II. Вступительное слово учителя (должно быть как можно более ярким и запоминающимся) о Лермонтове
Можно воспользоваться статьей И. Л. Андроникова «Образ Лермонтова». Иллюстративный материал — портреты Лермонтова (для сопоставления) художников К. А. Горбунова, Ф. О. Будкина, автопортрет.
Михаил Юрьевич Лермонтов — крупнейший поэт России, основоположник наряду с А. С. Пушкиным и Н. В. Гоголем русской классической прозы.
Воспитывался бабушкой, Е. А. Арсеньевой. Рано столкнулся со смертью самых близких людей, рос болезненным, что обострило в мальчике ощущение трагического несовершенства мира. Учился в Московском университетском благородном пансионе (1828—1830), Московском университете (1830—1832) и Петербургской школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров (1832—1834). Служил в гвардии. В 1837 г. и 1840—1841 гг. отправлялся в ссылки на Кавказ: первый раз за стихотворение «Смерть поэта», второй — за дуэль с сыном французского посланника Э. де Барантом. В 1840 г. отличился в боевых действиях, но наград не удостоен. Убит на дуэли своим бывшим однокашником В. С. Мартыновым.
Писал стихи с 1828 г., но вошел в литературу сравнительно с Пушкиным поздно: начал отдавать произведения в печать на 23-м году жизни (первая подписанная публикация, осуществленная самим Лермонтовым, «Бородино»). Систематически печатать стихи стал уже 25-летним. В 1840 г. вышли единственный прижизненный сборник «Стихотворения М. Лермонтова» (26 стихотворений и две поэмы) и роман «Герой нашего времени» (переиздание с предисловием, 1841). Раннее творчество (1828—1832 гг., в юнкерской школе Лермонтов стихов писал мало), количественно намного превосходя созданное в 1836—1841 гг., качественно в основном резко ему уступает, хотя юный поэт мог создавать и шедевры («Ангел», 1831; «Парус», 1832). При весьма небрежном отношении Лермонтова к своим рукописям до нас дошло около 300 его юношеских стихотворений, 23 завершенные и неоконченные поэмы, написанные до 1837 г. (причем «Демон» в пяти редакциях), три пьесы в прозе и две в стихах («Маскарад» был переработан в другую пьесу — «Арбенин», но она, как и исходный текст, не была допущена в печать и на сцену), два неоконченных романа.
Раннее творчество важно для понимания его мировоззрения, пройденной эволюции и в целом не уступает среднему уровню романтической литературы 1820—1830-х годов. Уже тогда была четко заявлена как основная для него идея деятельности:
Так жизнь скучна, когда боренья нет.
Мне нужно действовать, я каждый день
Бессмертным сделать бы желал, как тень
Великого героя, и понять
Я не могу, что значит отдыхать.
(«1831 июня 11 дня»)
К лирике Лермонтова больше, чем к пушкинской и вообще предшествующей, применимо понятие «лирический герой». Герой разных его стихотворений обладает некими, пусть абстрактными, биографическими чертами. Он уверен в своей избранности:
Я рожден, чтоб целый мир был зритель
Торжества иль гибели моей...
(«К*» 1832)
То с каким-то удивительным подвигом, то с поэзией связывается право на бессмертие, приобщение к высшему, небесному миру здесь, на земле. Небо мыслится неизмеримо совершеннее земли, но знакомые, понятные радости и даже страдания порой привлекают к себе больше. Герой Лермонтова боится обезличивания души за гробом; в зрелом творчестве даже мертвец, не встретив любимую среди ангелов, не может забыть «любви безумного томленья» («Любовь мертвеца», 1841), а вместе с тем двое любящих, встретившись за гробом, не узнают друг друга («Они любили друг друга так долго и нежно...», 1841). Отсюда богоборчество Лермонтова, его приверженность героям-бунтарям, в том числе небесным (поэмы «Азраил», 1831, «Демон», работа над которой началась в 1829 и в основном была завершена в 1838 г.), такие стихотворения, как трагически-ироническая «Благодарность» (1840) с вызовом к тому, кому обязан жизнью, полной несправедливости и страданий: «Устрой лишь так, чтобы тебя отныне / Недолго я еще благодарил» (по цензурным условиям нельзя напечатать «Тебя»). Человек в стихах Лермонтова наделяется демоническими чертами, а контрасты в его душе служат оправданием страдающего «высокого зла».
Лирический герой тяготеет к совершенству, и только побочным результатом этого становится слава («Слава», 1831). Фатальная обреченность человека не препятствует его героическому стремлению к высокому, он готов ради самого этого стремления и на неизбежное поражение, и на гибель.
Кроме философской темы у раннего Лермонтова представлены темы любовная (циклы, обращенные к Е. А. Сушковой, Н. Ф. Ивановой, В. А. Бахметевой) и гражданская — с апофеозом древнего Новгорода (о том же поэма «Последний сын вольности», 1831), интересом к народным восстаниям во Франции, как в стихотворении «30 июля. — (Париж) 1830 года», или в будущей России, как в стихотворении «Предсказание» («Настанет год, России черный год...», 1830).