Рыжая белка, злой волк, хитрая лиса, огромный слон, трусливый заяц.

2. Пришла весна. Солнце светит ярко. С крыш падает час­тая капель. На земле разлились огромные лужи. В них отражается небо и солнце.

III класс

Слон

1. животное, большое, слон, умное, и, сильное, слон, но­сит, домашний, груз, в Индии, он, маленьких, нянчит, детей, трудно, стадо, в джунглях, слонов, увидеть.

2. Свободный народ, солнечный ..., интересный ..., забот­ливая ..., радостный ..., легкая ....

3. Огонь, фабрика, трактор, улица, переулок, площадь, библиотека, платье, местность, метель, метро, лебедь, озе­ро, долина, аллея, трамвай.

IV класс

1. крепкий находка косьба дорожка

шапка беседка резьба прыжки

робкий редкий просьба кружка

улыбка гладкий сказка крышка

1. Рысь

Рысь — лесная кошка. И повадки у нее кошачьи.

Втянет когти и ходит бесшумно ищет добычу. Или затаится на ветке над оленьей тропой и терпеливо ждет. Рысь охо­тится на мышей зайцев и оленей. Человек приручает льва тигра. Трудно приручить рысь. Брали охотники в дом слепо­го рысенка. Он царапается кусается и вырывается на волю.

3. Смотреть на ..., лететь над ..., познакомиться с ..., зави­сеть от ..., стремиться к ... .

Кейс 16

Выполните анализ текстов для пересказа (Определите жанр произведения и возможность организации пере­сказа. Какой вид пересказа можно предложить по данным произведе­ниям? Обоснуйте свой ответ. Спланируйте работу по подготовке одного из видов пересказа.)

ХОРОШЕЕ

Проснулся Юрик утром. Посмотрел в окно. Солнце светит. Де­нек хороший. И захотелось мальчику самому что-нибудь хорошее сделать.

Вот сидит он и думает: «Что, если б моя сестренка тонула, а я бы ее спас!»

А сестренка тут как тут:

— Погуляй со мной, Юра!

— Уходи, не мешай думать! Обиделась сестренка, отошла.

А Юра думает: «Вот если бы на няню волки напали, а я бы их застрелил!»

А няня тут как тут:

— Убери посуду, Юрочка!

— Убери сама — некогда мне! Покачала головой няня.

А Юра опять думает: «Вот если бы Трезорка в колодец упал, я бы его вытащил!» А Трезорка тут как тут. Хвостом виляет: «Дай мне попить, Юра!»

— Пошел вон! Не мешай думать! Закрыл Трезорка пасть, полез в кусты. А Юра к маме пошел:

— Что бы мне такое хорошее сделать?

В. Осеева

ЛИСА И ТЕТЕРЕВ

Тетерев сидел на дереве. Лисица подошла к нему и говорит:

— Здравствуй, тетеревочек, мой дружочек! Как услышала твой голосочек, так и пришла тебя проведать.

— Спасибо на добром слове, — сказал тетерев. Лисица притворилась, что не расслышала, и говорит:

— Что говоришь? Не слышу. Ты бы, тетеревочек, мой дружочек, сошел на травушку погулять, поговорить со мной, а то я с дерева не расслышу.

Тетерев сказал:

— Боюсь я сходить на траву. Нам, птицам, опасно ходить по земле.

— Или ты меня боишься? — спросила лисица.

— Не тебя, так других зверей боюсь, — сказал тетерев. — Всякие звери бывают.

— Нет, тетеревочек, мой дружочек, нынче указ объявлен, что­бы по всей земле мир был. Нынче звери уж друг друга не трогают.

— Вот это хорошо, — сказал тетерев. — А то вот собаки бегут. Кабы по-старому, тебе бы уходить надо, а теперь тебе бояться нечего.

Лисица услыхала про собак, навострила уши и хотела бежать.

— Куда ж ты? — спросил тетерев. — Ведь нынче указ, собаки не тронут.

— А кто их знает! — сказала лиса. — Может, они указ не слыхали.

И убежала.

ШЕЛ ПЕРВЫЙ СНЕГ

Было около одиннадцати часов вечера, недавно шел первый снег, и все в природе находилось под властью этого молодого снега. В воздухе пахло снегом, под ногами мягко хрустел снег. Земля, кры­ши, деревья, скамьи на бульварах — все было мягко, бело, моло­до, и от этого дома выглядели иначе, чем вчера. Фонари горели ярче, воздух был прозрачней...

Если взглянуть вверх, на эти потемки, то весь черный фон был усыпан белыми движущимися точками: это шел снег. Хлопья его, попав в свет, лениво кружились в воздухе, как пух, и еще ленивее падали на землю. Снежинки кружились толпой, висли на бороде, ресницах, бровях... Извозчики, лошади и прохожие были белы.

По Л. Чехову

Кейс 17

Перед чтением стихотворения Ф.И. Тютчева «Весенние воды» учитель проводит беседу:

— Какое время года наступило?

— Какие приметы весны вы заметили?

— В народе говорят: «Март — свет, апрель — вода, май — цве­ты».

— Почему так называют весенние месяцы?

— Что вы видите на картине К И. Левитана «Весна. Большая вода»?

— Приход весны изображают не только художники, но и писате­ли, поэты. Сегодня мы познакомимся с произведением Ф.И. Тют­чева «Весенние воды».

Перед чтением рассказа Б. Полевого «Последний день Мат­вея Кузьмина» учитель сообщает:

— Борису Полевому, как военному корреспонденту газеты «Прав­да», сообщили о жителе деревни Куракино Псковской области, который повторил подвиг Ивана Сусанина. Кто знает, какой подвиг совершил Иван Сусанин? Когда это было?

— Борис Полевой разговаривал с людьми, которые знали Мат­вея Кузьмина, и был потрясен мужеством и силой воли стари­ка колхозника. Свой подвиг Матвей Кузьмин совершил 14 фев­раля 1942 года, было ему в это время 86 лет. Борис Полевой так правдиво написал о нем, что читатель хорошо может предста­вить себе героя.

Перед чтением стихотворения А.С. Пушкина «Утро» учи­тель демонстрирует картину К. Юона «Зеленый май» и обра­щается к детям:

— Представим себе, что мы выехали за город, пришли сюда, на это место, и перед нами открылось то, что нарисовал художник.

— Что мы могли бы увидеть и услышать, почувствовать, если бы очутились там?

Кейс 18

Определите, какова методическая цель заданий и вопросов, используемых учителем при работе над литературным про­изведением:

а) Осеева В.А. «Три товарища».

— Найдите в тексте слова автора, которые помогают вам представить состояние Вити во время перемены.

б) Осеева В.А. «Три товарища».

— Прочитайте на доске:

«— А ты где его потерял? — спросил Миша.

— Не знаю, — ... сказал Витя и ...» Задание: сравните с текстом.

Определите, какие слова пропущены. Что изменится, если их не будет?

в) Плещеев А.Н. «Мать и дети».

— Кто, по-вашему, может сказать слова: мама дорогая, мама золотая, все она, родная?

— А что можно сказать о самом поэте?

г) Паустовский К.Г. «Заячьи лапы».

— Сравните этот рассказ Паустовского с другими его рас­сказами о животных. Что вы можете сказать на основании этих рассказов о самом Паустовском?

— Вы прочитали два рассказа Паустовского. Каким челове­ком вам представляется автор этих рассказов? Как он смот­рит на мир? Что любит? О чем думает?

д) Крылов И.А. Басни.

— Чем Обезьяна из басни «Зеркало и Обезьяна» похожа на Мартышку из другой басни?

е) Определите свое отношение к вопросам такого типа. Чему они могут способствовать?

— Какие мысли и чувства вызвал у вас этот рассказ?

— Что вы можете сказать об этом стихотворении?

ж) Оправданно ли задание познавательного характера после чтения стихотворений русских поэтов И.А. Бунина, Ф.И. Тют­чева, А.С. Пушкина, А.А. Блока, С.А. Есенина?

— Найдите в каждом стихотворении приметы идущей по зем­ле осени.

— Вы заметили, в каком порядке расположены эти стихи?

— Определите, какие периоды осени описываются в этих сти­хотворениях.

— Выберите отдельные строчки из этих стихотворений и рас­положите их друг за другом так, чтобы получилась картина постепенного перехода природы от зимы к весне.

Кейс 19

Сравните два варианта работы над рассказом К. Паустовского

«Корзина с еловыми шишками».

а) — Ребята, расскажите, как то, что увидел и услышал ком­позитор Эдвард Григ, помогло ему написать музыку.

— Какое впечатление произвела на Дагни симфоническая му­зыка, которую девушка слышала впервые?

— Какие картины представлялись Дагни, когда она слышала музыку, посвященную ей?

— Ребята, если у вас дома найдется пластинка с записью му­зыки Эдварда Грига к драме Ибсена «Пер Гюнт», послушайте ее. Что вам представляется, когда вы слышите эту музыку?

б) — Как вы думаете, был ли Эдвард Григ счастливым человеком?

— Что делало его таковым?

— Эдвард Григ похоронен на своей родине, в скале над вечно волнующимся морем. Скажите, можно ли считать его навечно ушедшим от нас, ныне живущих?

— Что же делает человека вечным? Что сделало бессмертным Грига?

— Найдите в тексте самые важные слова. («Я старик, но я отдал молодежи жизнь, работу, талант. Отдал все без воз­врата. Потому я, может быть, даже счастливее тебя, Дагни...»)

— Сколько основных мыслей заключено в этих словах? Какие? Сформулируйте кратко своими словами.

— Все ли окружающие вас люди думают так же, как Григ? Всем ли приятнее отдавать, чем брать? Встречались ли вам люди, ко­торые охотно давали, дарили — не обязательно вещи, но хорошее настроение, улыбку, душу, что-то еще? Расскажите о них.

— Что было бы, если бы все люди или хотя бы большинство из них видели счастье в том, чтобы дарить себя? Как вам ка­жется, какой бы стала жизнь?

— Почему после исполнения чудесной музыки «сначала медлен­но, потом все разрастаясь загремели аплодисменты» ? Почему сначала медленно? (Беседа о воздействии классической му­зыки на человека.)

— Если вы этого никогда не чувствовали, значит, редко слу­шали настоящую музыку.

— Так за что же Дагни была благодарна Григу? Прочитайте.

— Дома подготовьтесь ответить на вопрос: «Чем должен жить человек?» Дагни это поняла. А поняли ли вы?

Кейс 20

Проведите методический анализ урока чтения, отметив достоинства и недостатки. Какие вопросы и задания соответствуют характеру произведения, а какие нет? При необходимости внесите коррективы.

Тема: «Ласточки пропали...» А. А. Фет

1. Работа над репродукцией картины И.И. Левитана «Золо­тая осень»:

— Какая пора изображена на картине?

— Почему ее называют золотой? Ответьте строками, взяты­ми из уже пройденных произведений.

— Но бывает и поздняя осень, когда начинает дуть холодный ветер, срывая, опускает на землю оставшуюся листву. Везде пу­сто, сумрачно. Любая пора вызывает у человека особые чувства, которые композитор выражает с помощью звука, а поэт — с помощью слова.

— Прочитайте про себя стихотворение А.А. Фета и ответь­те на вопрос: «О какой поре осени пишет поэт?»

2. Чтение детьми стихотворения про себя.

3. Чтение стихотворения вслух по отдельным предложени­ям и подбор заглавия к нему.

4. Чтение стихотворения по четверостишиям про себя и со­ставление словесных картин к каждому из них.

5. Проверка выполнения задания. Один ученик читает чет­веростишие, другой рисует к нему словесную картинку. Па­раллельно учитель задает вопросы:

— Что автор пишет про листья?

— Почему валится, а не падает?

— Что автор пишет про ветер?

— Каким словом можно его заменить ?

— А как лучше, точнее — злится или дует ?

— Что хочет автор показать этим словом?

— Скажите, почему так жалобно курлычут журавли?

6. Чтение стихотворения про себя.

— Какое настроение испытывал автор, когда писал эти строки?

— Послушайте стихотворение еще раз. Какое у вас возника­ет настроение после его прослушивания? (Учитель выразитель­но читает стихотворение вслух под музыку П.И. Чайковско­го «Осенняя песня».)

7. Чтение стихотворения вслух по четверостишиям с пере­дачей голосом настроения грусти, печали.

8. Домашнее задание: выучить стихотворение наизусть.

Кейс 21

Прочитайте текст и вопросы, предлагаемые к нему. Обоснуйте подобную группировку вопросов. Дополните список вопросов каждой группы в соответствии с их характером.

В. Осеева

ХОРОШЕЕ

Проснулся Юрик утром. Посмотрел в окно. Солнце светит. Денек хороший. И захотелось мальчику самому что-нибудь хорошее сделать.

Вот сидит он и думает: «Что, если б моя сестренка тонула, а я бы ее спас!»

А сестренка тут как тут:

— Погуляй со мной, Юра!

— Уходи, не мешай думать!

Обиделась сестренка, отошла.

А Юра думает: «Вот если бы на няню волки напали, а я бы их застрелил!»

А няня тут как тут:

— Убери посуду, Юрочка!

— Убери сама — некогда мне!

Покачала головой няня.

А Юра опять думает: «Вот если бы Трезорка в колодец упал, а я бы его вытащил!»

А Трезорка тут как тут. Хвостом виляет: «Дай мне попить, Юра!»

— Пошел вон! Не мешай думать!

Закрыл Трезорка пасть, полез в кусты.

А Юра к маме пошел:

— Что бы мне такое хорошее сделать?

Вопросы по фактическому содержанию:

— Как звали мальчика?

— Какое желание у него появилось утром?

— Кто первый обратился к Юре с просьбой?

— О чем она попросила?

— Какой вопрос задал мальчик маме?

Вопросы по выяснению различных связей:

— Чего захотелось Юре?

— Почему у него возникло такое желание?

— О чем попросила Юру сестра?

— Что он ей ответил?

— Как отреагировала сестренка? Почему?

Вопросы, ведущие к оценкам и обобщениям:

— О чем мечтал Юра?

— Каким он хотел быть?

— Был ли он на самом деле храбрым? Докажите.

— Каким можно назвать мальчика?

— Какие слова текста это подтверждают?

Вопросы, устанавливающие ассоциации с опытом детей:

— У кого из вас есть младшие братишки или сестренки?

— Что хорошего для них вы делаете?

— Как вы помогаете старшим в семье?

Кейс 22

Прочитайте рассказ и вопросы, предлагаемые на этапе анализа этого произведения. Расставьте вопросы в правильной логической последовательности. Дополните беседу другими вопросами, которые сделали бы ее бо­лее полной и глубокой. Подумайте, формулировку каких вопросов следует изменить и почему.

Б. Житков

ОБВАЛ

Девочка Валя ела рыбу и вдруг подавилась косточкой. Мама

закричала:

— Съешь скорее корку!

Но ничего не помогало. У Вали текли из глаз слезы. Она не могла говорить, а только хрипела и махала руками. Мама испуга­лась и побежала звать доктора. А доктор жил за сорок километров. Мама сказала ему по телефону, чтоб он скорей, скорей приезжал.

Доктор сейчас же собрал свои щипчики, сел в автомобиль и поехал к Вале. Дорога шла по берегу. С одной стороны было море, а с другой стороны крутые скалы. Автомобиль мчался во весь дух. Доктор очень боялся за Валю.

Вдруг впереди одна скала рассыпалась на камни и засыпала дорогу. Ехать стало нельзя.

Было еще далеко. Но доктор все равно хотел идти пешком. Вдруг сзади затрубил гудок. Шофер посмотрел назад и сказал:

— Погодите, доктор, помощь идет.

А это спешил грузовик. Он подъехал к завалу. Из грузовика выскочили люди. Они сняли с грузовика машину-насос и резино­вые трубы и провели трубу в море.

Насос заработал. По трубе он сосал из моря воду, а потом гнал ее в другую трубу. Из этой трубы вода вылетала со страшной си­лой. Она с такой силой вылетала, что людям нельзя было удер­жать, так он трясся и бился. Его привинтили к железной подстав­ке и направили воду прямо на обвал. Получилось, как будто стре­ляют из пушки. Вода так сильно била по обвалу, что сбивала камни иглину и уносила их в море. Весь обвал вода смыла с дороги.

— Скорей, едем! — крикнул доктор шоферу. Шофер пустил машину.

Доктор приехал к Вале, достал свои щипчики и вынул из горла косточку. А потом сел и рассказал Вале, как завалило дорогу и как насос гидротаран размыл обвал.

— Какими словами передает автор испуг матери?

— Как отреагировал доктор?

— Почему он ... ?

— Как звали девочку?

— Как хотела мама помочь дочке?

— Где пролегла дорога?

— Почему столько людей бросились на помощь девочке?

— Что случилось с Валей?

— Почему она ... ?

— Каким способом убрали завал ?

– Опишите состояние девочки.

– Какими словами автор описывает трудности работы спасателей?

— Что почувствовала мама?

— Какое решение принял доктор?

— Что преградило путь машине?

— Что тогда сделала мама?

— Как вы думаете, что в этот момент почувствовал доктор?

— Откуда пришла помощь?

— Почему он ... ?

— Какими словами текста это подтверждается?

— Кто принимал участие в спасении девочки?

— Какие чувства вы испытывали, когда читали рассказ?

— Почему ... ?

Кейс 23

Познакомьтесь с работой по словесному рисованию и выскажи­те свое отношение. При необходимости внесите коррективы.

а) Русская народная сказка «Лиса и Журавль».

— Из каких двух больших картин (эпизодов) состоит сказка?

— К какому из них в учебнике есть иллюстрация?

— Сейчас мы с вами превратимся в волшебных художников и на­рисуем без карандаша и красок иллюстрацию ко второму эпизоду.

— С чего начинается сказка?

— Вот эту картину мы и будем рисовать на этом листе бу­маги. (На доске прикреплен чистый лист.)

— Кого сначала нарисуем? Какая она?

— Что изобразим возле лап лисы? Какую тарелку нарисуем?

— Видно ли будет на рисунке, что в тарелке?

— В какой позе стоит лиса? Что она делает?

— А кого нарисуем рядом с лисой? Какой он?

— Что делает журавль?

— А теперь закройте глаза и повторите «волшебные» слова, с помощью которых мы описали содержание картинки. (Снима­ется чистый лист бумаги, под ним оказывается графическая картинка, аналогичная «нарисованной» словесно.)

б) Стихотворение С.А. Есенина «Береза».

— «Нарисуем» картинку к этому стихотворению с помощью слов. Представьте, что мы рисуем на этом листе. Что у нас будет главным?

— Значит, ее мы нарисуем на переднем плане. Кто покажет где?

— Где растет береза?

— Как об этом сказал поэт?

— Вот здесь мы нарисуем березку, а где нарисуем дом?

— Береза большая или маленькая, высокая или низкая?

— С чего начнем рисовать березу? Какой ствол? А какие вет­ви у березы?

— А теперь нарисуем двор и дом. Дом нарисуем городской или деревенский? Высокий или низкий? (Соотношение размеров дома и березки показывается указкой на листе.)

— Из чего построен дом? Какая у него крыша?

— Что еще можно нарисовать рядом с деревенским домом? (Дро­ва, сено, забор.)

— А теперь закройте глаза и представьте картинку целиком. (Заменяя чистый лист бумаги контурным рисунком, учитель говорит: «Во дворе деревенского дома стоит березка. Ветви ее тонкие, раскидистые. За березой — домик с красивыми рез­ными ставнями. Рядом с домом — поленница дров и сено».)

— Откройте глаза. Такую вы представили картину? А теперь давайте раскрасим ее.

— Начнем с березы. Какого цвета ее ствол? Какие ветви? Как об этом сказано поэтом?

— На крыше лежит снег. Какого он цвета? А где еще лежит снег?

— Какого цвета небо?

— Закройте глаза и представьте рисунок в цвете. (Учитель за­меняет контурное изображение на цветное.)

— Откройте глаза. Такой вы представили себе картинку?

Кейс 24

Какой из двух вариантов подготовки к драматизации сказки В. Берестова «Аист и Соловей» правильный?

а) — Как вел себя Аист, когда явился к мудрецу?

— Как вел себя Соловей?

— Давайте разыграем сценку и покажем, как это происходило.

— Кто будет мудрецом? Аистом? Соловьем? (Сказка инсцени­руется целиком.)

б) — Чем вам нравится Соловей?

— Чем неприятен Аист?

— Что сказал Аист, когда вбежал к мудрецу? Как он произнес эти слова?

— Кто покажет, каким был Аист, как он вбежал?

— Кто еще попробует?

— А как вел себя Соловей в гостях у мудреца?

— Кто покажет, как он извинился за беспокойство и попросил научить его музыке?

— Кто еще попробует?

Кейс 25

Проведите методический анализ подготовки учащихся к чте­нию по ролям рассказа В.А. Осеевой «Синие листья».

— Какой вы представляете себе Катю?

— Какими чертами характера она обладает? Как это можно передать голосом?

— Найдите слова Кати и попробуйте их прочитать.

— Какой вы представляете себе Лену? Как это показать голосом?

— Найдите слова, которые говорит Лена, и попробуйте их про­читать.

— Как автор относится к девочкам? Прочитайте.

— Какие еще действующие лица есть в этом рассказе?

— Каким вы представляете себе учителя? Почему вы так счи­таете? Как это передать при чтении?

— Найдите слова учителя и попробуйте прочитать их вырази­тельно.

— Сколько всего действующих лиц в рассказе?

— Прочитайте рассказ про себя и отметьте, где чьи слова. После этого проводится чтение по ролям.

Кейс 26

Проведите методический анализ использования музыкальных произведений на уроке чтения.

а) Стихотворение А.С. Пушкина «Зимняя дорога».

— Дети, сейчас зима. Это чудесное время года. И часто русская зима-красавица вдохновляет поэтов, художников и композито­ров на создание произведений. Сейчас вы прослушаете пьесу П.И. Чайковского «На тройке». Будьте внимательны, постарай­тесь услышать то, что хотел выразить композитор в музыке, увидеть дорогу, по которой едет тройка, как будто вы сами мчи­тесь на этой тройке. (Включается музыка.)

— Понравилась пьеса? Что вы представляли, когда слушали му­зыку?

— Так П. И. Чайковский отразил в музыке то, что увидел или пережил однажды. А вот как передал настроение от зимней до­роги в своем стихотворении А.С. Пушкин. Послушайте. (Учи­тель читает стихотворение.)

б) Стихотворение А.С. Пушкина «Зимняя дорога». Сопоставляются два произведения П. И. Чайковского: «На тройке» и первая часть симфонии «Зимние грезы», подчер­кивается разное настроение этих произведений:

— Почему Чайковский написал два произведения о зимней до­роге так по-разному?

— Какое из этих произведений больше соответствует настро­ению стихотворения, которое я сейчас вам прочитаю? (Учитель читает стихотворение).

в) Стихотворения А.С. Пушкина «Зимний вечер» и С.А. Есе­нина «Поет зима — аукает... ».

Дети характеризуют «зимние голоса» в этих стихотворениях, находят слова, передающие изменчивое звучание «песни» зимы. Дается задание подумать, какую музыку можно сочи­нить к этим произведениям, чем будут отличаться эти две музыкальные иллюстрации, почему?

г) В..А. Жуковский «Жаворонок». После неоднократного чтения стихотворения учащиеся слушают «Песню жаворонка» П.И. Чайковского.

— О чем эта музыка «рассказывает»?

— На что похожи ее звуки?

— Что вы видите, когда слышите эту песню?

Кейс 27

Проведите анализ урока точки зрения требований к их структуре и организации обучения, используя следующий план:

а) найдите в книге для чтения произведение, с которым работают на этом уроке. Определите место урока в ряду других по данной теме;

б) подумайте, зачем изучается это произведение, с какими другими уже прочитанными текстами оно связано и как;

в) прочитайте произведение и проведите его литературоведчес­кий анализ;

г) прочитайте конспект урока, обратив внимание на его тему и формулировки целей;

д) оцените, как соотносятся с особенностями текста и це­лями урока:

— план урока,

— способы организации работы на этапах первичного синтеза,

— логика работы на этапе анализа,

— виды творческой работы с текстом на этапе вторичного синтеза.

е) определите, насколько выбранные учителем приемы обеспе­чивают эмоциональность восприятия литературного произведения;

ж) выявите, насколько сочетаются задания аналитического и синтетического характера;

з) укажите, какие коррективы в данный урок внесли бы вы; Обоснуйте внесение каждого изменения.

Наши рекомендации