Учебных достижений учащихся при создании сочинения

Работая над устными и письменными сочинениями, школьники применяют на практике знания и навыки, полученные при чтении и разборе художественных произведений: умение определить свою точку зрения, избрать для ее выражения соответствующие композиционные формы, тот или иной план изложения. Качеством занятий по литературе, степенью самостоятельности и зрелости мысли школьников определяется богатство, точность, выразительность их языка.

Объем сочинений должен быть примерно таким: в 5 классе — 1 тетрадная страница, в 6 классе—1,5; в 7 классе — 2; в 8 классе — 2,5; в 9 классе — 3; в 10 классе — 3,5-4; в 11 классе — 4-4,5.

Любое сочинение проверяется не позднее недельного срока в 5-8-ом и 10 дней в 9-11- х классах; оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речь, вторая — за грамотность. В журнал выставляется одна оценка, которая является средней оценкой за язык и литературу. Если оценка не является целым, она округляется в сторону увеличения.

Оценка сочинений

В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса:
правильное понимание темы, глубина и полнота ее раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев, исходя из идейно-тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними; точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка. Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».

Оценка Критерии оценивания учебных достижений учеников
  Недостаточный уровень учебных достижений
«1» · ставится за сочинение, совершенно не раскрывающее тему, свидетельствующее о полном незнании текста произведения и неумении излагать свои мысли; · содержит большее число ошибок, чем это установлено для отметки «2».
  Начальный уровень учебных достижений
«2» · ставится за сочинение, которое не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст; · характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями; · отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.
  Средний уровень учебных достижений
«3» · ставится за сочинение, в котором в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала; · обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения; · материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей; · обнаруживается владение основами письменной речи; · в работе имеется не более четырех недочетов в содержании и пяти речевых недочетов.
  Достаточный уровень учебных достижений
«4» · Ученик достаточно полно и убедительно раскрывает тему, обнаруживает хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения; · логично и последовательно излагает содержание; · сочинение написано правильным литературным языком, стилистически соответствует содержанию; · допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трех-четырех речевых недочетов.
  Высокий уровень учебных достижений
«5» · Ученик глубоко и аргументировано раскрывает тему, что свидетельствует об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для ее раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения; · сочинение стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей; · написано правильным литературным языком и стилистически соответствует содержанию; · допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочета.


Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается оценкой «1».

Критерии оценивания

Наши рекомендации