Замысел романа возник в 1860г в Англии на острове Уайт. Завершил в 1862 в России.

Композиция моноцентрическая. В центре находится главный герой и все элементы романа направлены на то, чтобы раскрыть его образ.

Жанр: многоплановый роман

Социально-психологический(используется в качестве замысла общественный исторический конфликт)

Семейно-бытовой

3)Психологический(исследование человеческих характеров)

Философский роман(освещены философские проблемы)

1)Конфликт представлен в 2-х планах: внешний и внутренний. Внешний обнаруживается на уровне отношений героев. Внутренний конфликт в душе Базарова между его нигилистическими убеждениями(теорией) и требованием натуры(жизнью, сердцем).

2)Сюжет построен на столкновении нигилиста Евгения Базарова с миром аристократов, на противопоставлении их мировоззрений и взглядов на самые злободневные вопросы времени и общества. Дворянин-аристократ Тургенев не разделял взглядов демократов, но пытался понять их и представить своему чиателю обьективно.

Образ Базарова занимает центральное место в романе. Все остальные персонажи сгруппированы вокруг него и раскрываются во взаимоотношениях с ним.

4)Роман состоит из 2 частей(28глав)

В 1 части(1-13главы) Базаров заявляет о себе как о нигилисте, высказывает свои взгляды на жизнь, отстаивает свою философию.

Во 2 части(14-28главы) происходит проверка всех жизненных позиций и убеждений Базарова.

История одного города» М.Е.Салтыкова-Щедрина. Своеобразие жанра и художественные особенности произведения.

Автор представлен в двух видах: в лице издателя и в лице архивариуса.

В романе «История одного города» Щедрин отражает наиболее ужасные стороны жизни русского общества. В своем произведении писатель не напрямую рассказывает о проблемной ситуации в нашей стране. Не смотря на название за образом народа города Глупова, где проходит жизнь главных героев, скрывается целая страна, а именно Россия.

В романе «История одного города» показано резкое отрицательное отношение автора в сложившейся ситуации в обществе, выражающееся в злой насмешке. «История одного города» - сатирическое произведение, где основным художественным средством в изображении истории одного города Глупова, его жителей и градоначальников является гротеск-прием соединения фантастического и реального, создающий комические ситуации. С помощью использования гротеска с одной стороны Салтыков-Щедрин показывает читателю повседневную жизнь каждого человека, а с другой слепую нелепую фантастическую ситуацию главными героями которой являются обыватели города Глупова. Однако роман «История одного города» -реалистическое произведение, Салтыков-Щедрин использовал гротеск, чтобы показать уродливую реальность современной жизни. В описании градоначальников автор также использовал гротеск. Например, давая характеристику одному из градоначальников-Органчику, автор показывает качества не свойственные для человека. Органчик имел в голове механизм и знал только два слова - «не потерплю» и «разорю».

Практически полностью на иносказании построен роман Салтыкова-Щедрина «История одного города». Например, под городом Глуповом скрывается изображение всей России.

В произведении «История одного города» при описании градоначальников , да и на протяжении всего романа в целом автором показано преувеличение тех или иных свойств. Это называется еще одним способом для изображения сатиры гиперболой.

Обличающий пороки и показывающий нелепость реальной жизни. Салтыков-Щедрин передает читателю особую «злую иронию» по отношению к своим героям. Всю свою творческую деятельность писатель посвятил борьбе с недостатками и пороками России.

Билет-17

1.Конфликт двух мировоззрений в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети".

1)П.П.Кирсанов- дворянин, аристократ, представитель старого поколения(отцов).

2)Евгений Базаров- представитель молодого поколения(детей), студент, нигилист.

3)Перед нами два сильных характера, две яркие личности, гордые и самолюбивые, не поддающиеся чужому влиянию и умеющие подчинить себе других.

Споры этих двух персонажей раскрывают основную мысль романа, придают особую остроту сюжету, служат характеристикой каждого героя, показывают превосходство новых, прогрессивных идей над старым, отжившим, вечное движение общества к прогрессу.

В гл.10 автор изображает поединок между Павлом Петровичем и Базаровым. Они обсуждают 4 вопроса:

1)О роли дворянства

-П.П считает, что аристократы- движущая сила общественного развития.

-Базаров обвиняет аристократов в бездействии.

2)О нигилизме

-П.П осуждает нигилистов за то, что они никого не уважают, живут без принципов.

3)Об отношении к народу

-П.П прославляет крестьянскую общину, семью, религиозность и патриархальность русского мужика.

-Базаров сожалеет, что народ не понимает собственных интересов.

4)Взгляды на искусство и природу

-П.П считает это возвышенным и прекрасным и совершенно необходимым каждому человеку.

-Базаров отрицает полезность искусства, а к природе подходит материалистически.

Им не хватило: одному- чувства почтения сына, другому- любви и понимания отца.

Вывод: Они не искали истину, они просто выясняли отношения.

2.Художественные особенности сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина. Царское самодержавие и положение угнетенного гарода (на примере одной сказки).

Среди многих литературных произведений, написанных Михаилом Евграфовичем Салтыковым-Щедриным, особняком стоят “Сказки для детей изрядного возраста”. Эти сказки были созданы в период с 1869 по 1886 годы. В чем же состоит особенность сказок Салтыкова-Щедрина?

Во-первых, сказки Салтыкова остросоциальны. Мы можем определить историческую эпоху, во время которой происходит действие, и социальные слои, действующие в сказке.

Следующей яркой чертой сказок Салтыкова является полное отсутствие положительных героев. Действительно, если в русских народных сказках главной идеей является идея абстрактного добра, правды, справедливости, то в сказках Салтыкова всегда торжествует не добродетель, а порок.

Михаил Евграфович постоянно использует внутренние монологи, которые дополняют описываемую картину, полнее раскрывают характер героя.

Если сравнивать “Сказки” Салтыкова-Щедрина с русскими народными сказками, то следует отметить, что герои Салтыкова статичны. Премудрый пискарь все осознал, но так и не вылез из норы; генералы как ничего не делали, так и вернулись в свое министерство на казенные харчи. В то время, как в народных сказках часто происходит изменение героя к лучшему (Иван-дурак превращается в Ивана-царевича).

“Сказки для детей изрядного возраста” нельзя ни с чем перепутать, они всегда узнаваемы, единственны в своем роде. А проблемы, поставленные в них (проблема власти и народа, глупости власти, покорности и раболепия народа), актуальны и по сей день. Главная особенность этих произведений состоит в том, что через отрицание (через отрицательные примеры) писатель стремится к утверждению таких высоких понятий, как честь, совесть, правда, справедливость, мудрость.

Билет 18

1.Образ Базарова в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети", отношение к нему автора.

Новый человек

Разночинец по происхождению, демократ по политическим убеждениям- новый человек, представитель поколения «детей». Отмечается внешняя непривлекательность «волосатого» студента и его пренебрежение к одежде. Но в герое восхищает многое другое: ум, самобытность, физическая сила, уверенность в себе, огромная работоспособность. Базаров-медик, собирается продолжить дело отца, уездного лекаря, увлечен естественными науками. Перед нами человек труда.

Революционер

Является в романе выразителем идей революционной демократии и противопоставлен либеральному дворянству. Его политические взгляды сводятся к резкой критике существующего положения в стране. Красоту, эстетическое наслаждение отрицает. Резок в своих суждениях и оценках. Не успев реализовать себя в жизни, герой только перед лицом смерти избавляется от своей нетерпимости и впервые ощущает, что жизнь шире и многообразнее его представлений.

Теоретик

Пытается построить свою жизнь на основе теории нигилизма, уверен, что жизнь можно подчинить придуманной теории. Но в душе героя существую зародыши всех чувств, которые он отрицает, среди них и способность любить(влюбляется в Одинцову). Получается, что главные конфликт в романе- это конфликт героя с самим собой.

2.Основные темы и идеи произведений А. П. Чехова: "Крыжовник" "Ионыч" "Попрыгунья" "Дама с собачкой" "Дом с мезонином" (по выбору учащегося).

1.Основная идея творчества А. П. Чехова.

2.Рассказ А. П. Чехова "Ионыч":

а)идеалы юности;

б)духовная деградация героя;

в)картины смерти заживо.

3.Причины духовного падения Дмитрия Старцева.

1.Антон Павлович Чехов (1860—1904) по праву считается мастером короткого рассказа, новеллы-миниатюры. Все его рассказы не только очень реалистичны, но в них заложен глубокий философский смысл. "Пошлость пошлого человека" — это то, против чего всю жизнь боролся писатель, эта тема прошла через все творчество Чехова. Протест против "обыденщины" — главное в его произведениях.

Судьбы героев его рассказов очень разные, но всех их объединяет одно: проблема духовной деградации человека, тема смысла жизни.

2.В рассказе "Ионыч", героем которого является Дмитрий Ионыч Старцев, Чехов исследует процесс духовной капитуляции человека перед темными силами жизни.

а) Дмитрий Старцев был назначен врачом в земскую больницу. Он хороший врач, честно выполняет нелегкие свои обязанности: проводит год "в трудах и одиночестве", не имея свободного часа. Это юноша с идеалами и желанием чего-то высокого. Он терпеть не может "картежников, алкоголиков, хрипунов" — обывателей города С. Старцев выгодно отличается и горячими движениями души, и пылкостью чувств от жителей города. Долгое время те раздражали его "своими разговорами, взглядами на жизнь и даже своим видом". В разговоре "о политике или науке" обыватель становится в тупик или "заводит такую философию, тупую и злую, что остается только рукой махнуть и отойти". Дмитрий знакомится с семьей Туркиных, "самой образованной и талантливой в городе", влюбляется в Екатерину Ивановну — Котика — миловидную девушку. Это чувство оказалось за все время его жизни в городе "единственной радостью и... последней". Ради своей любви он готов, казалось бы, на многое. Поверив не очень умной шутке Котика, он даже идет ночью на свидание к ней на кладбище. Когда же Котик уехала из города, он страдал всего три дня.

б) Огонек в его душе погас. К 35—36 годам он уже превратился в Ионыча — ожирел, потерял совесть и стал похож не на человека, а на языческого бога. Физическое ожирение приходит к Старцеву незаметно. Он перестает ходить пешком, страдает одышкой, любит закусить. Подкрадывается постепенно и моральное "ожирение". Он по опыту знал, что с обывателями можно играть в карты, закусывать и говорить только о самых обыденных вещах. Но постепенно Старцев привык к такой жизни и втянулся в нее. А если ему не хотелось говорить, он больше молчал, за что получил прозвание "поляк надутый". Теперь же, несмотря на свою нелюдимость, раздражительность, тяжелый характер, он уже не пугает обывателей. И его перестали звать "надутый", а зовут по-родственному — "Ионыч". Когда Котик возвратилась, то жила надеждой на любовь Старцева. Ей так хотелось видеть в нем "лучшего из людей", она "пристально и с любопытством" вглядывается в него, обращает на него "грустные, благодарные, испытывающие глаза". Екатерине Ивановне хочется найти человека, который позвал бы ее куда-то из этого дома, ставшего чужим, открыл бы ей какую-то высокую цель в жизни. Но это уже не прежний молодой человек, который мог прийти ночью на свидание на кладбище. Он слишком обленился духовно и нравственно, чтобы любить и иметь семью. Огонек в душе Ионыча погас окончательно. Беспросветным бездушием веет от его слов, когда он получает письмо от Екатерины Ивановны. "Он прочел письмо, подумал и сказал Паве:

- Скажи, любезный, что сегодня я не могу приехать, я очень занят. Приеду, скажи, так дня через три". Произнесена самая банальная, расхожая фраза, а за нею - оледенение души. И, чтобы сделать последний штрих в этой картине смерти заживо, Чехов приводит еще одну, последнюю, фразу Ионыча, относящуюся к предмету его бывшей любви: "И когда, случается, по соседству за каким-нибудь столом заходит речь о Туркиных, то он спрашивает:

-Это вы про каких Туркиных? Это про тех, что дочка играет на фортепьянах?

Вот и все, что можно сказать про него".

в) Приговор произнесен очень просто. А ведь это ужасный приговор. Праздное, механическое любопытство звучит в вопросе Ионыча, вконец опустившегося обывателя.

Что же его волнует в конце жизни? Главным развлечением доктора, в "которое он втянулся незаметно, мало- помалу", было по вечерам вынимать из карманов бумажки, а потом, когда денег стало слишком много, рассматривать дома, предназначенные к торгам. Жадность одолела его. Но он и сам не смог бы объяснить, зачем ему одному столько денег. Старцев и сам знает, что "стареет, полнеет, опускается", но ни желания, ни золи к борьбе с обывательщиной у него нет. Жизненный путь завершен.

3.Почему же Дмитрий Старцев из горячего юноши превратился в ожиревшего, жадного и крикливого Ионыча? Жизнь его однообразна, скучна, "проходит тускло, без впечатлений, без мыслей". Да и сам Старцев растерял все лучшее, что было в нем, променял живые мысли на сытое, самодовольное существование. Отчего же так быстро все свершилось? Все начинается с маленьких, казалось бы, простительных недостатков в характере и поведении человека: меркантилен и мелок в любви; недостаточно чуток к людям, раздражителен, непоследователен в своих убеждениях, не способен их отстаивать, — а кончается идейным и нравственным отступничеством, полной духовной деградацией.

Билет-19

1.Герои романтических поэм М.Ю. Лермонтова (на примере одного произведения).

1.Последнее слово Лермонтова-романтика.

2.Тема и идейный пафос поэмы М.Ю. Лермонтова "Мцыри".

3.Образ главного героя поэмы.

4.Основные противоречия образа Мцыри.

5.Образ героя поэмы — художественное обобщение.

1.Ученые спорят: "Мцыри" или "Демон" — последнее слово Лермонтова-романтика, какая из этих поэм идейно-эстетически выше? Оба произведения принадлежат к вершинам достижения мировой романтической поэмы. Вначале был создан "Демон" (начата поэма в 1829 году; последняя редакция в 1839 году). Поэма "Мцыри" появилась в 1840 году.

2.Тема поэмы "Мцыри" — любовь к жизни, любовь к свободе, любовь к родине. Основной идейный пафос ее —протест против порабощающей человека душной неволи, поэтизация борьбы как наиболее естественного выражения человеческих сил, призыв к свободе. Для человека, рожденного свободным, любые оковы несут в себе гибель.

3.Образ главного героя романтической поэмы трактуется автором необычно. Мцыри лишен внешних признаков исключительности; это слабый юноша. Ореола загадочности и таинственности, титанических индивидуалистических черт, характерных для романтического героя, в нем нет. Сама исповедь героя помогает ему максимально точно передать малейшее душевное движение. Он не только рассказывает о своих действиях и поступках, но и мотивирует их. Мцыри хочет быть понятым, услышанным. Рассказывая о своих побуждениях, намерениях, желаниях, об удачах и поражениях, он одинаково честен и искренен перед собой. Мцыри исповедуется не для того, чтобы облегчить душу или снять грех за свой побег, а для того, чтобы вновь пережить три блаженных дня жизни на свободе:

Ты хочешь знать, что делал я На воле? Жил — и жизнь моя Без этих трех блаженных дней Была б печальней и мрачней Бессильной старости твоей.

Но для романтических поэм характерно присутствие исключительной, противоречивой личности, отношение которой к окружающему миру неоднозначно. Исключительность и сила Мцыри выражены в тех целях, которые он перед собой ставит:

Давным-давно задумал я Взглянуть на дальние поля, Узнать, прекрасна ли земля, Узнать, для воли иль тюрьмы На этот свет родимся мы.

С детских лет, попав в плен. Мцыри не мог примириться с неволей, жизнью среди чужих людей. Он тоскует по родному аулу, по общению с людьми, близкими ему по обычаям, по духу, стремится попасть на родину, где, по его мнению, "люди вольны, как орлы" и где его ждут счастье и воля:

Я мало жил, и жил в плену.

Таких две жизни за одну,

Но только полную тревог,

Я променял бы, если б мог.

Я знал одной лишь думы власть,

Одну — но пламенную страсть...

Мцыри бежит не из своей среды в чужую в надежде обрести волю и спокойствие, а порывает с чуждым ему миром монастыря — символом несвободной жизни, чтобы достичь края отцов. Родина для Мцыри — это символ абсолютной свободы, он готов все отдать за несколько минут жизни на родине. Возвращение на родину

— одна из его целей, наравне с познанием мира.

Бросив вызов самой судьбе, Мцыри уходит из монастыря в ужасную ночь, когда разыгралась буря, но это его не страшит. Он как бы отождествляет себя с природой: "О, я как брат обняться с бурей был бы рад". В течение "трех блаженных дней", проведенных Мцыри на воле, раскрылось все богатство его натуры: свободолюбие, жажда жизни и борьбы, упорство в достижении поставленной цели, несгибаемая сила воли, мужество, презрение к опасности, любовь к природе, понимание ее красоты и мощи:

...О, я как брат

Обняться с бурей был бы рад!

Глазами тучи я следил,

Рукою молнии ловил...

Исключительные черты Личности героя романтических поэм помогает раскрыть присутствие любовного сюжета в этих поэмах. Но данный мотив Лермонтов исключает из поэмы, так как любовь могла стать препятствием для героя на пути к достижению цели. Встретив у ручья молодую грузинку, Мцыри очарован ее пением. Он мог бы пойти за ней и соединиться с людьми. Оказавшись в очень важной для романтического героя ситуации — в ситуации выбора, Мцыри не изменяет своей цели: он хочет попасть на родину и, может быть, найти отца и мать. Отказавшись от любви, герой предпочел ей свободу.

И еще одно испытание предстояло пройти Мцыри — схватка с барсом. Он выходит победителем в этой схватке, но ему уже не суждено попасть на родину. Он умирает в чужой стране, у чужих людей. Мцыри потерпел поражение в споре с судьбой, но три дня, прожитые им на свободе, олицетворяют собой его жизнь, если бы она протекала на родине. Герой поэмы Лермонтова находит в себе силы признать свое поражение и умереть, никого не проклиная и сознавая, что причина неудачи заключена в нем самом. Мцыри умирает, примиряясь с окружающими его людьми, но свобода осталась для него превыше всего. Он просит перед смертью перенести его в сад:

Сияньем голубого дня Упьюся я в последний раз.

Оттуда виден и Кавказ!

Быть может, он с своих высот Привет прощальный мне пришлет,

Пришлет с прохладным ветерком...

4.Противоречивость образа Мцыри в пафосе жизнеутверждения при обреченности на гибель. С одной стороны, в Мцыри нераздельно слились мятежно-могучая сила, твердая, как сталь, воля, героическая мужественность и душевность, мягкость, лирическая нежность. Его гордое одиночество в монастырском плену —средство самозащиты, выражение протеста.

С другой стороны, герой романтической поэмы Лермонтова необычен тем, что перед нами человек, не бегущий от мира людей, а, наоборот, открытый миру и людям. Он стремится найти родственную душу, но не находит ее среди людей. Этот вольнолюбивый герой близок к природе, но единение с природой приводит к борьбе с ней. Мцыри — абсолютно положительный герой, наделенный могучим духом, жаждой борьбы, физической подвижностью, и при этом "он страшно бледен был и худ" "и слаб и гибок, как тростник".

Подробная психологическая обрисовка внутреннего облика Мцыри, изображение обстоятельств, сформировавших его характер, — все это реалистические тенденции поэмы.

5.Образ Мцыри — художественное обобщение. В нем воплотилось недовольство прогрессивных людей самодержавно-крепостническим деспотизмом, их протест и стремление к свободе. Но образ Мцыри стал и упреком этому же поколению 30-х годов, которое "вянет без борьбы".

2.Тема «футлярной жизни» в «маленькой трилогии» А.П.Чехова (по рассказам «Человек в футляре», «Крыжовник», «О люви»).

Футлярная жизнь (по рассказам А.П.Чехова).

В поздних произведениях Чехова автор становится более активным, усилилось сатирическое начало, беспощаднее становится суд писателя над людьми, ограничившими себя кругом мелких, обывательских интересов, нарастает художественное мастерство. Эти перемены ощутимы в знаменитых рассказах Чехова 1898 года - «Человек в футляре», «Крыжовник» и «О любви», - связанных между собой и получивших название «Маленькой трилогии». Эти рассказы посвящены исследованию трех основных сторон общественной жизни: в области власти - «Человек в футляре», в области собственности - «Крыжовник», в области семьи - «О любви». Три эти рассказа являются опровержением основ существующего в России общественного строя. Учитель греческого языка гимназии Беликов в рассказе «Человек в футляре» - образ нарицательный, он олицетворяет общественное явление, получившее название «беликовщины». Беликов жил и мыслил «футлярно», то есть по казённым образцам, боясь отступить от правил (в особенности по части морали), осуждал всё новое, говоря «... как бы чего не вышло». Футлярность Беликова проявлялась и внешне: он ходил постоянно в галошах, всегда под зонтом, в темных очках, в «теплом пальто на вате», с поднятым воротником, как будто хотел спрятаться, окружить себя оболочкой, создать себе футляр, который защитил бы от внешнего мира. Действительность раздражала его, пугала, держала в постоянной тревоге. И чтобы преодолеть свое отвращение к настоящему, он всегда хвалил прошлое. Футлярность набирает силу, футлярным становится образ мысли. Он отгородился от живой жизни. Но это не безобидный человек. Он давил, угнетал всех на педсоветах - и ему уступали. Он держал в руках всю гимназию целых 15 лет. И не только гимназию, но и весь город. Никто не любил Беликова, но все боялись его, потому что он олицетворял дух официальной политики, и воплощал характерные особенности русской государственности с ее ненавистью к свободомыслию и страхом перед ним. Добровольная роль доносчика, фискала Беликову вполне к лицу. Неудивительно, что под влиянием таких людей как Беликов, в городе стали бояться всего: громко говорить, посылать письма, знакомиться, читать книги. С приходом в гимназию новых людей заканчивается век Беликова. Он умирает, достигнув, наконец, по ироничному замечанию автора, «своего идеала». Он оказался в таком футляре, из которого уже никогда не выйдет. Рассказ «Крыжовник» начинается описанием просторов России, которые нужны человеку, чтобы проявить все свойства и особенности своего свободного духа. По контрасту с этими мыслями звучит рассказ старого ветеринара Ивана Ивановича о судьбе его брата Николая. Это новый вариант «футлярного» существования, когда все помыслы человека сосредотачиваются на собственности, вся жизнь уходит на приобретение усадьбы с огородом, в котором растет крыжовник. Николая «недоедал, недопивал, одевался бог знает как, словно нищий, и все копил и копил в банк». Он женился на старой некрасивой жене, без всякого чувства, только потому, то у неё водились деньжонки, и под старость лет достиг желаемой цели. Ну что стало с этим человеком? Постарел, располнел, обрюзг. Это уже не робкий бедняга чиновник, а новоявленный барин; говорит он одни только истины и таким тоном, точно министр: «образование необходимо, но для народа оно преждевременно, телесные наказания вообще вредны, но в некоторых случаях они полезны и незаменимы». А по вечерам ест кислый, но зато свой собственный, не купленный крыжовник и все повторяет: «Как вкусно! Ах, как вкусно! Ты попробуй!» Иван Иванович удивлен: как много довольных, счастливых людей! Все тихо, спокойно, и протестует одна только немая статистика: столько-то с ума сошло, столько-то ведер выпито, столько-то детей погибло от недоедания ... «...Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастливые, что как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои кости, стрясется беда- болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других». «Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро!» Но призыв, обращенный рассказчиком к собеседнику, остается неразделенным. В рассказе «О любви» живое, искреннее, таинственное чувство губится самими любящими сердцами, приверженными к «футлярному» существованию. Они боятся всего, что могло бы открыть их тайну им же самим. Героиня боится оставить семью - ее «футляр», герой не уверен, что может предложить ей достойную жизнь. И лишь когда наступила разлука, он понял, как было мелко все то, что им мешало любить. Люди «маленькой трилогии» многое понимают. Они осознали безысходный тупик «футлярной жизни». Но их прозрения чуть-чуть запаздывают. Жизнь никак не меняется. «Футлярность» - это обозначение косности, неспособности личности выйти за пределы стандарта и предписаний. Показывая несостоятельность всех старых устоев русской жизни, Чехов не скрывает трудностей, которые подстерегают Россию на пути обретения духовной свободы.

Билет-20

1.Тема и идея, острота конфликта и художественные особенности пьесы А. П. Чехова "Вишневый сад".

1.Истоки создания пьесы.

2.Жанровые особенности пьесы.

3.Тема.

4.Конфликт комедии и его особенности.

5.Основные образы комедии.

6.Основная идея пьесы.

7.Символическое звучание названия пьесы.

1.А. П. Чехов закончил свою пьесу ''Вишневый сад" в 1903 году, когда новый век стучался в двери. Шла переоценка веками устоявшихся ценностей. Дворянство разорялось и расслаивалось. Это был класс, обреченный на гибель. На смену ему шла могучая сила — буржуазия. Умирание дворянства как класса и приход капиталистов — вот основа пьесы. Чехов понимает, что и новые хозяева жизни недолго удержатся как класс, так как вырастает другая, молодая сила, которая будет строить новую жизнь в России.

2.Пьеса "Вишневый сад" проникнута светлым, лирическим настроением. Сам автор подчеркивал, что "Вишневый сад" является комедией, так как он сумел сочетать драматическое, подчас трагическое начало с комическим.

3.Основное событие пьесы — покупка вишневого сада. Все проблемы, переживания героев строятся именно вокруг этого. Все мысли, воспоминания связаны с ним. Именно вишневый сад является центральным образом пьесы.

4.Правдиво изображая жизнь, писатель рассказывает о судьбе трех поколений, трех социальных слоев общества: дворянства, буржуазии и прогрессивной интеллигенции. Отличительной особенностью сюжета является отсутствие ярко выраженного конфликта. Все события происходят в одном имении с постоянными персонажами. Внешний конфликт в пьесе заменен драматизмом переживаний героев.

5.Старый мир крепостной России олицетворяют образы Гаева и Раневской, Вари и Фирса. Сегодняшний мир, мир деловой буржуазии, представлен Лопахиным, мир неопределившихся тенденций будущего — Аней и Петей Трофимовым.

Раневская и Гаев — неплохие, добродушные люди. Они уже отжили свой век, это ощущается в их поведении и речи. Они сентиментальны, но не энергичны, не способны действовать, не могут разумно решать свои дела, беспомощны, никому не нужны, они уже лишние в жизни. Чехов все время показывает несоответствие между их словами и делами. Они не представляют себе жизни без вишневого сада, без того, что связывает их настоящую жизнь с детством. Но имение продано, и бывшие хозяева уезжают, быстро примирившись с утратой. Они даже не приложили никаких усилий для того, чтобы сохранить имение и этот сад. Ведя паразитический образ жизни, бездействуя, внешне создавая иллюзию заботы о ком-то и о чем-то, они все-таки остаются бесчеловечными барами-крепостниками. Свидетельство тому — оставленный в заколоченном доме Фирс. Лопахин — представитель буржуазии, купец; он лишен агрессивности, скупости, зависти и ненависти по отношению к недавним "хозяевам жизни". Покупка имения, "прекрасней которого нет на свете", не радует его. Лопахин, напротив, хочет помочь Раневской, дает советы по спасению имения, но она от них отказывается. Лопахин покупает сад, и это внешняя точка торжества героя. Сбылась его мечта. Но Лопахин прекрасно понимает, что он не хозяин вишневого сада, а лишь владелец этой земли. Поэтому он и говорит: "Скорей бы изменилась как-нибудь наша нескладная, несчастливая жизнь".

6.Ожидание изменений — вот главный лейтмотив пьесы. Всех героев "Вишневого сада" угнетает временность всего сущего, бренность бытия. В их жизни, как и в жизни современной им России, "порвалась дней связующая нить", разрушено старое, а новое еще не построено, и неизвестно, каким будет это новое. Все они бессознательно хватаются за прошлое, не понимая того, что его уже нет.

Отсюда ощущение одиночества в этом мире, нескладность бытия. Одиноки и несчастны в этой жизни не только Раневская, Гаев, Лопахин, но и Шарлотта, Епиходов. Все герои пьесы замкнуты в себе, они настолько поглощены своими проблемами, что не слышат, не замечают других. Неизвестность и тревога перед будущим все же рождает в их сердцах надежду на что-то лучшее. Но какое это лучшее будущее? Этот вопрос Чехов оставляет открытым... Петя Трофимов смотрит на жизнь исключительно с социальной точки зрения. В его речах много справедливого, но в них нет конкретного представления о разрешении вечных вопросов. Он мало понимает реальную жизнь. Поэтому Чехов дает нам этот образ в противоречии: с одной стороны, это обличитель, а с другой — "недотепа", "вечный студент", "облезлый барин". Аня — полна надежд, жизненных сил, но в ней еще столько неопытности и детства.

7.Автор не видит еще в русской жизни героя, который мог бы стать настоящим хозяином "вишневого сада", хранителем его красоты и богатства. Глубокое идейное содержание несет в себе само название пьесы. Сад — символ уходящей жизни. Конец сада — это конец поколения уходящего — дворян. Но в пьесе вырастает образ нового сада, "роскошнее этого". "Вся Россия — наш сад". И этот новый цветущий сад, с его благоуханием, его красотой, предстоит выращивать молодому поколению.

Наши рекомендации