Учебных достижений учащихся на уроках развития речи

Развитие речи учащихся всегда было важнейшей дидактической задачей каждого урока литературы, не говоря уже о специальных уроках. Однако успешность речевого развития зависит от решения ряда проблем: эффективных форм и приемов развития речи; речевых ситуаций на уроках; учета особенностей рода и жанра художественного произведения при организации речевой деятельности учеников; структуры урока по развитию речи; интегрирования курсов литературы и русского языка в аспекте речевого развития школьников.

Опора на текст (в качестве исходного или образцового) дает возможность формировать у обучаемых чувство стиля, жанровой обусловленности высказывания, умение отбирать языковые средства с учетом намерений автора.

Основой для построения высказываний может стать практически любое художественное произведение, которое изучается на уроках литературы или входит в круг самостоятельного чтения, независимо от объема и жанра. Во-первых, художественное произведение многомерно: в нем рассматривается довольно широкий круг тем и вопросов, которые могут быть выделены и стать предметом различной речевой деятельности учащихся. Во-вторых, высказывание создается учениками, как правило, уже после знакомства с произведением на уроках литературы. Повторное же обращение к тексту и его анализ в процессе подготовки к творческой работе способствуют более глубокому осмыслению той или иной проблемы, того или иного образа персонажа. Это позволяет организовать речевую деятельность школьников в нескольких направлениях:

1) создание высказываний, представляющих собой характеристики литературных персонажей (портрет литературного героя; характеристика образа персонажа; сравнительная характеристика литературных героев; характеристика группы персонажей);

2) создание речевых высказываний, связанных с идеей исходного текста;

3) построение высказываний на основе трансформации опорного текста (сценка может быть трансформирована в мелодраму; анекдот – в фельетон и т.п.);

4) создание высказываний, представляющих собой амплификацию (распространение или продолжение какой – либо части, сюжетной линии) опорного текста;

5) создание высказываний на основе выделения в исходном тексте темы, связанной с психологическими или общественными явлениями, которые в нем раскрываются, и осмысление ее в речевом произведении заданного жанра;

6) создание высказываний, представляющих собой подражание стилю писателя (стилизация, пародия).



Оценка Критерии оценивания учебных достижений учеников
  Недостаточный уровень учебных достижений
«1» · работа не соответствует теме; · допущено много фактических ошибок; нарушена последовательность изложения во всех частях работы; · отсутствует связь между ними; · работа не соответствует плану; крайне беден словарь; · нарушено стилевое единство текста; · отмечены серьезные претензии к качеству оформления работы. · Допущено более 7 речевых и больше 7 грамматических ошибок.
  Начальный уровень учебных достижений
«2» · работа не соответствует теме; · допущено много фактических ошибок; нарушена последовательность изложения во всех частях работы; · отсутствует связь между ними; · работа не соответствует плану; крайне беден словарь; · нарушено стилевое единство текста; · отмечены серьезные претензии к качеству оформления работы. · Допущено до 7 речевых и до 7 грамматических ошибки.
  Средний уровень учебных достижений
«3» · в работе допущены существенные отклонения от темы; · работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности изложения; · оформление работы не аккуратное, есть претензии к соблюдению норм и правил библиографического и иллюстративного оформления. · В работе допускается не более 4-х недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибки.
  Достаточный уровень учебных достижений
«4» · содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы); · имеются единичные фактические неточности; · имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей; · имеются отдельные непринципиальные ошибки в оформлении работы. · В работе допускается не более 2-х недочетов в содержании, не более 3-4 речевых недочетов, не более 2-х грамматических ошибок.
  Высокий уровень учебных достижений
«5» · содержание работы полностью соответствует теме; · фактические ошибки отсутствуют; · содержание изложенного последовательно; · работа отличается богатством словаря, точностью словоупотребления; · достигнуто смысловое единство текста, иллюстраций, дополнительного материала. · В работе допущен 1 недочет в содержании; 1-2 речевых недочета;1 грамматическая ошибка.


При оценке творческой работы учитывается самостоятельность, оригинальность замысла работы, уровень ее композиционного и стилевого решения, речевого оформления. Избыточный объем работы не влияет на повышение оценки. Учитываемым положительным фактором является наличие рецензии на исследовательскую работу.

Наши рекомендации