Можно ли употреблять ядь в свежем виде?
а) да; б) нет.
(Ядь — пища.)
6. Пращур — это:
а) динозавр; б) отец прапрадеда или прапрабабки; в) название болезни.
(Пращур — предок, отец прапрадеда, прапрабабки.)
Какого цвета бывают ланиты?
а) красные; б) зеленые; в) синие.
(Ланиты — щеки.)
Сколько раз в год крестьяне орали?
а) один; б) два; в) сто раз.
(Орать (орати) — пахать.)
Можно ли носить кольцо с аспидом?
а) да; б) нет.
(Аспид — ядовитая змея.)
Из чего делают убрус?
а) из ткани; б) из дерева; в) из теста.
(Убрус — повязка, платок, полотенце.)
IV раунд
1. Простоволосый — это:
а) без кудрей; б) без волос; в) без шапки.
(Простоволосый — с непокрытой головой.)
2. Каково ваше порекло?
(Порекло — прозвание, прозвище.)
Прилично ли человеку щечить?
а) да; б) нет.
(Щечить — обирать, тайно брать.)
Сколько у вас рамен?
а) 2; б) 20; в) 32.
(Рамена — плечи.)
Сядьте ошую.
(Ошую — слева; одесную — справа.)
6. Мурза — это:
а) грязнуля; б) нищий; в) вельможа.
(Мурза — татарский вельможа.)
7. Обло — значит:
а) толстое; б) худое; в) горбатое.
(Обло — толстое, круглое.)
8. Инок живет:
а) в другом государстве; в) монастыре; в) в лесу.
(Инок — православный монах.)
Можно ли верить забобонам?
а) да; б) нет.
(Забобоны — сказки, бредни.)
Все ли могут писать десницей?
а) да; б) нет.
(Десница — правая рука.)
V раунд
1. Сулица — это:
а) обещание; б) оружие; в) удочка.
(Сулица — копье.)
2. Неколико — это:
а) много; б) мало; в) нисколько.
(Неколико — несколько, немного.)
Где использовались шереширы?
а) на рыбалке; б) в игре; в) на войне.
(Шереширы — уже неизвестный военный снаряд.)
Что необходимо, чтобы стать толмачом?
а) хорошо рисовать; б) быстро бегать; в) знать языки.
(Толмач — переводчик.)
5. Очеса — это:
а) глаза; б) волосы; в) валенки.
(Очеса — очи, глаза.)
6. Во время брани (битвы) живот можно:
а) набить; б) отрастить; в) потерять.
(Живот — жизнь.)
Для чего использовали дощеник?
а) для плавания; б) для захоронения; в) для письма.
(Дощеник (дощаник) — плоскодонное парусное весельное судно.)
8. На вые носят:
а) шапку; б) шарф; в) очки.
(Выя — шея.)
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ХIХ ВЕКА
Урок 17. «Золотой век» русской литературы.
От классицизма и сентиментализма к романтизму
Цель урока: изучить понятие «русская классическая литература», романтизм как литературное направление.
Словарная работа: классический, классик, романтический, романтизм.
Ход урока
I. Знакомство со статьей учебника «Шедевры русской литературы ХIX века»
— Кто из русских писателей и поэтов обозначен или назван в статье Машинского?
— Какое слово заменяет любое из прозвучавших имен?
— Какова роль русской классической литературы в духовной жизни человечества?
II. Словарная работа
Классицизм, классицистический; классик, классика, классический.
Классический —
1. античный и тем самым образцовый;
2. связанный с изучением античных языков и литературы;
3. относящийся к классицизму;
4. созданный классиком, совершенный, признанный, образцовый.
Классик —
1. специалист по классической филологии;
2. великий деятель науки, искусства, литературы, чьи творения сохраняют значение общепризнанного образца.
Классическая литература — канонизированная литература; образцовая, наиболее значительная.
Обращаем внимание на многозначность слов, возможность двоякого и более уместного употребления слова классический, на сопряжение значений слов классицизм и классика. Так для Франции классицизм ХVII в. (Мольер, Лафонтен, Расин) стал и национальной классикой. Русская классическая литература соотносится с ХIХ в. — это золотой век русской литературы, и прежде всего поэзии.
III. Проанализировать два высказывания Белинского
...Жуковский, кроме того, имеет великое
историческое значение для русской поэзии вообще;
одухотворив русскую поэзию романтическими элементами,
он сделал ее доступной для общества, дал ей возможность развитая,
и без Жуковского мы не имели бы Пушкина.
В. Г. Белинский. Сочинения Александра Пушкина
Классицизм и романтизм — вот два слова...
с коими мы засыпали и просыпались, за кои дрались насмерть,
о коих спорили до слез и в классах и гостиных,
и на площадях и на улицах.
В. Г. Белинский. Литературные мечтания
— Какую информацию мы из них извлекли?
— Какую характеристику получает в ней тот период, о котором мы начинаем разговор?
Итак, начало ХIХ в. в русской литературе — это борьба классицизма и романтизма; романтическая муза Жуковского даст толчок развитию новой поэзии, подготовит появление на поэтическом небосклоне Пушкина.