Учебных достижений учащихся при создании сочинения
Работая над устными и письменными сочинениями, школьники применяют на практике знания и навыки, полученные при чтении и разборе художественных произведений: умение определить свою точку зрения, избрать для ее выражения соответствующие композиционные формы, тот или иной план изложения. Качеством занятий по литературе, степенью самостоятельности и зрелости мысли школьников определяется богатство, точность, выразительность их языка.
Объем сочинений должен быть примерно таким: в 5 классе — 1 тетрадная страница, в 6 классе—1,5; в 7 классе — 2; в 8 классе — 2,5; в 9 классе — 3; в 10 классе — 3,5-4; в 11 классе — 4-4,5.
Любое сочинение проверяется не позднее недельного срока в 5-8-ом и 10 дней в 9-11- х классах; оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речь, вторая — за грамотность. В журнал выставляется одна оценка, которая является средней оценкой за язык и литературу. Если оценка не является целым, она округляется в сторону увеличения.
Оценка сочинений
В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса:
правильное понимание темы, глубина и полнота ее раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев, исходя из идейно-тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними; точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка. Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».
Оценка | Критерии оценивания учебных достижений учеников |
Недостаточный уровень учебных достижений | |
«1» | · ставится за сочинение, совершенно не раскрывающее тему, свидетельствующее о полном незнании текста произведения и неумении излагать свои мысли; · содержит большее число ошибок, чем это установлено для отметки «2». |
Начальный уровень учебных достижений | |
«2» | · ставится за сочинение, которое не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст; · характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями; · отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок. |
Средний уровень учебных достижений | |
«3» | · ставится за сочинение, в котором в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала; · обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения; · материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей; · обнаруживается владение основами письменной речи; · в работе имеется не более четырех недочетов в содержании и пяти речевых недочетов. |
Достаточный уровень учебных достижений | |
«4» | · Ученик достаточно полно и убедительно раскрывает тему, обнаруживает хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения; · логично и последовательно излагает содержание; · сочинение написано правильным литературным языком, стилистически соответствует содержанию; · допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трех-четырех речевых недочетов. |
Высокий уровень учебных достижений | |
«5» | · Ученик глубоко и аргументировано раскрывает тему, что свидетельствует об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для ее раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения; · сочинение стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей; · написано правильным литературным языком и стилистически соответствует содержанию; · допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочета. |
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается оценкой «1».
Критерии оценивания