Крымскотатарский фольклор (10 ч.)

Богатство отражения мира в фольклорных произведениях. Жанры фольклора. Представления о добре и зле, народные традиции в фольклорных произведениях. Воспитательная функция фольклора.

Народные песни. Частушки и мане. Народные приметы. Пословицы и поговорки. Быль (Ривает).

Виды песен, их тематика (углубление знаний о жанре). Отражение в народных песнях традиций крымских татар. Лиричность и душевность народных песен. Песни, исполняемые на праздниках. Выражение в колыбельных песнях нежных материнских чувств. Излюбленный жанр народного творчества – частушки. Выразительность и образность языка частушек. Причина их популярности.

Бытовые песни.

Исторические и солдатские песни. Отражение исторических событий и реальных фактов из жизни в исторических песнях. Выражение духа народа и его стремления к свободе.

Обрядовые песни.

Лирические песни. Художественные особенности лирических песен. Тема любви и верности.

Народные приметы.

Пословицы и поговорки. Отражение в пословицах и поговорках народной мудрости и морального свода правил жизни. Образцы народного красноречия, источник мудрости, знаний о жизни.

Быль. Понятие о были. Популярность жанра. Героическая и трагическая судьба Алима. Всенародная любовь, вера в силу и справедливость героя.

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ.Понятие о были. Углубление понятия о народной песне, пословицах и поговорках.

ЛИТЕРАТУРА ДРЕВНЕГО ПЕРИОДА (3 ч.)

Создание первичных представлений о древней крымскотатарской литературе. Орхоно-Енисейские рунические надписи. Литературный памятник «Надписи во славу Куль-тегина» - один из наиболее известных и художественно совершенных памятников древнетюркской письменности. Жанровая особенность и идея произведения.

Юсуф Баласагуни. «Благодатное знание».Выдающийся литературный памятник (краткие сведения о поэме). Изложение в поэтической форме нравоучительных истин: о морали, праве, управлении государством и праве. Этико-моралистическая и философская направленность поэмы.

Махмуд Крымский. «Юсуф ве Зулейха» (краткие сведения о поэме) Основа сюжета - кораническая легенда о пророке Юсуфе (о библейском Прекрасном Иосифе и его братьях).

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ.Первичные понятия о методе в художественной литературе. Стихотворные размеры. Силлабическое стихосложение.

ЛИТЕРАТУРА ПЕРИОДА ЗОЛОТОЙ ОРДЫ (1 ч.)

Создание первичных представлений о периоде. Зарождение государства Золотая Орда: история, культурная жизнь, науки, литература.

Абдульмеджиди Къырымлы. Газель. О прекрасном и возвышенном чувстве любви.

Сейфи Сараий. Гъазель. Хикяет.

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Понятие о жанрах восточной литературы.

ЛИТЕРАТУРА ПЕРИОДА КРЫМСКОГО ХАНСТВА (4 ч.)

Создание первичных представлений о периоде. История создания Крымского ханства. Вклад крымских ханов в литературу. Основные направления поэзии ханского времени. Произведения, предствляющие основные направления: Менъли Герай. Къыта; Фейзи Кефеви. Гъазель; Алдулбакъий и Ашыкъ Умер. Семаи. Къошма. Гъазеллер. Слово о кедае. Обзор торчества. Тематическое богатство, философское содержание поэзии. Раздумья поэта о жизни, смысле бытия.

Джанмухаммед. Поэма «Тогъай бей». История создания поэмы. Образ Тогъай бея.

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Понятие о жанрах восточной литературы. Понятие о дестане. Понятие о поэме.

ЛИТЕРАТУРА XVIII-XIX ВЕКОВ (2 ч.)

Создание первичных представлений о периоде.

Эшмырза. Слово о поэте. Стихотворения. О жизни кедая. Протест против жестокой политики царизма. Осуждение невыносимых условий военной службы. Близость произведения к народной поэзии.

ЛИТЕРАТУРА ПЕРИОДА «ПРОБУЖДЕНИЯ» (6 ч.)

Создание первичных представлений о периоде. Символичность названия.

И. Гаспринский. Слово о просветителе. Издательская и просветительская деятельность И. Гаспринского. Газета «Терджиман». И. Гаспринский и дети.

У. Ш. Тохтаргъазы. Слово о поэте. Стихотворения «Дюньяда не вар?», «Не керек?», «О недир?». Призыв поэта к молодому поколению. Стихотворение – гимн знаниям. Основной пафос стихотворения - разоблачение социальной несправедливости. Сочувствие угнетенному народу.

Я. Шакир-Али. «Мектеп ве миллий тиль», «Танъ», «Саат», «Денъиз ве ель». Тематическое многообразие поэзии. Простота и глубина мыслей. Философское содержание лирики.

ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА (24 ч.)

Б. Чобан-заде. Рассказ «Индемез Джемиль». Слово о поэте

А. Гирайбай. Стихотворение«Татар оджасына». Слово о поэте. Самоотверженность учителя в борьбе за просвещение, его бедственное положение в обществе.

А. Ильмий. Рассказ «Чубарым, балам». Слово о писателе.

М.Дибагъ. Пьеса «Гизли нишан». Слово о писателе.

О. Амит. Стихотворение «Ватаным меним». Слово о поэте. Восторженная песнь о любви к Родине, красоте родного края.

У. Ипчи. Рассказ «Куреш». Слово о писателе Реалистическая жизнь простых селян. Отражение народных традиций в произведении. Тематика и проблематика рассказа. Авторское отношение к героям.

Э. Шемьи-заде. Стихотворения«Акъшам денъиз ялысында», « Йырларым». «Шайлы къыз», «Арыкъбаш этегинде»; «Алиме» (отрывок из поэмы). Слово о поэте. Богатство метафорического языка. Поэтическое восприятие окружающего мира природы. Изобразительно-выразительные средства языка в стихотворениях. Мужество и стойкость девушки-разведчицы

Ш. Алядин. Стихотворения «Танъ бульбули», «Чекюч давушы», «Къара къыз» «Еллернинъ давушы». Слово о писателе.

Э. Селямет. Поэма «Ильки богъдай». Слово о поэте.

Ю. Болат. «Алим» (отрывок романа.). Характеристика персонажей произведения. Раскрытие главных черт их характеров: честности и благородства.

А.Осман. «Аметнинъ козьяшлары». Рассказ о бесправном положении народа в годы депортации. Драматическая судьба Амета. Авторское отношение к герою. Слово о писателе.

Р. Муедин. «Асанчыкъ ве Къашкъачыкъ». Слово о писателе. Тема депортации в произведении. Картина всенародного горя. Рассказ о страданиях и гибели мальчика и его собаки.

У. Эдемова.«Гъайып аскернинъ анасы». Тема тяжелой материнской доли в рассказе. Драма матери, ждущей погибшего сына до последнего.

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Понятие о лирическом произведении. Особенности лирических произведений. Понятие о теме и идее художественного произведения.

ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ НАИЗУСТЬ.

Народные песни (по выбору)

Ашыкъ Умер. Лирика (по выбору).

У. Ш. Тохтаргъазы. Одно-два стихотворения (по выбору).

А. Лятиф –заде.Одно-два стихотворения (по выбору).

Э. Шемьи-заде.Одно-два стихотворения (по выбору).

Ю. Болат «Алим» отрывок из романа «Алим».

Содержание, рекомендуемое к усвоению в 8 классе (68 ч.)

На изучение художественных произведений – 52 ч.

Уроки развития речи – 8 ч.

Дополнительное чтение – 4 ч.

Резерв – 6 ч.

ЛИТЕРАТУРА КАК ИСКУССТВО СЛОВА (1 ч.)

Влияние литературы на формирование в человеке нравственного и эстетического чувства. Добро и зло, справедливость, истина, красота, совесть, любовь и дружба, семья, ответственность, свобода наиболее используемые авторами человеческие ценности. Литература и жизнь.

Наши рекомендации