III. Характеристика персонажей. Суждения учащихся
Софья, с невольного плутовства которой и начинается пьеса, — сложная натура. Она остроумна, сообразительна, презирает грубость и невежество Скалозуба, ее раздражает желчный язык Чацкого. Воспитанная на французских романах, Софья оттуда заимствует образ возлюбленного — робкого, преданного, но бедного человека. Черты этого «рыцаря» она «приписывает» Молчалину и жестоко обманывается. Презирая «кривизну души», Софья по тактическим соображениям вынуждена фальшивить и прятаться, чтобы отстоять свое право любить наперекор воле отца и мнению «света». Скептически относящаяся к обществу, хотя и не вступающая с ним в противоборство, она оказывается опасной противницей Чацкого, распространяющей клевету о его сумасшествии. Но поведение героини от сцены к сцене свидетельствует о неспособности к сознательному обману, об искренности ее отношения к Молчалину. Став свидетельницей его любовного домогательства Лизы, Софья мужественно, обвиняя «себя кругом», переносит удар. Она покорно выслушивает и нравоучения Фамусова, и язвительное предложение Чацкого помириться с Молчалиным. Но последнее, учитывая сущность ее характера, вряд ли возможно.
Двойная мораль «светского» общества талантливо воплощается Молчалиным. Уже в начале пьесы становится очевидным «парадоксальное несоответствие» его личности и «значимой» фамилии. Молчалин робок и молчалив (немногословен) с Софьей и в гостиной Фамусова, но с Лизой и Чацким он превращается в «говоруна» и повесу. Очевидно, его фамилия содержит намек на скрытые и важные свойства натуры. В диалогах с Чацким (в 3-м действии) и с Лизой (в 4-м действии), обнаруживающих пошлость, низость и непросвещенность Молчалина, ярко и однозначно формулируется мысль, что герой равнодушен ко всему, кроме карьеры. Небогатый и незнатный, он пытается дойти «до степеней известных» благодаря трудолюбию и упорству, но, прежде всего, обману. Молчалин лжет Фамусову, «принимает вид» любовника Софьи, играет роль учтивого собеседника, партнера по игре в карты, иногда слуги. В своем небесталанном каждодневном актерстве он «озабочен одним: скрыть, закамуфлировать душевный прагматизм, холодную, эгоистическую расчетливость дельца и циника». Играть и обманывать Молчалину помогает «пустое сердце». Он бессердечен, душа его молчит, вероятно, потому, и дана ему Грибоедовым такая фамилия.
В обществе, где отношения между людьми утратили искренность и душевную теплоту, «бессловесный» Молчалин «дойдет до степеней известных», может быть, поднимется «выше» Фамусова, который, несмотря на многочисленные недостатки, сохранил в себе искреннюю привязанность к дочери, стремление заботиться о ней. В образе Фамусова наиболее ярко воплотилась способность скрыть, выгодно объяснить смысл своих и чужих поступков. Его зависимость от общественного мнения, толпы подчеркивает «говорящая» фамилия (от лат. fama — молва, сплетня). Фамусову — крупному и влиятельному чиновнику, мечтающему о завидном женихе для дочери, — принадлежит заметная роль в любовной интриге («Что за комиссия. Создатель, // Быть взрослой дочери отцом!»). «Благородный отец» вдохновенно поучает, «наставляет на путь истинный» почтительных «детей». В блистательном автопортретном монологе Фамусов себя рекомендует как образец добродетелей. Быстрое саморазоблачение вскрывает и «игру» самого героя, и механизм светских отношений, для которых характерна «дистанция огромного размера» между словом и делом.
Фамусов в пьесе является и главным нравственным антиподом Чацкого. Именно с его внезапным появлением (действие I, явление 7) в развитие сюжета вплетаются новые мотивы и идеи, происходит вторая завязка сюжета. С этого момента любовная и общественная линии развиваются параллельно. А сам Чацкий несет основную нагрузку и в любовной интриге (Чацкий — Молчалин — Софья), и в общественном противостоянии (Чацкий — московский «свет»).
Желая воссоздать пеструю палитру нравственного облика фамусовского общества, Грибоедов расширил панораму действующих лиц, по замечанию П. А. Вяземского, населил сцену народом. Вслед за центральными героями, составляющими ядро сюжета, в комедию входит целая галерея второстепенных, эпизодических и внесценических персонажей, представляющих яркие и одновременно типические характеры.
Так, Скалозуб являет собой тип солдафона, самоуверенного и агрессивного. Загорецкий представляет из себя «мастера услужить», необходимого в среде Фамусовых: он достает Софье билеты в театр, Хлестовой и ее сестре. Этот персонаж — антипод Чацкого. Главный герой, человек честный и порядочный, изгнан из общества, тогда как Загорецкий, «отъявленный мошенник, плут», всюду принят. Именно он разносит сплетню о сумасшествии Чацкого. Сопоставлены с главным героем и два других персонажа — Репетилов и Горич. Первый являет собой образ псевдооппозиционера. Не имея своего мнения, Репетилов (от лат. repeto — повторять) повторяет чужое. Грибоедов противопоставляет внутренне пустого человека, примеряющего на себя «чужие» облики я взгляды, Чацкому, имеющему свои четко продуманные убеждения. Горич (от горе) представляет из себя пример быстрого превращения подтянутого и храброго офицера в «мужа-мальчика», «мужа-слугу». Его «горькая судьба наглядно демонстрирует, что произошло бы с Чацким, если он стал выполнять наказы Фамусова, учиться, «на старших глядя».
Яркими индивидуальными характеристиками обладают и эпизодические персонажи — Хлестова, Тугоуховские, Хрюмины, Г.Н., Г.Д. Одновременно они являются и определенными общественными типажами, дополняющими нравственную «физиономию» фамусовской Москвы.
Удивительно много в комедии внесценических персонажей, представляющих каждую из противоборствующих сторон.
— Перечислите внесценических персонажей, которых можно назвать единомышленниками Чацкого (его оппонентами)?
— Зачем они понадобились автору?
Информация для учителя
Сатирическое изображение целого общества повлекло за собою обилие действующих лиц в «Горе от ума», что дало возможность всесторонне охарактеризовать мир фамусовых, создать широкий и целостный образ крепостнического лагеря. В «Горе от ума» — это характерно для реализма — охвачена жизнь определенной среды во всем ее многообразии и снизу доверху. Ни в какой другой пьесе — ни до «Горя от ума», ни после нее — нет такого количества персонажей, как действующих на сцене, так возникающих из их реплик в воображении читателя и также представляющих собой определенные явления жизни.