II. Характеристика речи персонажей
— О чем свидетельствует речь персонажей комедии?
(О стремлении автора к жизненной правде. Речь персонажа характеризует саму личность.)
— Приведите примеры.
(Кутейкин — недоучившийся семинарист, и его речь изобилует формами церковно-славянского языка: тьма кромешная, горе мне грешному, звах и приидох и другие.)
— Каковы особенности речи Цифиркина?
(Он в прошлом был солдатом, а сейчас преподаватель арифметики. В его речи постоянные подсчеты. А также военные термины. Приводятся примеры.)
— Что еще мы узнаем о герое по его речи?
(Речь Кутейкина характеризует его и как человека хитроватого, а Цифиркина — как грубоватого, прямолинейного и честного.)
III. Рекомендации по проведению семинарского занятия[6]
Учащиеся делятся на 5 групп, собирают материал по тексту и отвечают на вопросы. Задания групп 4 и 5 достаточно сложны, поэтому учителю стоит проинструктировать учащихся или заранее проверить подготовленный материал, порекомендовав критическую литературу.
Группа 1.
— Грамотны ли Простакова и Скотинин?
— Как относились к образованию в их семье?
— Почему обучается Митрофан?
Группа 2.
— Чему и как обучается Митрофан?
— Глуп ли он?
— Как он относится к учению?
Группа 3.
— Какие учителя обучают Митрофана?
— Каковы они? Чему они могут научить?
— Как к ним относятся в семье Простаковых?
Группа 4.
— Что такое воспитание? Какова его цель?
— Что такое образование? Какова его цель?
— Что главнее — воспитание или образование? (Найдите ответ в репликах положительных персонажей.)
Группа 5.
— Сравните взгляды на воспитание Простаковой и Стародума.
— Почему комедия, в которой главной политической проблемой является крепостное право поднимаются вопросы воспитания?
— На кою и почему возложена главная забота о воспитании истинного гражданина?
Мысль о воспитании просвещенного дворянина во времена Фонвизина не была новой. О необходимости просвещения говорили Петр I, Ломоносов, Екатерина и другие великие люди ХVIII столетия. Но у Фонвизина все не так просто. Он понимает, что одного просвещения мало. «Наука в развращенном человеке есть лютое оружие делать зло, — говорит Стародум. — Просвещение возвышает одну добродетельную душу». Вначале надо воспитывать добродетель, позаботиться о душе, а уж потом — об уме.
Как это сделать? Нужен такой закон, чтобы добродетель стала выгодной <...> Но такого закона нет. <...> И в злонравии своем, и в невежестве не Простакова и Скотинин виноваты, а те, кто устанавливает законы. А утверждает их государь. Вот в кого метил Фонвизин!
Домашнее задание
1. Написать мини-сочинение «Каким я увидел Митрофана (Простакову)», используя план характеристики героя.
2. С помощью каких средств драматург разоблачает и высмеивает отрицательных персонажей?
3. Как вы понимаете смысл названия комедии?
Литература к семинару
1. В мире литературы. 8 кл. / Авт.-сост. А. Г. Кутузов, и др. — М.: Дрофа, 1998. С. 181.
2. Благой Д. Д. Д. И. Фонвизин. — М., 1945.
3. Кулакова Л. И. Денис Иванович Фонвизин. — М.; Л., 1966.
4. Макогоненко Г. П. Денис Фонвизин. — М.; Л., 1961.
5. Рассадин О. Б. Сатиры смелый властелин. — М., 1985.
Урок 9. Образование и воспитание в комедии
Цель урока: обсудить проблему традиции и новаторства в пьесе.
Ход урока
I. Проверка домашнего сочинения «Каким я увидел Митрофана (Простакову)»
II. Проверка степени осмысления содержания пьесы по вопросам
— В чем вы увидели смысл пьесы? Убедительной ли вам показалась ее финальная сцена?
— Кто для вас главный герой этого произведения?
(Простакова? — Пьеса о ее судьбе.
Митрофан? — Название.
Софья? — Кульминационный центр.
Стародум? — Определяет авторское мнение.)
— Что показалось трудным при прочтении этой старой комедии?
— Чем может быть интересен «Недоросль» современному читателю? (Стоит подчеркнуть, что пьеса до сих пор входит в репертуар российских театров.)
— Найдите и зачитайте высказывания и афоризмы Стародума
(В большом свете водятся премелкие души.
Тщетно звать врача к больному неисцельно: тут врач не пособит, разве сам заразишься.
Невежда без души зверь.
Наличные деньги — не наличные достоинства.
Глупому сыну — не в помощь богатство.
Начинаются чины — перестает искренность.
Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время.)
— Что вы можете сказать об этих высказываниях? Устарели ли они?
— Какую роль играет Стародум в комедии?
(Возможно роль резонера — героя, высказывающего мысли автора).