Поэты пушкинского круга. Предшественники и современники

В.А. Жуковский. «Лесной царь», «Море», «Невыразимое».

К.Ф. Рылеев. «Иван Сусанин », «Смерть Ермака ».

К.Н. Батюшков. «Переход русских войск через Неман», «Надпись к портрету Жуковского», «Есть наслаждение и в дикости лесов...», «Мой гений».

Е.А. Баратынский. «Чудный град порой сольется...», «Разуверение», «Муза ».

А.А. Дельвиг. «Русская песня» («Соловей мой, соловей...»), «Романс», «Идиллия».

Н.М.Языков. «Пловец», «Родина».

Краткие сведения о поэтах. Основные темы, мотивы. Система образно-выразительных средств в балладе, художественное богатство поэтических произведений. В кругу собратьев по перу (Пушкин и поэты его круга).

Теория литературы: баллада (развитие представлений), элегия, жанровое образование — дума, песня, «легкая» поэзия, элементы романтизма, романтизм.

Развитие речи: составление цитатного или тезисного плана, выразительное чтение наизусть, запись тезисного плана.

Связь с другими искусствами: работа с музыкальными произведениями.

Возможные виды внеурочной деятельности: вечер в литературной гостиной «Песни и романсы на стихи поэтов начала XIX века».

А.С. ПУШКИН

Тематическое богатство поэзии А.С. Пушкина. Стихотворения: «И. И. Пущину», «19 октября 1825 года», «Песни о Стеньке Разине». Повесть «Пиковая дама» (обзор).

История написания и основная проблематика. «Маленькие трагедии» (обзор, содержание одного произведения по выбору). Самостоятельная характеристика тематики и системы образов по предварительно составленному плану.

Роман «Капитанская дочка»: проблематика (любовь и дружба, любовь и долг, вольнолюбие, осознание предначертанья, независимость, литература и история). Система образов романа. Отношение писателя к событиям и героям. Новый тип исторической прозы.

Теория литературы: послание, песня, художественно-выразительная роль частей речи (местоимение), поэтическая интонация, исторический роман.

Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть, составление планов разных типов, подготовка тезисов, сочинение.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями и музыкальными произведениями. «Пиковая дама» и «Маленькие трагедии» в музыке, театре и кино.

Краеведение: дорогами Гринева и Пугачева (по страницам пушкинской повести и географическому атласу).

Возможные виды внеурочной деятельности: встреча в литературной гостиной «Адресаты лирики А.С. Пушкина».

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ

Кавказ в жизни и творчестве. Поэма «Мцыри »: свободолюбие, готовность к самопожертвованию, гордость, сила духа — основные мотивы поэмы; художественная идея и средства ее выражения; образ-персонаж, образ-пейзаж. «Мцыри — любимый идеал Лермонтова » (В. Белинский).

Теория литературы: сюжет и фабула в поэме; лироэпическая поэма; роль вступления, лирического монолога; романтическое движение; поэтический синтаксис (риторические фигуры). Романтические традиции.

Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть, составление цитатного плана, устное сочинение.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.

Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «М.Ю. Лермонтов на Кавказе».

Возможные виды внеурочной деятельности: час эстетического воспитания «М.Ю. Лермонтов — художник».

Н.В. ГОГОЛЬ

Основные вехи биографии писателя. А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь. Комедия «Ревизор»: творческая и сценическая история пьесы, русское чиновничество в сатирическом изображении Н.В. Гоголя: разоблачение пошлости, угодливости, чинопочитания, беспринципности, взяточничества, лживости и авантюризма, равнодушного отношения к служебному долгу. Основной конфликт пьесы и способы его разрешения.

Теория литературы: драма как род литературы, своеобразие драматических произведений, комедия, развитие понятий о юморе и сатире, «говорящие» фамилии, фантастический элемент как прием создания комической ситуации, комический рассказ.

Развитие речи: различные виды чтения и комментирова­ния, цитатный план, сочинение сопоставительного характера, формулировка тем творческих работ, подготовка вопросов для обсуждения.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, инсценировка, сценическая история пьесы.

Краеведение: Петербург в жизни и судьбе Н.В. Гоголя.

Возможные виды внеурочной деятельности: дискуссия в литературной гостиной «Долго ли смеяться над тем, над чем смеялся еще Н.В. Гоголь?»; час эстетического воспитания «Н.В. Гоголь и А.С. Пушкин».

И.С. ТУРГЕНЕВ

Основные вехи биографии И.С. Тургенева. Произведения писателя о любви: повесть «Ася». Возвышенное и трагическое в изображении жизни и судьбы героев. Образ Аси: любовь, нежность, верность, постоянство; цельность характера — основное в образе героини.

Теория литературы: лирическая повесть, тропы и фигуры в художественной стилистике повести.

Развитие речи: различные виды пересказа, тезисный план, дискуссия, письменная характеристика персонажа, отзыв о прочитанном.

Связь с другими искусствами: подбор музыкальных фрагментов для возможной инсценировки, рисунки учащихся.

Возможные виды внеурочной деятельности: дискуссия в литературной гостиной (тема дискуссии формулируется учащимися).

Н.А. НЕКРАСОВ

Основные вехи биографии Н.А. Некрасова. Судьба и жизнь народная в изображении поэта. «Внимая ужасам войны...», «Зеленый шум». Человек и природа в стихотворении.

Теория литературы: фольклорные приемы в поэзии; песня; народность (создание первичных представлений); выразительные средства художественной речи: эпитет, бессоюзие; роль глаголов и глагольных форм.

Развитие речи: выразительное чтение наизусть, составление словаря для характеристики лирического персонажа.

Связь с другими искусствами: использование музыкальных записей.

А.А. ФЕТ

Краткие сведения о поэте. Мир природы и духовности в поэзии А.А. Фета: «Учись у них: у дуба, у березы…», «Целый мир от красоты…». Гармония чувств, единство с миром природы, духовность — основные мотивы лирики А.А. Фета.

Развитие речи: выразительное чтение, устное рисование, письменный ответ на вопрос.

Возможные виды внеурочной деятельности: литературный вечер «Стихи и песни о родине и родной природе поэтов XIX века»:

Н.И. Гнедич. «Осень»;

П.А.Вяземский. «Береза», «Осень»;

А.Н. Плещеев. «Отчизна»;

Н.П. Огарев. «Весною», «Осенью»;

И.З. Суриков. «После дождя»;

И.Ф. Анненский. «Сентябрь», «Зимний романс» и др.

А.Н. ОСТРОВСКИЙ

Краткие сведения о писателе. Пьеса-сказка «Снегурочка»: своеобразие сюжета. Связь с мифологическими и сказочными сюжетами. Образ Снегурочки. Народные обряды, элементы фольклора в сказке. Язык персонажей.

Теория литературы: драма.

Развитие речи: чтение по ролям, письменный отзыв на эпизод, составление цитатного плана к сочинению.

Связь с другими искусствами: прослушивание грамзаписи, музыкальная версия «Снегурочки». А.Н. Островский и Н.А. Римский-Корсаков.

Л. Н. ТОЛСТОЙ

Основные вехи биографии писателя. «Отрочество» (главы из повести); становление личности в борьбе против жестокости и произвола — рассказ «После бала». Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная и ложная красота, неучастие во зле, угасание любви — основные мотивы рассказа. Приемы создания образов. Судьба рассказчика для понимания художественной идеи произведения.

Теория литературы: автобиографическая проза, композиция и фабула рассказа.

Развитие речи: различные виды пересказа, тезисный план, сочинение-рассуждение.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; рисунки учащихся.

Из литературы XX века

М. ГОРЬКИЙ

Основные вехи биографии писателя. Рассказы «Мой спутник», «Макар Чудра». Проблема цели и смысла жизни, истинные и ложные ценности жизни. Художественное своеобразие ранней прозы М. Горького.

Теория литературы: традиции романтизма, жанровое своеобразие, образ-символ.

Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, цитатный план, сочинение с элементами рассуждения.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся, кинематографические версии ранних рассказов М. Горького.

Краеведение: книжная выставка «От Нижнего Новгорода — по Руси».

В. В. МАЯКОВСКИЙ

Краткие сведения о поэте. «Я» и «вы», поэт и толпа в стихах В.В. Маяковского: «Хорошее отношение к лошадям».

Теория литературы: неологизмы, конфликт в лирическом стихотворении, рифма и ритм в лирическом стихотворении.

Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть.

Возможные виды внеурочной деятельности: вечер в литературной гостиной «В.В. Маяковский — художник и актер».

Краеведение: «Москва В. Маяковского». Литературная викторина по материалам конкурсных работ учащихся.

О серьезном — с улыбкой (сатира начала XX века)

Н.А. Тэффи «Сбои и чужие»; М.М. Зощенко. «Обезьяний язык». Большие проблемы «маленьких людей»; человек и государство; художественное своеобразие рассказов: от литературного анекдота — к фельетону, от фельетона — к юмористическому рассказу.

Теория литературы: литературный анекдот, юмор, сатира, ирония, сарказм (расширение представлений о понятиях).

Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, составление словаря лексики персонажа.

Н.А. ЗАБОЛОЦКИЙ

Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Я не ищу гармонии в природе…», «Старая актриса», «Некрасивая девочка» — по выбору. Поэт труда, красоты, духовности. Тема творчества в лирике Н. Заболоцкого 50—60-х годов.

Развитие речи: выразительное чтение наизусть, сочинение-рассуждение.

Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии «Что есть красота?..».

М.В. ИСАКОВСКИЙ

Основные вехи биографии поэта. Стихотворения: «Катюша», «Враги сожгли родную хату», «Три ровесницы». Творческая история стихотворения «Катюша». Продолжение в творчестве М.В. Исаковского традиций устной народной поэзии и русской лирики XIX века.

Теория литературы: стилизация, устная народная поэзия, тема стихотворения.

Развитие речи: выразительное чтение.

Возможные виды внеурочной деятельности: литературно-музыкальный вечер «Живое наследие М.В. Исаковского».

В.П. АСТАФЬЕВ

Краткие сведения о писателе. Человек и война, литература и история в творчестве В.П. Астафьева: рассказ «Фотография, на которой меня нет». Проблема нравственной памяти в рассказе. Отношение автора к событиям и персонажам, образ рассказчика.

Развитие речи: различные виды чтения, сложный план к сочинению, подбор эпиграфа.

Краеведение: выставка «На родине писателя» (по материалам периодики и произведений В.П. Астафьева).

Возможные виды внеурочной деятельности: литературный вечер «Музы не молчали»:

А.А. Ахматова. «Нежно с девочками простились…»;

Д.С.Самойлов. «Перебирая наши даты…»;

М.В. Исаковский. «Враги сожгли родную хату»;

К.М. Симонов. «Жди меня»;

П.Г. Антокольский. «Сын» (отрывки из поэмы);

О.Ф. Берггольц. «Памяти защитников»;

М. Джалиль. «Мои песни», «Дуб»;

Е.А. Евтушенко. «Свадьбы»;

Р.Г. Гамзатов. «Журавли» и др.

А.Т. ТВАРДОВСКИЙ

Основные вехи биографии. Судьба страны в поэзии А.Т. Твардовского: «За далью — даль» (главы из поэмы). Россия на страницах поэмы. Ответственность художника перед страной — один из основных мотивов. Образ автора. Художественное своеобразие изученных глав.

Теория литературы: дорога и путешествие в эпосе Твардовского.

Развитие речи: различные виды чтения, цитатный план.

Краеведение: о России — с болью и любовью (выставка произведений А. Твардовского).

Возможные виды внеурочной деятельности:час поэзии «Судьба Отчизны»:

А.А. Блок. «Есть минуты, когда не тревожит…»;

В.В. Хлебников. «Мне мало нужно…»;

Б.Л. Пастернак. «После вьюги»;

М.В. Исаковский. «Катюша»;

М.А. Светлов. «Веселая песня»;

А.А. Вознесенский. «Слеги»;

Р.И. Рождественский. «Мне такою нравится зе­мля…»;

B.C. Высоцкий. «Я не люблю» и др.

В.Г. РАСПУТИН

Основные вехи биографии писателя. XX век на страницах прозы В. Распутина. Нравственная проблематика повести «Уроки французского». Новое раскрытие темы детей на страницах повести. Центральный конфликт и основные образы повествования. Взгляд на вопросы сострадания, справедливости, на границы дозволенного. Мотивы милосердия, готовности прийти на помощь, способность к предотвращению жестокости, насилия в условиях силового соперничества.

Теория литературы: развитие представлений о типах рассказчика в художественной прозе.

Развитие речи: составление словаря понятий, характеризующих различные нравственные представления, подготовка тезисов к уроку-диспуту.

Связь с другими искусствами:повесть В. Распутина на киноэкране.

Из зарубежной литературы

У. ШЕКСПИР

Краткие сведения о писателе. Трагедия «Ромео и Джульетта ». Певец великих чувств и вечных тем (жизнь, смерть, любовь, проблема отцов и детей). Сценическая история пьесы, «Ромео и Джульетта » на русской сцене.

Теория литературы: трагедия (основные признаки жанра).

Связь с другими искусствами:история театра.

М. СЕРВАНТЕС

Краткие сведения о писателе. Роман «Дон Кихот»: основная проблематика (идеальное и обыденное, возвышенное и приземленное, мечта и действительность) и художественная идея романа. Образ Дон Кихота. Позиция писателя. Тема Дон Кихота в русской литературе. Донкихотство.

Теория литературы: роман, романный герой.

Развитие речи:дискуссия, различные формы пересказа, сообщения учащихся.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Содержание раздела. Тема. Общее количество часов Число контр. работ Приме-чание
Введение. Художественная литература и история    
Из устного народного творчества Исторические песни: «Иван Грозный молится по сыне», «Возвращение Филарета» «Солдаты готовятся штурмовать Орешек», «Солдаты освобождают Орешек». Связь исторической песни с представлениями и исторической памятью и отражение их в народной песне. Средства выразительности в исторической песне. Нравственная проблематика в исторической песне и песне-плаче.    
Из древнерусской литературы «Слово о погибели Русской земли». Тема добра и зла в произведениях русской литературы, из «Жития Александра Невского». Глубина и сила нравственныхпредставлений о человеке. «Сказание о Борисе и Глебе». Тематическое многообразие древнерусской литературы. «Житие Сергия Радонежского». Основные нравственные проблемы житийной литературы. Тематическое многообразие древнерусской литературы.    
Из литературы XVIII века Г. Р. Державин – поэт и государственный чиновник. «Вельможа». Служба, служение, власть и народ – основные мотивы стихотворения. «Памятник». Тема поэта и поэзии.    
Н. М. Карамзин.Основные вехи биографии. М. Карамзина. Повесть «Бедная Лиза» - новая эстетическая реальность. Основная проблематика и тематика повести, новый тип героя, образ Лизы    
Подготовка к ГИА:анализ фрагмента эпического произведения. Н.М.Карамзин. «Бедная Лиза»    
Из литературы XIX века Поэты пушкинского круга. Предшественники и современники В.А.Жуковский. «Лесной царь», «Море», «Невыразимое». Краткие сведения о поэте. Основные темы, мотивы. Система образно-выразительных средств в балладе. К.Ф.Рылеев. «Иван Сусанин», «Смерть Ермака». Краткие сведения о поэте. Основные темы, мотивы. Художественное богатство стихотворений. К.Н.Батюшков. «Переход русских войск через Неман», «Надпись к портрету Жуковского», «Есть наслаждение и в дикости лесов…», «Мой гений» Е.А.Баратынский. «Чудный град порой сольется…», «Разуверение», «Муза» Краткие сведения о поэте. Основные темы, мотивы. Художественное богатство стихотворений.А.А.Дельвиг. «Русская песня», «Романс», «Идиллия». Н.М.Языков. «Пловец», «Родина». Краткие сведения о поэте. Основные темы, мотивы. Художественное богатство стихотворений.    
А.С.Пушкин. Тематическое богатство поэзии А.С. Пушкина. Тема дружбы в стихотворениях «И. И. Пущину», «19 октября 1825 года». «Песни о Стеньке Разине»: стилизация под народную песню. Урок внеклассного чтения № 1 Общечеловеческая тема «блудных детей» в литературе: в притче о блудном сыне и «Станционном смотрителе» А.С.Пушкина Обзор повести «Пиковая дама». История написания и основная проблематика. «Маленьких трагедий». «Каменный гость» Самостоятельная характеристика тематики и системы образов по предварительно составленному плану Роман «Капитанская дочка»: проблематика (любовь и дружба, любовь и долг, вольнолюбие, осознание предначертания, независимость) Система образов романа. Отношение писателя к событиям и героям. Новый тип исторической прозы.Подготовка к ГИА: КИМы и анализ фрагментаэпического произведения. А.С.Пушкин. «Капитанская дочка»    
Классное сочинение «Сравнительная характеристика Швабрина и Гринёва»    
М.Ю.Лермонтов. Кавказ в жизни и творчестве. Поэма «Мцыри»: свободолюбие, готовность к самопожертвованию, гордость, сила духа – основные мотивы поэмы. Основные мотивы поэмы «Мцыри». Образ главного героя. Художественная идея и средства ее выражения в поэме. Подготовка к ГИА: КИМы и анализ фрагмента лиро-эпического произведения.    
Н.В.Гоголь. Основные вехи биографии Н.В. Гоголя. А.С.Пушкин и Н.В.Гоголь. Творческая и сценическая история комедии «Ревизор». Русское чиновничество в сатирическом изображении Н.В. Гоголя. Хлестаков и хлестаковщина. Основной конфликт пьесы и способы его разрешения. Дискуссия «Долго ли смеяться над тем, над чем смеялся еще Н.В.Гоголь?» Подготовка к ГИА: КИМы и анализ фрагментадраматического произведения. Н.В.Гоголь «Ревизор»    
Классное сочинение на одну из предложенных тем.    
Урок внеклассного чтения № 2 Тема памяти в легенде о манкурте из повести Ч.Айтматова «И дольше века длится день».    
Основные вехи биографии И.С. Тургенева. Произведения писателя о любви: повесть «Ася». Возвышенное и трагическое в изображении жизни и судьбы героев. Образ Аси.    
Н.А.Некрасов.Основные вехи биографии Н.А. Некрасова. Судьба и жизнь народная в изображении поэта. «Внимая ужасам войны…» «Зеленый шум». Человек и природа в стихотворении.    
А.А.Фет.Краткие сведения о Фете. Мир природы и духовности в поэзии А.А. Фета: «Учись у них: у дуба, у березы...»,Подготовка к ГИА: КИМы и анализ фрагменталирического произведения «Учись у них: у дуба, у березы...» «Целый мир от красоты...». Гармония чувств, единство с миром природы, духовность — основные мотивы лирики А.А. Фета.    
А. Н. Островский Краткие сведения о писателе. Пьеса-сказка «Снегурочка»: своеобразие сюжета. Связь с мифологическими и сказочными сюжетами. Образ Снегурочки. Народные обряды, элементы фольклора в сказке. Язык персонажей.    
Л.Н.Толстой.Основные вехи биографии Л. Н. Толстого. «Отрочество» (главы из повести) «После бала». Основные мотивы рассказа. Становление личности в борьбе против жестокости. Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная и ложная красота – основные мотивы рассказа. Приемы создания образов. Судьба рассказчика для понимания художественной идеи произведения Урок-дискуссияпо рассказу «После бала» Подготовка к ГИА: КИМы и анализ фрагментаэпического произведения    
А.М.Горький.Основные вехи биографии М. Горького. Рассказ «Мой спутник» Проблема цели и смысла жизни, истинные и ложные ценности жизни. «Макар Чудра». Художественное своеобразие ранней прозы М. Горького. Подготовка к домашнему сочинению.    
Урок внеклассного чтения № 3 Свобода и сила духа в изображении М.Горького: «Песнь о Соколе».    
Урок внеклассного чтения № 4 А.Грин. Вопросы любви, добра и доброты в повести «Алые паруса»    
В. В. Маяковский Краткие сведения о В.В. Маяковском. «Я» и «вы», поэт и толпа в его стихах. «Хорошее отношение к лошадям». Рифма и ритм в лирическом стихотворении.Подготовка к ГИА: КИМы и анализ фрагменталирического произведения.    
О серьезном — с улыбкой (сатира начала XX века) Н. А. Тэффи«Свои и чужие». Большие проблемы «маленьких людей»; человек и государство. («Свои и чужие» в произведениях Н.А.Тэффи «Свои и чужие» и К.Паустовского «Телеграмма») М.М. Зощенко. «Обезьяний язык». Художественное своеобразие рассказов: от литературного анекдота – к фельетоны, от фельетона – к юмористическому рассказу.    
Н. А. Заболоцкий. Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Я не ищу гармонии в природе…», «Старая актриса», «Некрасивая девочка». Поэт труда, красоты, духовности. Тема творчества в поэзии Н.А.Заболоцкого    
М. В. Исаковский Основные вехи биографии поэта. Стихотворения «Катюша», «Враги сожгли родную хату», «Три ровесницы». Продолжение в творчестве М.В. Исаковского традиций устной народной поэзии и русской лирики XIX века.    
В. П. Астафьев. Краткие сведения о В. П. Астафьеве. Человек и война, литература и история в его творчестве. «Фотография, на которой меня нет». Проблема нравственной памяти в рассказе. Образ рассказчика. Отношение автора к событиям и персонажам. Подготовка к домашнему сочинению.    
А.Т. Твардовский Основные вехи биографии. Судьба страны в поэзии А.Т. Твардовского: «За далью — даль» Россия на страницах поэмы. Ответственность художника перед страной – один из основных мотивов. Образ автора. Художественное своеобразие изученных глав.    
Урок внеклассного чтения № 5 Час поэзии «Судьба Отчизны»: А.А.Блок «Есть минуты, когда не тревожит…», В.В.Хлебников «Мне мало нужно…» и др.    
Основные вехи биографии В. Распутина. Нравственная проблематика повести «Уроки французского». Новое раскрытие темы детей на страницах повести. Центральный конфликт и основные образы повествования. Диспут: уроки французского – уроки доброты?    
Итоговое тестирование.    
Из зарубежной литературы. У. Шекспир. Краткие сведения о писателе. Трагедия «Ромео и Джульетта». Певец великих чувств и вечных тем. Сценическая история пьесы, «Ромео и Джульетта » на русской сцене.    
М.Сервантес. Краткие сведения о писателе. Роман «Дон Кихот»: основная проблематика и художественная идея романа. Образ Дон Кихота. Позиция писателя. Тема Дон Кихота в русской литературе. Донкихотство.    
Подведение итогов. Список литературы на лето.    
Резервные уроки    

Наши рекомендации