мая проводится промежуточная годовая аттестация в форме комплексной контрольной работы.
9. Соответствие требованиям ГИА
Итогом освоения программы является государственная итоговая аттестация по литературе в 9 классе (по выбору).
Планируемые результаты обучения
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета:
1) совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
2) самоопределение и самопознание, ориентация в системе личностных смыслов на основе соотнесения своего «я» с художественным миром авторов и судьбами их героев.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образованияс учётом общих требований Стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей, должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования.
Литература:
1) осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
2) понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;
4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать своё досуговое чтение;
5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Список литературы
Для учащихся:
1. Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 5 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 2009.
2. Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по литературе: 5 класс. - М.: Просвещение, 2006.
3. Литература: 5 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на СD-PОМ / Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2008.
4. Ахмадуллина Р.Г. Литература. Рабочая тетрадь. 5 класс. Пособие для общеобразовательных организаций. В двух частях. - М.: Просвещение, 2015
5. Брагина С.А. Тесты по литературе для 5 класса. Контрольно-измерительные материалы. – М. : Издательство «Ювента», 2011
6. Черных О.Г. Практикум по литературе: 5 класс. – М.: ВАКО, 2011.
Для учителя:
1. Беломестных О.Б., Корнеева М.С., Золотарева И.В. Поурочное планирование по литературе. 5 класс. - М.: ВАКО, 2002.
2. Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся: Книга для учителя литературы / Н.В. Беляева. - М.: Вербум - М., 2004.
3. Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2006.
4. Еремина О.А. Поурочное планирование по литературе: 5 кл.: Методическое пособие к учебнику-хрестоматии Коровиной В.Я. и др. «Литература. 5 кл.» / О.А. Еременко. - М.: Изд-во «Экзамен», 2006.
5. Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 5 класс. - Изд. 3-е, исправл. и дополн. - М: ВАКО, 2005.
6. Калганова Т.А. Литература: Сборник упражнений: 5 класс. - М.: Просвещение, 2006.
7. Колокольцев Е.Н. Альбом иллюстраций: Литература: 5 класс. - М.: Просвещение, 2005.
8. Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы: 5 класс. - М.: Просвещение, 2006.
9. Миронова Н.А. Тесты по литературе: 5 кл.: к учебнику В.Я. Коровиной и др. «Литература. 5 класс». - М.: Издательство «Экзамен», 2006.
10. Тумина Л.Е. Творческие задания. 5-7 классы. — М.: Дрофа, 2007.
№ п/п | Тема урока | Основные элементы содержания | Требования к уровню подготовки | Практика | Контроль | Планируемые результаты обучения (личностные, метапредметные, предметные) | Планируемые сроки / дата проведения | |||
Введение (1 час) | ||||||||||
Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества | Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги(обложка, титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги. Учебник литературы и работа с ним | Знать структуру учебника-хрестоматии Уметь формулировать цели и задачи предмета литература | Учебник с. 3-6 РТ Ахмадуллина с. 4-5 Практикум Черных с. 4-6 Красочно оформить пословицу о книге | Личностные: выделять специфику художественной литературы и содержание. Работать с учебником. Метапредметные: умение работать с текстом, выделять в нём главное. Предметные: знать и понимать цели и задачи предмета, структуру учебника-хрестоматии | 01.09. | |||||
Устное народное творчество (10 часов) | ||||||||||
Русский фольклор. Малые жанры фольклора. | Развитие представлений о фольклоре: преображение действительности в духе народных идеалов, вариативная природа фольклора, сочетание коллективного и индивидуального. Исполнители фольклорных произведений | Знать понятие фольклор,его основные особенности Понимать вариативную природу фольклора | Учебник с. 7-8 РТ Ахмадуллина с 6-8 Практикум Черных с. 6-11 Вопр. 1-2 (Размышляем о прочитанном) устно | Личностные: находить отличительные черты пословиц и поговорок, выделять тематику пословиц и поговорок, понятие афористичности Метапредметные: определять критерии для сравнения понятий, выслушивать и объективно оценивать другого; уметь вести диалог Предметные: знать малые фольклорные жанры, их отличительные особенности; причины возникновения и цель создания малых жанров фольклора | 03.09. | |||||
Детский фольклор. Малые жанры фольклора | Малые жанры фольклора. Детский фольклор: колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки (с повторением изученного). Пословицы и поговорки на тему взяточничества из словаря В.И. Даля | Знать понятие фольклор,его основные особенности Понимать вариативную природу фольклора Уметь отличать произведения разных жанров Понимать прямой и переносный смысл пословиц и поговорок | РТ Брагина с. 4-5 Практикум Черных с. 6-11 Задание С (на дом) письм. РТ Ахмадуллина (2) с. 3-4 с. 8 Вопр. 1-2 рубрики «Обо-гащаем свою речь» (устно) | наизусть | Личностные: понимание принципов построения или создания произведений каждого жанра; создание считалки, небылицы, загадки. Метапредметные: овладение умением составлять малые жанры фольклора, находить их черты их сходства и различия. Предметные: знать малые фольклорные жанры, их отличительные особенности; причины возникновения и цель создания малых жанров фольклора | 05.09. | ||||
Сказка как особый жанр фольклора | Сказка как вид народной прозы. Виды сказок: волшебные, бытовые сказки, сказки о животных. | Знать: жанровые особенности сказки, схему построение волшебной сказки, Уметь: отличать виды сказок, характеризовать героев сказки, пересказывать узловые сцены и эпизоды. | Учебник с. 8-13 Выучить термины, подг. К письменному опросу | Личностные: понимание жанровых особенностей, видов сказок; традиционных персонажей волшебных сказок, присказки -небылицы, характерные для сказок обороты речи (постоянные эпитеты, сказочные зачины и концовки); Метапредметные: определение характерных для сказок обороты речи в самостоятельно прочитанных сказках, использование при сказывании сказок, сопоставление эпизоды сказок, сказочных героев с их изображением в живописи и графике. Предметные: давать определение понятию, делать вывод об основных чертах жанра. | 08.09. | |||||
«Царевна-лягушка» - встреча с волшебной сказкой | Нравственное и эстетическое содержание сказок. | Знать: жанровые особенности сказки, схему построение волшебной сказки, Уметь: отличать виды сказок, характеризовать героев сказки, пересказывать узловые сцены и эпизоды. | Учебник с. 13-24 Вопр. 1-6 стр. 25 (у) Практикум Черных с. 12-15 РТ Ахмадуллина с. 9 задание 6, 7 | Личностные: пониманиеобщего движения сюжета, идеи сказки и характеров ее героев; что такое художественный пересказ, нахождение отличий в вариантах сказки; умениеопределять особенности фольклорной волшебной сказки, истолковывать смысл «необычайных ситуаций», читать волшебную сказку, пересказывать ее, сохраняя напевность сказки, Метапредметные: сопоставление иллюстраций художников с текстом сказки, овладение умением составлять план Предметные: знание жанровых особенностей сказки; умение охарактеризовать героев сказки, знать схему построения волшебной сказки; умение отличать виды сказок. | 10.09. | |||||
Народная мораль в характерах и поступках героев. | Образ невесты-волшебницы. Воплощение в образе Василисы Премудрой лучших человеческих качеств. Иван-царевич как победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Воплощение светлых и тёмных сил в образах Бабы-Яги и Кощея Бессмертного. Народная мораль в характере и поступках героев. Сказка в актёрском исполнении. | Знать: жанровые особенности сказки, схему построение волшебной сказки, Уметь: отличать виды сказок, характеризовать героев сказки, пересказывать узловые сцены и эпизоды. | РТ Ахмадуллина с. 9, задание 9 | Личностные: умение формулировать мораль сказки, находить отраженные в ней народные идеалы, развивать воображение, мотивировать ответ. Метапредметные: умение работать с текстовым материалом, овладение умением выразительного чтения Предметные: знание жанровых особенностей сказки; умение охарактеризовать героев сказки, знать схему построения волшебной сказки; умение отличать виды сказок. | 12.09. | |||||
Р\р. Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. | Изобразительный характер формул волшебной сказки. Фантастика и волшебство в сказке. Вариативность народных сказок. | Научиться выявлять характерные художественные сказочные приёмы (сказочные формулы, постоянные эпитеты, гиперболы, повторы) | РТ Ахмадуллина с. 10, задание 10 РТ Ахмадуллина (2) с. 4-6 | . | Личностные: пониманиетайны сказочной поэтики, народной мудрости, переданной в сказке, как совокупность художественных приемов и изобразительно-выразительных средств помогают раскрыть и воплотить замысел сказки; характеры героев Метапредметные: умение работать с текстовым материалом, овладение умением выразительного пересказа, сопоставление иллюстраций художников с текста ми сказки Предметные: иметь представление о системе образов сказки и приемах ее создания; умение составлять рассказ о сказочном герое (портрет, речь, поступки, поведение, отношение к окружающим) | 15.09. | ||||
«Иван – крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная сказка героического содержания | Особенности сюжета и героев сказки. Тема мирного труда и защиты родной земли. | Знать: жанровые особенности сказки, схему построения волшебной сказки Уметь: отличать виды сказок, строить рассказ о герое, характеризовать героев сказки. | Учебник с. 28-38 Практикум Черных с. 15-17 | Личностные: пониманиеобщего движения сюжета, идеи сказки и характеров ее героев; что такое художественный пересказ; умениеопределять особенности фольклорной волшебной сказки, истолковывать смысл «необычайных ситуаций», читать волшебную сказку, пересказывать ее, сохраняя напевность сказки, Метапредметные: сопоставление иллюстраций художников с текстом сказки, овладение умением пересказа текста. Предметные: знание жанровых особенностей сказки; умение охарактеризовать героев сказки, знать схему построения волшебной сказки; умение отличать виды сказок. | 19.09. | |||||
Особенности сюжета сказки. Нравственное превосходство главного героя. | Герои сказки в оценке автора-народа. | Знать: жанровые особенности сказки, схему построения волшебной сказки Уметь: отличать виды сказок, строить рассказ о герое, характеризовать героев сказки. | РТ Брагина с. 7-8 РТ Ахмадуллина (2) с. 6- 8 Работа над проектом «Художники-иллюстраторы русских народных сказок» | Личностные: понимание особенностей сюжета сказки; умение видеть нравственное превосходство главного героя; составлять план; устно описывать иллюстрацию Метапредметные: овладение умением пересказа текста, умение составлять план по предложенному тексту. Предметные: закрепить понятие о литературной сказке, развивать навыки пересказа текста, выразительного чтения, знать содержание сказки, владеть начальными навыками литературоведческого анализа | 22.09. | |||||
Сказка о животных «Журавль и цапля». | Народное представление о справедливости в сказках о животных. Сказка в актёрском исполнении. | Научиться владеть изученной терминологией по теме, навыкам устной монологической речи, понимать мораль сказки, составлять пересказы эпизодов сказок. | Учебник с. 40-43 РТ Ахмадуллина с. 12, задание 17 Работа над проектом «Художники-иллюстраторы русских народных сказок» | . | Личностные: понимать жанровые особенности сказки о животных, иносказательный смысл бытовых сказок (сюжеты, реальная основа) Метапредметные: овладение умением выразительного чтения текста, умение находить в тексте ответы на поставленные вопросы. Предметные: умение объяснять отличие сказки о животных (животные не помощники, а главные герои) и бытовой сказки (отражен быт), повседневная жизнь) от волшебной, умение сопоставлять разные виды сказок. | 24.09. 25.09 | ||||
Бытовая сказка «Солдатская шинель» | Народное представление о справедливости в бытовых сказках. Сказка в актёрском исполнении. | Научиться владеть изученной терминологией по теме, навыкам устной монологической речи, понимать мораль сказки, составлять пересказы эпизодов сказок. | Учебник с. 40-43 РТ Ахмадуллина с. 12, задание 17 Работа над проектом «Художники-иллюстраторы русских народных сказок» | Личностные: понимать жанровые особенности сказки о животных, иносказательный смысл бытовых сказок (сюжеты, реальная основа) Метапредметные: овладение умением выразительного чтения текста, умение находить в тексте ответы на поставленные вопросы. Предметные: умение объяснять отличие сказки о животных (животные не помощники, а главные герои) и бытовой сказки (отражен быт), повседневная жизнь) от волшебной, умение сопоставлять разные виды сказок. | ||||||
Древнерусская литература (2 часа) | ||||||||||
Возникновение древнерусской литературы. «Повесть временных лет». | Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси. | Знать: особенности повествования Уметь: воспринимать и анализировать текст. | Учебник с. 47 Выучить термины, подготовиться к терминологическому диктанту | Личностные: знать определение понятия «летопись»; понимать, когда возникла древнерусская литература; основную мысль «Повести временных лет», одной из ее частей «Подвиг отрока…». Метапредметные: умение сжато передать содержание статьи учебника, овладение умением выразительного чтения текста, умением сопоставлять текст с репродукциями картин. Предметные: умение объяснять жанровые особенности летописи (краткость, напевность, отношение автора к героям), | 26.09. | |||||
«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». | Черты русских летописей. Отзвуки фольклора в летописи. Герои летописного сказания и их подвиги во имя мира на родной земле. | Научиться понимать информацию, представленную в древнерусском тексте, составлять текст с использованием слов притчи | Учебник с. 48-50 РТ Ахмадуллина с. 13-14 РТ Брагина с. 8-10 Практикум Черных с. 21-22 РТ Ахмадуллина (2) с.8-9 | Личностные: знать определение понятия «летопись»; понимать, когда возникла древнерусская литература; основную мысль «Повести временных лет», одной из ее частей «Подвиг отрока…». Метапредметные: умение сжато передать содержание статьи учебника, овладение умением выразительного чтения текста, умением сопоставлять текст с репродукциями картин. Предметные: умение объяснять жанровые особенности летописи (краткость, напевность, отношение автора к героям), | 29.09. | |||||
Литература 18 века (2 часа) | ||||||||||
Роды и жанры литературы. М.В. Ломоносов. Слово о поэте | Краткий рассказ о жизни писателя (детство, годы учения, начало литературной, научной и общественной деятельности). Начальное понятие родах литературы | Знать: особенности содержания произведения Уметь: воспринимать и анализировать текст | Учебник с. 54-56 Таблица «Роды литературы» | Личностные: понимание значимости личности М.В.Ломоносова, смыслом жизни которого было «утверждение наук в отечестве». Метапредметные: овладение умением выразительного чтения стихотворений Предметные: знать определение теоретико-литературных понятий: роды литературы (эпос, лирика, драма), литературные жанры; умение оперировать ими в речи, объяснять смысл прочитанного стихотворения (чему противопоставлен житейский, практический опыт простого человека | 01.10. | |||||
М.В.Ломоносов «Случились вместе два Астронома в пиру…» | Юмористическое нравоучение. Изложение научных истин в поэтической форме. Юмор стихотворения и его нравоучительный характер. | Юмор. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальные представления). | Практикум Черных с. 22-24 РТ Ахмадуллина (2) с.9-11 | Личностные: понимание значимости личности М.В.Ломоносова, смыслом жизни которого было «утверждение наук в отечестве». Метапредметные: овладение умением выразительного чтения стихотворений Предметные: знать определение теоретико-литературных понятий: роды литературы (эпос, лирика, драма), литературные жанры; умение оперировать ими в речи, объяснять смысл прочитанного стихотворения (чему противопоставлен житейский, практический опыт простого человека | ||||||
Литература 19 века (35 часов) | ||||||||||
В\Ч. Русские басни. Басня как литературный жанр | Жанровые особенности басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы 18 века: А.П. Сумароков, И.И. Дмитриев). | Уметь: сравнивать и анализировать поэтические тексты разных авторов, самостоятельно проводить исследования художественного своеобразия басен. | Учебник с. 57 Практикум Черных с. 24-26 РТ Ахмадуллина с. 16-17 задание 26 | Личностные: знать определение понятий «басня», «мораль», «аллегория», «олицетворение», истоки басенного жанра (имена родоначальников басенного жанра, имена отечественных баснописцев) Меиапредметные: умение выразительно читать Предметные: умение определять, к какому роду литературы относятся басни, находить жанровые особенности басни, объяснять отличие басни от сказки, знать жанровые особенности басни | 03.10. | |||||
И.А.Крылов. Слово о баснописце. Басня «Волк на псарне» | Рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности). Обличение человеческих пороков в баснях («Волк и ягненок», «Ворона и лисица», «Свинья под дубом»). | Знать: содержание прочитанного произведения Уметь: воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику героям. | Учебник с. 58-63 РТ Брагина с.11-12 (кроме задание С) | Личностные: знать творческую историю басни, понимать ее драматический конфликт, исторический контекст и мораль басни Метапредметные: умение выразительно читать, при помощи интонации выражать чувства героев (лицемерие Волка, мудрость Ловчего), установление ассоциативных связей с произведениями живописи Предметные: знать жанровые особенности басни | 06.10. | |||||
И.А.Крылов. Басни «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом», «Лисица и Сурок» | Обобщение изученного о баснях. Конкурс инсценированной басни «Мои любимые басни Крылова». Литературная викторина. Анализ басни «Лисица и Сурок». Тема взяточничества. | Развитие понятия о басне. Эзопов язык. Аллегория. Мораль. | Подготовить выразительное чтение наизусть одной из басен. Нарисовать иллюстрацию к басне «Свинья под дубом» (с. 63 - 64) | наизусть | Личностные: понимать, что высмеивает Крылов в баснях, их общую интонацию, их смысл, находить аллегорию, мораль, объяснять их, использовать поговорки, пословицы, афоризмы из басен Крылова в речи Метапредметные: уметь устанавливать ассоциативные связи с произведениями живописи, сопоставлять басни Крылова с баснями других авторов Предметные: знать жанровые особенности басни | 08.10. | ||||
В/ч Проектная работа «Русские басни» | Выразительное чтение любимых басен, участие в конкурсе «Знаете ли вы басни Крылова?», инсценирование басен, презентация иллюстраций; сопоставление басен | Чтение по ролям. Инсценирование басен. Конкурс «Знаете ли вы басни Крылова?». Презентация иллюстраций | РТ Брагина с. 12, задание С РТ Ахмадуллина (2) с.11-13 | Защита проектных работ | Личностные: знание основных мотивов творчества Крылова Метапредметные: Предметные: понимание близости басни к УНТ, ее иносказательный и обобщенный смысл, анализировать басни с одинаковым сюжетом, отмечая в них общее и различное; умение оценивать отношение автора к героям, увлекательность и сценичность басенного сюжета, разговорную интонацию стихотворного повествования, мастерство антитезы и афористичность речи; сравнивать басни прозаические и поэтические, использовать пословицы, афоризмы из басен Крылова в собственной речи | 13.10. | ||||
В.А.Жуковский – сказочник. Сказка «Спящая царевна» | Рассказ о поэте (детство и начало творчества, Жуковский-сказочник). «Спящая царевна» как литературная сказка. | Знать: сюжетное своеобразие сказки Жуковского, гуманистический пафос произведения Уметь: самостоятельно раскрывать нравственное содержание произведения, находить лирические и эпические черты. | Учебник с. 70-82 РТ Ахмадуллина с. 20, задание 32 Термины и отличия литературной сказки от народной | Личностные: знать сведения о поэте, историю создания сказки Метапредметные: умение работать с разными источниками, планировать свою деятельность под руководством учителя, установление ассоциативных связей с произведениями живописи Предметные: знать сюжет и героев; умение сопоставлять литературную и фольклорную сказки. | 15.10. | |||||
«Спящая царевна». Сходные и различные черты литературной и народной сказки. | Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Особенности сюжета. Различие героев литературной и фольклорной сказки. Сказка в актёрском исполнении. Месть двенадцатой колдуньи. | Знать: сюжетное своеобразие сказки Жуковского, гуманистический пафос произведения Уметь: самостоятельно раскрывать нравственное содержание произведения, находить лирические и эпические черты. | Практикум Черных с. 32-34 РТ Брагина с. 12-14 РТ РТ Ахмадуллина (2) с.13-15 | наизусть | Личностные: понимание роли и значения сказок в жизни человека Метапредметные: овладение умением составления таблицы,, выявление общих и отличительных черт Предметные: знание сюжета и героев литературной сказки; выявление отличий сказки литературной от народной; умение сопоставлять литературную и фольклорную сказки | 17.10. | ||||
Баллада В.А.Жуковского «Кубок» | Благородство и жестокость. Герои баллады. Понятие о балладе. Губительная жажда славы и наживы | Знать: сюжетное своеобразие баллад Жуковского Уметь: самостоятельно раскрывать нравственное содержание произведения, находить лирические и эпические черты. | РТ Брагина с. 14-16 Практикум Черных с. 34-35 РТ Ахмадуллина с. 35-37 РТ Ахмадуллина (2) с.15-17 Принести ч. 2 учебника | Личностные: знать историю создания баллады, определение понятия «баллада», Метапредметные: вырабатывать умение выразительного чтения Предметные: знать жанровые особенности; понимать поступки героев, определять реальные события и фантастические, отношение автора к героям | 20.10. | |||||
А.С.Пушкин. Слово о поэте. «Няне». | Рассказ и детских и лицейских годах жизни. Поэтизация образа няни поэта Арины Родионовны. Мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями. | Научиться находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства, определять влияние народного творчества на формирование взглядов поэта. | Учебник с. 91-95 Практикум Черных с 35-39 | Личностные: знать сведения о детстве и детских впечатлениях поэта, о влиянии на него сказок няни Метапредметные: отработка умения выразительно читать стихотворение Предметные: оценивать отношение поэта к няне, определять роль эпитетов и метафор в создании словесной картины, доказывать принадлежность стихотворения к лирике как роду литературы | 22.10. | |||||
А.С. Пушкин. Пролог к поэме «Руслан и Людмила» | Собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок | Научиться находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства, определять влияние народного творчества на формирование взглядов поэта. | Учебник с. 91-95 Практикум Черных с 35-39 | наизусть | Личностные: знать сведения о детстве и детских впечатлениях поэта, о влиянии на него сказок няни Метапредметные: отработка умения выразительно читать стихотворение Предметные: оценивать отношение поэта к няне, определять роль эпитетов и метафор в создании словесной картины, доказывать принадлежность стихотворения к лирике как роду литературы | 24.10. | ||||
А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне». Борьба добрых и злых сил | Истоки рождения сюжета. Противостояние добрых и злых сил. Фольклорная основа сказки. Иллюстраторы сказки. Зависть как одно из проявлений стремления к господству | Уметь: воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику героям. | РТ Ахмадуллина с 25-26 | Личностные: знать историю рождения сюжета сказки Метапредметные: ставить учебную задачу под руководством учителя, отработка умения выразительно читать стихотворение Предметные: знать особенности стихотворной сказки; понимать систему образов, основные мотивы (добро и зло, противостояние красоты внешней и красоты душевной); уметь отбирать материал для характеристики героев | 27.10. | |||||
В\Ч. А.С Пушкин «Сказка о мертвой царевне». Характеристика героев | Центральные образы сказки. Система образов сказки. | Знать: содержание прочитанного произведения Уметь: воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику героям. | Практикум Черных с. 39-43 | Личностные: знать определение понятий ритм, рифма (перекрестная, парная, опоясывающая), строфа Метапредметные: ставить учебную задачу под руководством учителя, определять критерии для сравнение понятий, выслушивать и объективно оценивать другого Предметные: понимать отличие речи прозаической и стихотворной, аргументировать свой ответ конкретными примерами из изученных произведений, объяснить ритмическую и смысловую роль рифмы в стихотворном произведении; уметь, используя текст прозаической сказки и сказки А.С.Пушкина, показать разницу между прозаической и стихотворной речью | 29.10. | |||||
Р\р. А.С Пушкин «Сказка о мертвой царевне». Народная мораль и нравственность | Поэтика сказки. Сходство и различия литературной и народной сказок. Сказка А. С. Пушкина и сказка В. А. Жуковского Стихотворная и прозаическая речь. | Знать: содержание прочитанного Наши рекомендации
|