Программы по литературному чтению

Планируемые результаты освоения

Программы по литературному чтению

К концу 1 класса

ЛИЧНОСТНЫЕ

У учащихся будет сформировано:

· положительное отношение к урокам литературного чтения.

Учащиеся приобретают опыт:

· внимательного отношения к нравственному содержанию поступков;

· внимательного отношения к собственным переживаниям и переживаниям других людей;

У учащихся может быть сформировано:

· внимание к красоте окружающего мира.

ПРЕДМЕТНЫЕ

Речевая и читательская деятельность

Учащиеся научатся:

· воспринимать на слух художественное произведение;

· сознательно, плавно, правильно читать целыми словами;

· объяснять смысл названия произведения;

· читать вслух осмысленно, передавая нужную интонацию;

· отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.

Учащиеся получат возможность научиться:

· высказывать свое отношение к героям произведения с помощью учителя, опираясь на личный опыт.

Творческая деятельность

Учащиеся научатся:

· выразительно читать и учить наизусть стихотворения.

Учащиеся получат возможность научиться:

· сочинять рассказы по рисункам;

· сочинять короткие истории на заданную тему по вопросам педагога.

Литературоведческая пропедевтика

Учащиеся получат возможность научиться:

· выделять рифмы в тексте стихотворения;

· чувствовать ритм стихотворения (прохлопывать ритм);

· различать сказки, стихотворения, рассказы.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Учащиеся научатся:

· ориентироваться в учебнике (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание);

· находить значения отдельных слов в толковом словаре, помещённом в учебнике (под руководством учителя);

· участвовать в диалоге;

· сравнивать героев разных произведений.

Учащиеся получат возможность научиться:

· выбирать задание, тему проекта из предложенных, основываясь на своих интересах;

· знакомиться с новой книгой, ее автором, названием, иллюстрациями;

· внимательно слушать собеседника и оценивать его высказывание;

· сравнивать свой ответ с ответами одноклассников.

Планируемые результаты освоения

Программы по литературному чтению

К концу 2 класса

ЛИЧНОСТНЫЕ

У учащихся будут сформированы:

· положительное отношение и интерес к урокам литературного чтения.

Учащиеся приобретают опыт:

· внимательного отношения к собственным переживаниям, вызванным восприятием природы, произведения искусства, собственных поступков, действий других людей;

· оценки своих эмоциональных реакций, поступков и действий других людей.

У учащихся могут быть сформированы:

· представление о добре и зле, общих нравственных категориях;

· умение соотносить жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями;

· ориентация в нравственном содержании собственных поступков и поступков других людей;

· умения оценивать свое отношение к учебе;

· внимание к переживаниям других людей, чувство сопереживания;

· эстетическое чувство на основе знакомства с разными видами искусства, наблюдений за природой. (внимательное и вдумчивое отношение к произведениям искусства, явлениям природы)

ПРЕДМЕТНЫЕ

Речевая и читательская деятельность

Учащиеся научатся:

· воспринимать на слух художественное произведение, определять произведенное им впечатление;

· читать вслух осмысленно, передавая нужную интонацию;

· пересказывать произведение кратко, выборочно, используя соответствующую лексику;

· объяснять смысл названия произведения, связь его с содержанием;

· вычленять фрагменты текста, нужные для ответа на поставленные вопросы;

· объяснять действия персонажей;

· делить произведения на части, озаглавливать их (под руководством учителя);

· сравнивать героев разных произведений;

· ставить вопросы к тексту.

Учащиеся получат возможность научиться:

· в процессе размышления над произведением привлекать опыт собственных переживаний, жизненных впечатлений.

Творческая деятельность

Учащиеся научатся:

· создавать рассказ по циклу картинок;

· рассказывать прочитанную сказку от лица персонажа по данному плану с помощью учителя;

· выразительно читать стихотворение и фрагменты прозаического текста перед группой.

Учащиеся получат возможность научиться:

· читать по ролям художественное произведение;

· сочинять рассказы, загадки, сказки, продолжения прочитанных произведений;

· придумывать иллюстрации к прочитанным произведениям;

· создавать рассказ на заданную тему по личным впечатлениям;

· участвовать в инсценировании литературных произведений.

Регулятивные

Учащиеся приобретают опыт:

· выполнения учебных действий в устной и письменной форме;

· самостоятельной оценки правильности выполненных действия, внесения корректив;

· планирования своих действий в соответствии с поставленной целью (например, участие в проектной деятельности).

Познавательные

Учащиеся научатся:

· прогнозировать содержание произведения по его названию, ключевым словам;

· самостоятельно находить значения отдельных слов в толковом словаре, помещённом в учебнике, в сносках к тексту;

Учащиеся получат возможность научиться:

· сравнивать произведения и героев;

· устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев;

· находить объяснение незнакомых слов в словаре;

· находить нужные книги в библиотеке.

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

· работая в паре, высказывать свое мнение, выслушивать мнение партнёра;

· задавать вопросы по тексту произведения;

· сотрудничать с одноклассниками, участвуя в групповой деятельности (под руководством взрослого).

Учащиеся получат возможность научиться:

· обсуждать героев литературных произведений: высказывать свое отношение, оценивать высказывание партнера, вырабатывать общую позицию;

· аргументировать собственную позицию;

· получать нужную информацию, задавая вопросы старшим; сопоставлять полученные ответы.

Планируемые результаты освоения

К концу 3 класса

ЛИЧНОСТНЫЕ

У учащихся будут сформированы:

· умение соотносить жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями;

· ориентация в нравственном содержании собственных поступков и поступков других людей;

· умение оценивать свое отношение к учебе;

· уважение к культуре разных народов.

У учащихся могут быть сформированы:

· представление об общих нравственных категориях у разных народов;

· нравственное чувство и чувственное сознание;

· умение анализировать свои переживания и поступки;

· способность к самооценке;

· эмпатия, способность к сопереживанию другим людям;

· бережное отношение к живой природе;

· эстетическое чувство на основе знакомства с разными видами искусства, наблюдениями за природой.

ПРЕДМЕТНЫЕ

Творческая деятельность

Учащиеся научатся:

· читать по ролям художественное произведение;

· продолжать сюжет произведения, историю героя;

· участвовать в инсценировании произведения.

Учащиеся получат возможность научиться:

· создавать устно и письменно произведения разных жанров по аналогии с прочитанным, на заданную тему, по репродукции картины, серии иллюстраций, по результатам наблюдений;

· выражать свое отношение к литературным произведениям, явлениям природы в устной и письменной форме, рисунках.

Регулятивные

Учащиеся научатся:

· соотносить свои действия с поставленной целью;

· выполнять учебные действия в устной и письменной форме.

Учащиеся получат возможность научиться:

· учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста;

· планировать свои учебные действия;

· анализировать результаты своей деятельности, вносить необходимые поправки;

· составлять план научно-популярной статьи, использовать его при пересказе;

· планировать свою читательскую деятельность;

· планировать свою деятельность при реализации проекта.

Познавательные

Учащиеся научатся:

· сравнивать произведения и героев;

· устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений;

· свободно ориентироваться в аппарате учебника;

· находить нужную информацию в словарях и справочниках в конце учебника.

Учащиеся получат возможность научиться:

· сравнивать и классифицировать жизненные явления;

· выявлять аналогии между героями, произведениями, жизненными явлениями;

· находить нужную информацию в школьном толковом словаре, детской энциклопедии;

· сопоставлять информацию, полученную из научно-популярной статьи, с художественным произведением;

· ориентироваться в аппарате книжного издания (название, автор, предисловие, оглавление, выходные сведения);

· находить в библиотеке книги по заданной тематике, ориентироваться в сборниках произведений;

· извлекать информацию из произведений изобразительного искусства;

· знакомиться с детской периодической литературой.

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

· участвовать в коллективном обсуждении художественных произведений;

· сотрудничать с одноклассниками в ходе проектной деятельности.

Учащиеся получат возможность научиться:

· работая в паре, аргументировать свою позицию, учитывать мнение партнера;

· осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль при работе в группе;

· овладевать диалогической формой речи;

· формулировать и задавать вопросы, необходимые для достижения конкретных результатов при работе в группе.

Планируемые результаты освоения

К концу 4 класса

ЛИЧНОСТНЫЕ

У учащихся будут сформированы:

· ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

· способность к самооценке;

· чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины, осознание этнической принадлежности;

· представления об общих нравственных категориях (добре и зле) у разных народов, моральных нормах, нравственных и безнравственных поступках;

· ориентация в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков других людей;

· регулирование поведения в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями;

· эмпатия, понимание чувств других людей и сопереживание им, выражающееся в конкретных поступках;

· эстетическое чувство на основе знакомства с художественной культурой;

· познавательная мотивация учения;

могут быть сформированы:

· чувство понимания и любви к живой природе, бережное отношение к ней;

· устойчивое стремление следовать в поведении моральным нормам;

· толерантное отношение к представителям разных народов и конфессий.

ПРЕДМЕТНЫЕ

Творческая деятельность

Учащиеся научатся:

· читать по ролям художественное произведение;

· создавать текст на основе плана;

· придумывать рассказы по результатам наблюдений с включением описаний, рассуждений, анализом причин происшедшего;

· писать (на доступном уровне) сочинение на заданную тему, отзыв о прочитанной книге, кинофильме, телевизионной передаче;

· участвовать в драматизации произведений, читать наизусть лирические произведения, отрывки прозаических текстов;

· создавать сочинения по репродукциям картин и серии иллюстраций.

Учащиеся получат возможность научиться:

· создавать творческий пересказ произведения или его фрагмента от имени одного из героев, придумывать продолжение истории персонажа и сюжета;

· создавать иллюстрации к произведениям;

· создавать в группе сценарии и проекты.

Регулятивные

Учащиеся научатся:

· планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью;

· учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста;

· выполнять учебные действия в устной и письменной форме;

· вносить коррективы в действие после его завершения, анализа результатов и их оценки.

Учащиеся получат возможность научиться:

· ставить новые задачи для освоения художественного текста в сотрудничестве с учителем;

· самостоятельно оценивать правильность выполненных действия как по ходу их выполнения так и в результате проведенной работы;

· планировать собственную читательскую деятельность.

Познавательные

Учащиеся научатся:

· находить нужную информацию, используя словари, помещённые в учебнике (толковый, синонимический, фразеологический);

· выделять существенную информацию из текстов разных видов;

· сравнивать произведения и их героев, классифицировать произведения по заданным критериям;

· устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений;

· устанавливать аналогии.

Учащиеся получат возможность научиться:

· осуществлять поиск необходимой информации, используя учебные пособия, фонды библиотек и Интернет;

· сравнивать и классифицировать жизненные явления, типы литературных произведений, героев, выбирая основания для классификации;

· строить логические рассуждения, включающие определение причинно-следственных связей в устной и письменной форме, в процессе анализа литературного произведения и на основании собственного жизненного опыта;

· работать с учебной статьёй (выделять узловые мысли, составлять план статьи).

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

· работая в группе учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;

· аргументировать собственную позицию и координировать её с позицией партнёров при выработке решения;

· точно и последовательно передавать партнёру необходимую информацию;

· оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль;

· владеть диалогической формой речи;

· корректно строить речь при решении коммуникативных задач.

Учащиеся получат возможность научиться:

· понимать относительность мнений и подходов к решению поставленной проблемы;

· задавать вопросы, необходимые для организации работы в группе.

Планируемые результаты освоения

программы по литературному чтению

К концу 1 класса

ЛИЧНОСТНЫЕ

У учащихся будет сформировано:

· положительное отношение к урокам литературного чтения.

Учащиеся приобретают опыт:

· внимательного отношения к нравственному содержанию поступков;

· внимательного отношения к собственным переживаниям и переживаниям других людей;

У учащихся может быть сформировано:

· внимание к красоте окружающего мира.

ПРЕДМЕТНЫЕ

Наши рекомендации