Тестовый контроль при изучении а.с.пушкина

“ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН”

Кто из русских критиков назвал роман “Евгений Онегин” “энциклопедией русской жизни”?

А) И.Гончаров Б) В.Белинский В) Д.Писарев Г) Н.Добролюбов

2. К какому литературному направлению следует отнести роман?

А) классицизм Б) сентиментализм В) реализм Г) романтизм

Как долго создавался роман?

А) 3 года Б) 8 лет В) 10 лет Г) всю жизнь

4. Какие этапы биографии отражены в романе?

А) детство Б) Лицей В) южная ссылка Г) женитьба Д) Михайловское

В романе повествователь говорит: “Но вреден север для меня”. Что он имеет в виду?

А) нездоровье Б) нелюбовь к Петербургу В) “охоту к перемене мест” Г) южную ссылку

6. Сколько дней сидел Онегин у постели умирающего дяди?

А) один Б) три В) ни одного Г) неделю

Назовите отчество Татьяны Лариной.

А) Ивановна Б) Дмитриевна В) Владимировна Г) Николаевна

8. Какое чувство, по мнению Онегина, овладеет им у постели больного дяди?

А) скука Б) злость В) любовь Г) забота

Чей это портрет:

Всегда скромна, всегда послушна,
Всегда как утро весела,
Как жизнь поэта простодушна,
Как поцелуй любви мила…

А) Ольга Ларина Б) Татьяна Ларина В) Дуняша Г) няня

Какой стихотворный жанр предпочитал Ленский, когда писал Ольге?

А) ода Б) баллада В) элегия Г) мадригал

11. Кому посвящена следующая эпитафия:

Надгробный памятник гласит:
Смиренный грешник…
Господний раб и бригадир
Под камнем сим вкушает мир.

А) дядя Онегина Б) В.Ленский В) Дмитрий Ларин Г) Онегин

В чем был “истинный гений” Евгений Онегин?

А) “был глубокий эконом” Б) в лицемерии В) в науке “страсти нежной” Г) “знал довольно по латыне”

Почему Ленского называли “полурусским соседом”?

А) стремление подражать иностранному В) в родне были иностранцы
Б) один из родителей был нерусским Г) имел иностранное образование

О Ленском сказано, что он “красавец, в полном цвете лет”. Сколько ему лет?

А) 17 лет Б) 18 лет В) 19 лет Г) 20 лет

Кто был секундантом Ленского?

А) Петушков Б) Зарецкий В) Трике Г) Гильо

Как сложилась судьба Ольги после дуэли Онегина и Ленского?

А) вышла замуж за улана В) посвятила жизнь памяти Ленского

Б) ушла в монастырь Г) вышла замуж за богатого помещика

17. Ларины устроили бал по поводу:

А) помолвки Ольги Б) Нового года В) Рождества Г) именин Татьяны

Чьи традиции использует А.Пушкин, описывая святочные гадания?

А) Батюшкова Б) Жуковского В) Баратынского Г) Державина

На каком языке написала свое признание Татьяна?

А) английский Б) немецкий В) французский Г) русский

Где родился Евгений Онегин, О котором подробно рассказано в 1 главе?

А) Москва Б) Петербург В) Михайловское Г) Болдино

21. Ленский является в романе олицетворением:

А) высокого героизма В) мечтательного романтизма
Б) торжественного классицизма Г) сурового реализма

В ком из героев воплощен авторский идеал?

А) Онегин Б) Ленский В) Татьяна Г) Ольга

Где встречается Татьяна с Онегиным после трехлетней разлуки?

А) Москва Б) Париж В) поместье Лариных Г) Петербург

Сколько писем написал Онегин Татьяне?

А) одно Б) три В) пять Г) ни одного

Какие фрагменты романа не соответствуют “онегинской” строфе?

А) сон Татьяны Г) письмо Онегина к Татьяне

Б) письмо Татьяны к Онегину Д) сцена дуэли

В) авторские отступления Е) песня девушек

Часть 2

Ответом к заданиям В1—В7 является слово или сочетание слов. Запишите ответ без пробелов, знаков препинания и кавычек.

В1. Как определял А.С. Пушкин жанр «Евгения Онегина»?

В2. Какое название получил особый стихотворный размер, состоящий из трех четверостиший и заключительного двустишья, примененный А. С. Пушкиным при написании романа «Евгений Онегин»?

Мой дядя самых честных правил,

Когда не в шутку занемог,

Он уважать себя заставил

И лучше выдумать не мог.

Его пример другим наука;

Но, боже мой, какая скука

С больным сидеть и день и ночь,

Не отходя ни шагу прочь!

Какое низкое коварство

Полуживого забавлять,

Ему подушки поправлять,

Печально подносить лекарство,

Вздыхать и думать про себя:

Когда же черт возьмет тебя!

В3. Какой принцип композиционной организации применил А.С. Пушкин, повторяя в романе «Евгений Онегин» одну сюжетную ситуацию в третьей и восьмой главах: встреча — письмо — объяснение.

В4. Назовите важную композиционную особенность финала романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин», когда автор оставляет главного героя в самый сложный для него момент:

И здесь героя моего,

В минуту, злую для него,

Читатель, мы теперь оставим,

Надолго... навсегда.

В5. К какому типу героев относится Евгений Онегин?

Недуг, которого причину

Давно бы отыскать пора,

Подобный английскому сплину,

Короче: русская хандра

Им овладела понемногу;

Он застрелиться, слава богу,

Попробовать не захотел,

Но к жизни вовсе охладел.

В6. Кто в романе произносит приведенные строки?

Татьяна, милая Татьяна!

С тобой теперь я слезы лью;

Ты в руки модного тирана

Уж отдала судьбу свою.

Погибнешь, милая; но прежде

Ты в ослепительной надежде

Блаженство темное зовешь,

Ты негу жизни узнаешь...

В7. Какую героиню романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» характеризуют приведенные строки?

Она любила Ричардсона

Не потому, чтобы прочла,

Не потому, чтоб Грандисона

Она Ловласу предпочла;

Но в старину княжна Алина,

Ее московская кузина,

Твердила часто ей об них.

В то время был еще жених

Ее супруг, но по неволе;

Она вздыхала о другом,

Который сердцем и умом

Ей нравился гораздо боле:

Сей Грандисон был славный франт,

Игрок и гвардии сержант.

Часть 3

Дайте полный развернутый ответ на проблемный вопрос, привлекая необходимые теоретико-литературные знания, опираясь на литературные произведения, позицию автора и по возможности раскрывая собственное видение проблемы.

С1. Образ автора в романе в стихах «Евгений Онегин».

С2. Новаторство пушкинского романа в стихах «Евгений Онегин».

СЗ. Онегин как первый «лишний человек» в русской литературе.

К уроку 49

М.Ю.ЛЕРМОНТОВ. ЛИРИКА

Вариант 1

Прочитайте приведенное ниже стихотворение М.Ю.Лермонтова и выполните задания 1.2.1-1.2.4.

ДУМА

Печально я гляжу на наше поколенье!

Его грядущее — иль пусто, иль темно,

Меж тем, под бременем познанья и сомненья,

В бездействии состарится оно.

Богаты мы, едва из колыбели,

Ошибками отцов и поздним их умом,

И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,

Как пир на празднике чужом.

К добру и злу постыдно равнодушны,

В начале поприща мы вянем без борьбы;

Перед опасностью позорно малодушны

И перед властию — презренные рабы.

Так тощий плод, до времени созрелый,

Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз,

Висит между цветов, пришлец осиротелый,

И час их красоты — его паденья час!

Мы иссушили ум наукою бесплодной,

Тая завистливо от ближних и друзей

Надежды лучшие и голос благородный

Неверием осмеянных страстей.

Едва касались мы до чаши наслажденья,

Но юных сил мы тем не сберегли;

Из каждой радости, бояся пресыщенья,

Мы лучший сок навеки извлекли.

Мечты поэзии, создания искусства

Восторгом сладостным наш ум не шевелят;

Мы жадно бережем в груди остаток чувства —

Зарытый скупостью и бесполезный клад.

И ненавидим мы, и любим мы случайно,

Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,

И царствует в душе какой-то холод тайный,

Когда огонь кипит в крови.

И предков скучны нам роскошные забавы,

Их добросовестный, ребяческий разврат;

И к гробу мы спешим без счастья и без славы,

Глядя насмешливо назад.

Толпой угрюмою и скоро позабытой

Над миром мы пройдем без шума и следа,

Не бросивши векам ни мысли плодовитой,

Ни гением начатого труда.

И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,

Потомок оскорбит презрительным стихом,

Насмешкой горькою обманутого сына

Над промотавшимся отцом.

Для выполнения заданий 1.1.1-1.1.3 запишите сначала номер задания, а затем на каждый вопрос дайте развернутый связный ответ (примерный объем — 3-5 предложений). Аргументируйте свою точку зрения, используя текст произведения. Привлекайте необходимые теоретико-литературные понятия, раскрывайте собственное понимание произведения.

1.1.1. За что лирический герой осуждает современное ему поколение?

1.1.2. Как название стихотворения отражает его содержание?

1.1.3. Как и почему от начала к финалу меняется тон лермонтовской «Думы»?

Для выполнения задания 1.2.4 запишите сначала номер задания, а затем дайте развернутый связный ответ (примерный объем — 5-8 предложений). Найдите основание для сопоставления представленных текстов и сопоставьте их в выбранном ракурсе, приводя доказательства и формулируя обоснованные выводы. Привлекайте необходимые теоретико-литературные понятия, раскрывайте собственное понимание произведений.

1.1.4. Сопоставьте стихотворение М.Ю. Лермонтова «Дума» с приведенным ниже одноименным стихотворением Н.А. Некрасова. К каким выводам привело вас это сопоставление?

ДУМА

О чем тоска и сокрушенье,

О чем вседневная печаль,

Роптанья, слезы, сожаленье —

Что тратим мы, чего нам жаль?

Ужель несчастье жизни краткой

Для нас мучительней всего,

А счастье так полно и сладко,

Что стоит плакать без него?...

Пловцов минутных в бурном море

Земное счастье неполно,

И побеждать земное горе

Довольно силы нам дано.

Страданье наше, наша мука,

Когда их сносим мы с мольбой,

За счастье прочное порука

В дому другом, в стране святой;

Не вечен мир, не вечны люди,

Покинем мы минутный дом,

На волю вылетит из груди

Душа эфирным мотыльком, —

И станут перлами все слезы

Сиять в лучах ее венца,

И пусть страданья, мягче розы,

Ей путь устелют в дом отца.

Не часто ль ходим мы с отвагой

По топким тундрам и горам,

Когда хоть мир единый блага

Найти за ними мнится нам?

Зачем же ропот на страданья,

Зачем по мрачному пути

Мятежной жизни без роптанья,

С отвагой той же не идти;

Когда, порою так же трудный,

От бед житейских и забот

Тот путь не к радости минутной,

К блаженству вечному ведет?

(НЛ. Некрасов)

Вариант 2

Прочитайте приведенное ниже стихотворение и выполните задания 1.2.1— 1.2.4.

Есть речи — значенье

Темно иль ничтожно,

Но им без волненья

Внимать невозможно.

Как полны их звуки

Безумством желанья!

В них слезы разлуки,

В них трепет свиданья.

Не встретит ответа

Средь шума мирского

Из пламя и света

Рожденное слово;

Но в храме, средь боя

И где я ни буду,

Услышав, его я

Узнаю повсюду.

Не кончив молитвы,

На звук тот отвечу,

И брошусь из битвы

Ему я навстречу.

(М.Ю. Лермонтов)

Для выполнения заданий 1.1.1-1.1.3. запишите сначала номер задания, а затем на каждый вопрос дайте развернутый связный ответ (примерный объем — 3-5 предложений). Аргументируйте свою точку зрения, используя текст произведения. Привлекайте необходимые теоретико-литературные понятия, раскрывайте собственное понимание произведения.

1.1.1. Какую роль в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Есть речи — значенье...» играет прием контраста?

1.1.2. Какое «слово» воспевает поэт?

1.1.3. Каков лирический герой стихотворения М.Ю. Лермонтова?

Для выполнения задания 1.2.4 запишите сначала номер задания, а затем дайте развернутый связный ответ (примерный объем — 5-8 предложений). Найдите основание для сопоставления представленных текстов и сопоставьте их в выбранном ракурсе, приводя доказательства и формулируя обоснованные выводы. Привлекайте необходимые теоретико-литературные понятия, раскрывайте собственное понимание произведений.

1.1.4. Сопоставьте стихотворение М.Ю. Лермонтова «Есть речи — значенье...» с приве­денным стихотворением А.А. Фета «Одним толчком согнать ладью живую...». К каким выводам привело вас это сопоставление?

Одним толчком согнать ладью живую

С наглаженных отливами песков,

Одной волной подняться в жизнь иную,

Учуять ветр с цветущих берегов,

Тоскливый сон прервать единым звуком,

Упиться вдруг неведомым, родным,

Дать жизни вздох, дать сладость тайным мукам,

Чужое вмиг почувствовать своим,

Шепнуть о том, пред чем язык немеет,

Усилить бой бестрепетных сердец —

Вот чем певец лишь избранный владеет,

Вот в чем его и признак и венец! (АА. Фет)

К уроку 51

Наши рекомендации