Можно ли употреблять ядь в свежем виде?

а) да; б) нет.

(Ядь — пища.)

6. Пращур — это:

а) динозавр; б) отец прапрадеда или прапрабабки; в) название болезни.

(Пращур — предок, отец прапрадеда, прапрабабки.)

Какого цвета бывают ланиты?

а) красные; б) зеленые; в) синие.

(Ланиты — щеки.)

Сколько раз в год крестьяне орали?

а) один; б) два; в) сто раз.

(Орать (орати) — пахать.)

Можно ли носить кольцо с аспидом?

а) да; б) нет.

(Аспид — ядовитая змея.)

Из чего делают убрус?

а) из ткани; б) из дерева; в) из теста.

(Убрус — повязка, платок, полотенце.)

IV раунд

1. Простоволосый — это:

а) без кудрей; б) без волос; в) без шапки.

(Простоволосый — с непокрытой головой.)

2. Каково ваше порекло?

(Порекло — прозвание, прозвище.)

Прилично ли человеку щечить?

а) да; б) нет.

(Щечить — обирать, тайно брать.)

Сколько у вас рамен?

а) 2; б) 20; в) 32.

(Рамена — плечи.)

Сядьте ошую.

(Ошую — слева; одесную — справа.)

6. Мурза — это:

а) грязнуля; б) нищий; в) вельможа.

(Мурза — татарский вельможа.)

7. Обло — значит:

а) толстое; б) худое; в) горбатое.

(Обло — толстое, круглое.)

8. Инок живет:

а) в другом государстве; в) монастыре; в) в лесу.

(Инок — православный монах.)

Можно ли верить забобонам?

а) да; б) нет.

(Забобоны — сказки, бредни.)

Все ли могут писать десницей?

а) да; б) нет.

(Десница — правая рука.)

V раунд

1. Сулица — это:

а) обещание; б) оружие; в) удочка.

(Сулица — копье.)

2. Неколико — это:

а) много; б) мало; в) нисколько.

(Неколико — несколько, немного.)

Где использовались шереширы?

а) на рыбалке; б) в игре; в) на войне.

(Шереширы — уже неизвестный военный снаряд.)

Что необходимо, чтобы стать толмачом?

а) хорошо рисовать; б) быстро бегать; в) знать языки.

(Толмач — переводчик.)

5. Очеса — это:

а) глаза; б) волосы; в) валенки.

(Очеса — очи, глаза.)

6. Во время брани (битвы) живот можно:

а) набить; б) отрастить; в) потерять.

(Живот — жизнь.)

Для чего использовали дощеник?

а) для плавания; б) для захоронения; в) для письма.

(Дощеник (дощаник) — плоскодонное парусное весельное судно.)

8. На вые носят:

а) шапку; б) шарф; в) очки.

(Выя — шея.)

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ХIХ ВЕКА

Урок 17. «Золотой век» русской литературы.

От классицизма и сентиментализма к романтизму

Цель урока: изучить понятие «русская классическая литература», романтизм как литературное направление.

Словарная работа: классический, классик, романтический, романтизм.

Ход урока

I. Знакомство со статьей учебника «Шедевры русской литературы ХIX века»

— Кто из русских писателей и поэтов обозначен или назван в статье Машинского?

— Какое слово заменяет любое из прозвучавших имен?

— Какова роль русской классической литературы в духовной жизни человечества?

II. Словарная работа

Классицизм, классицистический; классик, классика, классический.

Классический —

1. античный и тем самым образцовый;

2. связанный с изучением античных языков и литературы;

3. относящийся к классицизму;

4. созданный классиком, совершенный, признанный, образцовый.

Классик —

1. специалист по классической филологии;

2. великий деятель науки, искусства, литературы, чьи творения сохраняют значение общепризнанного образца.

Классическая литература — канонизированная литература; образцовая, наиболее значительная.

Обращаем внимание на многозначность слов, возможность двоякого и более уместного употребления слова классический, на сопряжение значений слов классицизм и классика. Так для Франции классицизм ХVII в. (Мольер, Лафонтен, Расин) стал и национальной классикой. Русская классическая литература соотносится с ХIХ в. — это золотой век русской литературы, и прежде всего поэзии.

III. Проанализировать два высказывания Белинского

...Жуковский, кроме того, имеет великое

историческое значение для русской поэзии вообще;

одухотворив русскую поэзию романтическими элементами,

он сделал ее доступной для общества, дал ей возможность развитая,

и без Жуковского мы не имели бы Пушкина.

В. Г. Белинский. Сочинения Александра Пушкина

Классицизм и романтизм — вот два слова...

с коими мы засыпали и просыпались, за кои дрались насмерть,

о коих спорили до слез и в классах и гостиных,

и на площадях и на улицах.

В. Г. Белинский. Литературные мечтания

— Какую информацию мы из них извлекли?

— Какую характеристику получает в ней тот период, о котором мы начинаем разговор?

Итак, начало ХIХ в. в русской литературе — это борьба классицизма и романтизма; романтическая муза Жуковского даст толчок развитию новой поэзии, подготовит появление на поэтическом небосклоне Пушкина.

Наши рекомендации