Исследования непроизвольного запоминания.
Смирнов Анатолий Александрович (1894 —1980) — советский психолог, действительный член АПН СССР, доктор психологических наук, профессор. Его экспериментальные исследования посвящены проблемам психологии зрительного восприятия и памяти, в которых была показана зависимость запоминания от строения деятельности, в которую оно включено. Труды: Психология ребенка и подростка. М., 1925; Психология профессий. М., 1927; Психология запоминания. М., 1948; Проблемы психологии памяти. М., 1966; Избранные психологические труды: В 2 т. М., 1987. |
А.А. Смирнов неожиданно для испытуемых просил их вспомнить все, что они запомнили по дороге из дома на работу, или же предлагал им рассказать, что происходило в течение научного совещания, на котором они присутствовали за неделю до опытов. Испытуемые чаще всего вспоминали то, что делали (а не о чем думали), что способствовало или препятствовало достижению цели, а также нечто странное, необычное. Запоминались и те положения из выступлений, которые были тесно связаны с кругом знаний и интересов испытуемых. Был сделан вывод о зависимости непроизвольного запоминания от основной линии деятельности, в ходе которой оно осуществлялось, и от мотивов, определяющих эту деятельность. Действия запоминаются лучше, чем мысли, а среди действий, прочнее запоминаются те, которые связаны с преодолением препятствий, в том числе и сами эти препятствия.
Эффективность непроизвольного запоминания повышается, когда предъявляемый материал входит в содержание цели деятельности и связан с мотивами деятельности. |
Владимир Петрович Зинченко (1931- 2014) - российский психолог, создатель инженерной психологии в России. Представитель семейной династии известных психологов (отец — Пётр Иванович Зинченко, сестра — Татьяна Петровна Зинченко). Труды: Функциональная структура зрительной памяти. М., 1980 (в соавт.); Функциональная структура действия. М.: МГУ, 1982 (соавт. Н. Д. Гордеева); Мещеряков Б. Г., Зинченко В. П. (ред.) (2003). Большой психологический словарь. |
В.П. Зинченко предлагал испытуемым выполнять задания, требующие разной интеллектуальной активности. Он установил, что эффективность запоминания зависит от того, является ли запоминаемый материал целью деятельности или только средством ее выполнения. Другой фактор эффективности запоминания - это уровень интеллектуальной активности. Высокая интеллектуальная активность компенсирует отсутствие мнемической направленности. Именно поэтому, непроизвольно лучше запоминались числа из задач, которые придумывал сам испытуемый, а не те, которые ему предлагались в задачах в готовом виде.
Эффективность непроизвольного запоминания повышается, когда материал входит в содержание цели деятельности и работа с материалом требует умственной активности. |
Согласно модели «уровня обработки» Ф. Крейка и Р. Локхарта память является побочным продуктом обработки информации, а сохранение ее следов прямо зависит от глубины обработки. Поверхностный, сенсорный анализ менее эффективен для запоминания, чем семантический. Эта модель сходна с более ранними взглядами А.А.Смирнова и В.П. Зинченко. Часто ее подвергают критике, но она хорошо объясняет многие факты (например, запоминание текста роли актером при работе над ней или запоминание следователем тех трудных дел, которые он вел). Показано также, что студенты, склонные к глубокой обработке учебного материала, лучше его запоминают. Полезна и «личностная разработка» материала, например, поиск событий из личного опыта, соответствующих изучаемым закономерностям, или попытки использовать изучаемые закономерности на практике.
Зейгарник Блюма Вульфовна (1900 –1988) основательница отечественной патопсихологии. Широко известен результат дипломной работы Зейгарник, выполненной под руководством Курта Левина в Берлинском университете, где она показала, что незавершённые действия запоминаются лучше, чем завершённые («эффект Зейгарник»). Труды: Нарушения мышления у психически больных» 1959; Патология мышления» 1962; Введение в психопатологию» 1969; Основы патопсихологии» 1973; Патопсихология» 1976; Психология личности: норма и патология» 1982 |
Эффект Б.В.Зейгарник состоит в следующем. Если испытуемым предложить серию заданий и одни из них позволить довести до конца, а другие прервать незавершенными, то окажется, что впоследствии испытуемые почти в два раза чаще вспоминают незавершенные задания, чем завершенные к моменту прерывания. Это объясняется тем, что при получении задания у испытуемого появляется потребность («квазипотребность») выполнить его, которая усиливается в процессе выполнения задания. Эта потребность удовлетворена, когда задание выполнено, и остается, неудовлетворенной, если оно не доведено до конца. В силу связи между мотивацией и памятью первая влияет на избирательность памяти, сохраняя в ней следы незавершенных заданий.
Человек непроизвольно удерживает в своей памяти и в первую очередь (тоже непроизвольно) воспроизводит то, что отвечает его наиболее актуальным, но не вполне еще удовлетворенным потребностям. |
Вопрос о влиянии эмоций на эффективность непроизвольного запоминания решается неоднозначно.
Ø То, что имеет яркую, но негативную окраску, вытесняется в бессознательное
( З.Фрейд).
Ø Забывание неприятного не полезно для жизни, а эмоциональная окраска улучшает запоминание по сравнению с запоминанием эмоционально нейтрального материала (П.П.Блонский).
Ø Невозможно однозначно ответить на вопрос о том, приятное или неприятное запоминается лучше. К сожалению, механизмы влияния эмоций на запоминание до сих пор изучены плохо (С.Л.Рубинштейн).
Произвольное запоминание или мнемическая деятельность характеризуется целенаправленностью и использованием различных приемов для запоминания. Произвольное запоминание более продуктивно, чем непроизвольное запоминание.
· группировка (разбиение материала на части - группы),
· выделение опорных пунктов (выделение критериев для классификации материала);
· структурирование (установление взаимного расположения частей материала),
· схематизация (упрощение материала, выделение основного содержания);
· аналогия (установление сходства одного объекта с другим);
· мнемотехника,
· перекодирование (представление информации в другой образной форме),
· достраивание запоминаемого материала,
· серийная организация материала (выстраивание различных последовательностей, упорядоченности в пространстве, во времени),
· ассоциаций (установление связей по каким-то признакам, сходствам),
· повторение.
Рисунок: Факторы, влияющие на запоминание
Ø Установка (запомнить буквально, надолго и пр.) Установка на запоминание ведет к лучшему запоминанию. Полезно связать материал с целью деятельности.
Память и установка: школа Д.Н. Узнадзе. Неосознаваемой установкой называется готовность субъекта к совершению определенного действия или к реагированию в определенном направлении, являющаяся результатом его прошлого опыта. Различаются перцептивные (относящиеся к сфере восприятия), моторные (относящиеся к двигательной сфере) и интеллектуальные (относящиеся к сфере мышления) установки. |
Ø Объем материала. При запоминании объемного материала процент запоминаемого материала увеличивается.
Ø Характер материала, если в заучиваемом ряду разнородные элементы чередуются с большим количеством однородных, то эти разнородные элементы сохраняются в памяти лучше, чем однородные.
Ø Осмысленность запоминания. Логическая обработка материала полезна при заучивании
Ø Позиционная кривая - зависимость вероятности правильного воспроизведения от порядкового номера элемента последовательности, предъявленной для запоминания. Позиционная кривая имеет U-образную форму:
в силу "эффекта первичности" хорошо запоминаются первые элементы;
в силу "эффекта недавности" хорошо запоминаются последние элементы
Ø Распределение во времени связано с явлением реминисценцией. Это – улучшение со временем воспроизведения заученного материала без дополнительных его повторений. Эффект реминисценции чаще всего происходит после 2-3 дней после выучивания материала. Отсроченное на несколько дней (2¼ 3 дня) воспроизведение нередко дает лучшие результаты, чем воспроизведение материала сразу после его заучивания. Реминисценция объясняется тем, что со временем логические, смысловые связи, образующиеся внутри заучиваемого материала, упрочиваются, становятся более ясными, очевидными.
Ø Повторение. Повторение материала без опоры на текст повышает эффективность запоминания. Запоминание пройдет лучше, если повторять материал, несколько раз в течение времени: нескольких часов или дней
Ø Значимость материала для субъекта. Простые события, которые производят на человека сильное впечатление, запоминаются сразу, прочно и надолго. Более сложные и не такие интересные события человек может переживать много раз, но в памяти они не отложатся надолго.
2. Сохранение - это динамический процесс, преобразования материала введенного в память. Оценивают продуктивность хранения и длительность хранения. К блоку хранения могут быть отнесены и феномены интерференции (ретроградной и антероградной): одна информация препятствует (затрудняет) хранение другой (соответственно, предыдущей или последующей).
В эпизодической памяти находится информация о событиях жизни. Семантическая память содержит правила, лежащие в основе языка и различных мыслительных действий. Здесь же хранятся структуры, свойственные данной культуре. Семантическая память служит своего рода каркасом для событий текущей жизни, которые хранятся в эпизодической памяти.
3.Забывание - процесс противоположный сохранению. Позитивная функция забывания в том, что оно отсеивает ненужную информацию, не допускает перегруженности памяти, способствует обобщению. Негативным забывание становится, когда стираются блоки информации, или отрицательный опыт, который необходим для нормальной жизни.
На забывание влияет:
Ø модальность заученного материала (образный, вербальный и т.д.),
Ø осмысленность материала
Ø степень использования материала
Ø интерференция, связанная событиями, происходящими до и после запоминания
Ø возраст
Ø мотивация провоцирует активное забывание или вытеснение информации в область бессознательного.
Память человека теряется и восстанавливается по одному и тому же "сценарию": при потере память первыми теряются более сложные и недавние впечатления. При восстановлении наоборот: сначала восстанавливаются более простые и старые воспоминания, а затем более сложные и недавние.
Следом памяти называют результат работы мнемической системы. Под консолидацией следа понимается возрастание силы ассоциаций, а под ослаблением — уменьшение силы связи. Эти понятия пришли в психологию из ассоционизма.
Теории забывания.
Ø Теория систематической деформации следов памяти: перемены в памяти связаны с переменами в тканях мозга, в следах памяти происходят спонтанные бесконтрольные перемены.
Ø Теория ретроактивного и проактивного торможения:любое получение нового материала приводит к нарушениям в памяти о предыдущих событиях (ретроактивное забывание) Любое предыдущее обучение, негативно влияет на процесс дальнейшего обучения и воссоздания нового материала (проактивное забывание).
Ø Теория мотивируемого забывания: цель и мотивация человека влияет на забывание (например, человек намеренно забывает информацию, которая вызывает боль, страх или вину).
Ø Современные теории забывания.
Согласно Розенцвейгу процесс консолидации следа памяти объясняется двумя свойствами: силой и уязвимостью следа. Сила определяет вероятность припоминания и подвержена интерференции. Уязвимость характеризует «хрупкость» следа; она спонтанно уменьшается во времени.
Рисунок Формы забывания
Наличие обратимой формы забывания подтверждают следующие феномены:
Ø реминисценция или спонтанное улучшение воспоминания. Для появления реминисценции необходим оптимум научения.
Ø Амнезияпосле электрошока (от нескольких минут до нескольких часов). Причиной забывания является не нарушение процесса консолидации следа, а трудность припоминания.
Ламбер получил данные о том, что возбуждающие наркотики частично снимают амнезию, так как шок нарушает не сами следы, а доступ к этим следам. Ламбер предполагает, что для консолидации следа нужен некий уровень тревоги. В качестве иллюстрации он ссылается на эффект Камина - улучшение припоминания происходит через несколько минут и через 24 часа. Последнее объясняется режимом функционирования гипоталамически - гипофизарной системы. Первоначальный стресс вызывает высвобождение ахетилхолина (лучшее запоминание), а наступающее после этого истощение ведет к ослаблению силы следов. |
4. Воспроизведение – актуализация информации из памяти.
В зависимости от времени отсрочки между научением и воспроизведением, оно подразделяется на: непосредственное и отсроченное. Экспериментальные данные свидетельствуют о том, что повторения оказывают большее воздействие на отсроченное воспроизведение по сравнению с непосредственным. Как и в случае с запоминанием, в зависимости от характера целей (намеренность—ненамеренность) выделяют так называемые прямые и косвенные процедуры воспроизведения (припоминание и узнавание). Немаловажную роль в припоминании играет контекст.
Рисунок Формы воспроизведения
Тульвинг показал, что припоминание зависит от сходства контекста кодирования и контекста припоминания (физического и аффективного). Узнавание при работе оперативной памяти зависит от количества заученных стимулов и от интервала между
предъявлением и опросом. При узнавании, адресованном долговременной
памяти, первостепенную роль играет фактор знакомства с материалом (как с
физическими параметрами стимула, так и с его семантикой). Например, было
показано, что объем припоминания меньше, чем объем узнавания. Точность и скорость узнавания зависят от материала (знакомости, осмысленности и т.п.): знакомый материал узнается точнее, а осмысленный — быстрее. В специальный раздел выделяются феномены ошибок воспроизведения и их динамики во времени: различают контаминацию (перепутывание) и конфабулацию (домысливание).