II. Итоговый тест. Творческая работа (30 мин)

(Желательна предварительная подготовка карточек заданий. В зависимости от подготовленности класса количество заданий может быть сокращено.)

Материал для проведения работы — в конце книги - в двух вариантах. Тест сделан в виде разрезных карточек — их можно просто вырезать и откопировать.

Урок развития речи. Литературная игра

По итогам изучения древнерусской литературы, а также поэтов и писателей ХVIII в. целесообразно провести литературную игру «Проще простого», как это предлагает сделать Надежда Арсеньева из г. Уфа.

При изучении древнерусской литературы, а также творчества поэтов и писателей ХVIII в. ученики сталкиваются с огромным пластом устаревшей и малоупотребительной лексики. Заранее дается задание выписать в алфавитном порядке непонятные устаревшие слова, объяснить их. Эти миниатюрные толковые словари пригодятся и пополнятся во время игры. Два участника разыгрывают, кто будет первым отгадывать слова. Для этого мы вспоминаем имена собственные, встречающиеся, например, в стихотворениях Ломоносова.

Игрокам предлагается распределить карточки по рубрикам:

1) полководец;

2) монарх;

3) поэт, писатель;

4) ученый;

5) живописец;

6) музыкант;

7) божество;

8) путешественник;

9) философ;

10) священнослужитель.

На карточках записаны имена:

Август, Алкивиад, Анакреонт, Аристотель, Боян, Вергилий, Гомер, Гораций, Давид, Декарт, Евклид, Зоил, Иезекиль, Иоанн, Златоуст, Калигула, Колумб, Крез, Лафонтен, Людовик, Никон, Перикл, Пиндар, Платон, Птоломей, Сенека, Сократ, Соломон, Спиноза, Цезарь, Цицерон, Эзоп, Алкид, Борей, Вакх, Велес, Геба, Даждьбог, Зевс, Зефир, Клио, Купидон, Марс, Морфей, Музы, Перун, Плутон, Талия, Троян, Фемида, Цирцея.

Тот, кто сделает меньше ошибок, начинает игру. Ее правила: игроки не отвечают на вопросы, они соглашаются или не соглашаются с ответами гостей, которые выбирают из трех вариантов ответа один. «Гостей» на игре девять (это одноклассники, учителя, учащиеся параллельны классов).

Гостей рассаживают за столы в три ряда, по три человека в ряд. Раунд заканчивается, когда на столиках гостей таблички с крестиками или ноликами выстраиваются в ряд по вертикали, горизонтали, диагонали, как в известной игре «крестики-нолики», и победа присуждается тому из игроков, кто сумел не только правильно ответить, согласен ли он с ответом «гостя», но и выбрать, с кем нужно играть.

Раундов обычно три—пять, но их может быть и больше в зависимости от времени и желания участников. Задания к игре подбирает ведущий. Их записывают на карточки.

I раунд

Можно ли сшить платье из аксамита?

а) да; б) нет.

(Да: аксамит — бархат.)

2. Агнец — это:

а) ангел; б) ягненок; в) огонь.

(Агнец-ягненок.)

3. Багряница — это:

а) то же, что порфира; б) часть порфиры; в) это разные вещи.

(Порфира — парадная царская одежда, багряный плащ (т.е. багряница), отделанный горностаем.)

Где вам могли встретиться буки?

а) в лесу; б) в книге; в) на карте.

(Буки — название буквы «б» в церковнославянской азбуке.)

Можно ли сейчас побывать в весях?

а) да; б) нет.

(Да: весь — деревня, селение.)

Покажите длань.

(Длань — рука, ладонь.)

7. Духовник:

а) играет на духовых инструментах; б) создает духи; в) совершает церковные обряды.

(Духовник — священник, принимающий исповедь.)

8. У желны:

а) 2 ноги; б) 4 ноги; в) 6 ног.

(Желна — дятел.)

9. Басурман — это:

а) национальность; б) воинское звание; в) вероисповедание.

(Басурман (басурманин) — иноверец, нехристианин.)

Что такое понт?

а) свойство характера; б) море; в) извержение вулкана.

(Понт — море.)

II раунд

Покажите потылицу.

(Потылица — затылок.)

2. Клобук носят:

а) на голове; б) на шее; в) в кармане.

(Клобук — высокий монашеский головной убор с покрывалом.)

Кому нравится умет?

а) медведю; б) свинье; в) собаке.

(Умет — грязь, нечистоты.)

4. Послух — это:

а) послушный ребенок; б) монах; в) свидетель.

(Послух — свидетель.)

5. Василиск — это:

а) сын Василия; б) цветок; в) нечистая сила

(Василиск — дракон, змей, нечисть.)

6. Подвенечные бревна делались из:

а) деревьев; б) воска; в) сладостей.

(Подвенечные бревна — верхние бревна в срубе, образуют венец.)

Какое отношение имеет яруг к буераку?

а) это одно и то же; б) яруг бывает в буераке; в) буераком измеряют яруг.

(Яруг — овраг, буерак.)

8. Алкать — значит:

а) кричать; б) жаждать, в) бежать.

(Алкать — сильно хотеть.)

9. В веже можно:

а) жить; б) купаться; в) ходить на балы.

(Вежа — шатер, кибитка.)

10. Бирич:

а) играет в бирюльки; б) следит за порядком; в) ничего не делает.

(Бирич — сборщик податей, блюститель порядка.)

III раунд

Поднимите шуйцу.

(Шуйца — левая рука.)

2. Присный — это:

а) родной; б) вкусный; в) несоленый.

(Присный — родной, близкий.)

Сколько копеек в полушке?

а) 10; б) 1/2; в) 1/4.

(Полушка — четверть копейки.)

4. Пардус относится к семейству:

а) парнокопытных; б) пучкожаберных; в) кошачьих.

(Пардус — гепард, семейство кошачьих.)

Наши рекомендации