Работа над рассказом Ф. Кривина «Почему «А» поётся, а «Б» нет».
Подготовительная работа.
· Ребята, мы уже прочитали несколько историй про буквы нашего русского алфавита. Сейчас мы прочитаем рассказ Ф. Кривина о том, чем отличаются гласные от согласных, почему разные звуки имеют свои особенности.
· Из «Азбуки» мы уже знаем о главных отличиях гласных звуков от согласных. Назовите их. Зачем нам надо иметь эти знания и различать гласные и согласные звуки? А теперь послушайте, как увлекательно рассказывает об этом Ф. Кривин в своём произведении.
Выразительное чтение произведения учителем.
· Понравился вам рассказ? Что нового и необычного вы из него узнали?
· Какие звуки умеют особенно красиво петь? Знаете ли вы теперь, как появились гласные звуки? (Голос — голосить, глас — гласный.)
· Назовите звуки, которые, по мнению автора, могут петь-заливаться. Как их называет писатель? (Голосистые.)
· А как вы думаете, мы поём буквы или звуки? Почему автор всё время говорит о буквах? (Наверное, он писал этот рассказ для дошколят, которые ещё не знают, что такое звуки.)
· Имеют ли голос согласные звуки? Объясните свой ответ.
Перечитывание текста.
На этом этапе можно попросить детей, которые хорошо умеют читать, перечитать основную часть текста, а дети с невысокой техникой чтения, могут прочитать отдельные строки, где автор показывает, как тянутся звуки. Учитель регулирует этот процесс и сам назначает учеников для чтения.
Выборочное чтение.
На этом этапе необходимо больше привлекать тех учащихся, которые ещё не очень уверенно читают.
· Прочитайте строки из стихотворения, где описывается, какие звуки издают гласные.
· Как вы объясните смысл названия «согласные»? (Частичка «со» означает совместное участие в чём-нибудь.)
· Прочитайте строки, где описывается, какие звуки издают согласные (Шипят, свистят, жужжат, рычат, пыхтят и т. д.)
Выводы и обобщения по прочитанному.
· Как вы думаете, случайно ли автор рассказал нам историю о споре букв? Может быть, история эта нам что-то напоминает? (Да, мы часто в жизни спорим и не уступаем друг другу, не слушаем, думаем чаще о том, кто из нас главнее, а не о том, чтобы хорошо сделать общее дело.)
· Правильно, ребята, вот эту мысль мы и должны будем передать в своём маленьком спектакле.
Инсценировка фрагмента произведения (работа в группах).
Если дети впервые занимаются такой деятельностью, то необходимо сначала определить задачу — что будем делать; осмыслить, зачем это нужно.
· Ребята, кто из вас уже бывал в театре, видел, как ставятся пьесы, как играют актёры? Сегодня мы попробуем поставить мини-спектакль, где у каждого будет своя роль. Разыгрывание в ролях небольшого фрагмента литературного произведения называется инсценированием. В основе слова «инсценирование» лежит слово «сцена», поэтому мы попробуем сегодня быть в роли актёров.
· Какие буквы являются героями произведения? Сколько ролей в этом тексте? Какие диалоги нам предстоит озвучить? (Примерно восемь ролей, за автора может читать учитель или хорошо читающий ученик.)
· Разбейтесь на группы по 8 человек. Попробуйте распределить роли. Какие правила вы должны помнить, чтобы договориться и не конфликтовать? (Не сердиться, объяснить, почему та или другая роль нравится больше, попытаться убедить товарищей, а не кричать, не обижаться и не драться.)
· Сначала попробуем прочитать текст по ролям с первой группой, потом — со второй и третьей. Затем разойдёмся по группам и будем репетировать сценки. Но надо проговорить, какая буква с какой интонацией должна произносить слова, как передать характер каждой буквы.
Пробное чтение по ролям и репетиция сценки.
Просмотр инсценировок, оценивание результатов.
Чтобы правильно оценить результаты, нужно выработать критерии того, что будем оценивать: умение передать характер буквы с помощью правильной интонации, мимики и жестов; отчётливое произношение всех слов своей роли; умение вести себя на сцене (правильно стоять лицом к зрителям, правильно двигаться, слушать реплики других актёров, чтобы вовремя вступить в диалог и пр.). Оценку лучше давать с помощью тех же разноцветных фишек. Оценивать нужно игру каждого ребёнка в отдельности.
Подведение итогов урока, рефлексия и оценивание результатов. Вспомните задачи, которые мы ставили на уроке. (Необходимо, чтобы основные из них были написаны на доске или высвечены на слайде.)
· Поделитесь тем, что вам сегодня особенно удалось, над чем ещё нужно поработать. Что на сегодняшнем уроке вам особенно понравилось? С какими впечатлениями вы уходите с урока?
· Оцените свою работу на уроке с помощью цветных фишек, покажите количество красных, зелёных и фиолетовых фишек с помощью пальцев рук.
· Молодцы, вы хорошо потрудились.
Рекомендации для занятий в семье.
Для закрепления умений, полученных на уроке, рекомендуем выполнить с ребёнком задания 3 или 5 на с. 13 учебника. Предложите ребёнку задания на выбор. Если ваш ребёнок выбирает задание 3, то вы должны обратить внимание на то, что задание делается в паре. Вы можете сами составить своему ребёнку пару, а можете предложить ему пригласить кого-нибудь из одноклассников или друзей. Чтобы провести сравнение двух текстов, надо сначала оба текста прочитать. Пусть это сделают ученики. Затем с помощью вопросов следует найти общее и различное в данных текстах, подготовить ответ на вопрос. Если вы руководите работой в паре, обязательно вспомните с детьми правила работы в паре, которые они изучали в школе. Проясните, правильно ли они понимают, что значит уметь договариваться друг с другом, что значит не конфликтовать, распределять роли и пр.
Если ваш ребёнок выбрал задание 5, то вам надо понимать, что это задание творческого характера и необходимо воспользоваться «Рабочей тетрадью», с. 20. Главная ваша функция не мешать детям, не наставлять, не принуждать к тому, чтобы они делали, то, что вам кажется правильным. Творческие способности только тогда раскрываются и получают возможность для плодотворной реализации, когда на человека не оказывается давление, когда он сам решает, что главное, а что второстепенное, когда сам продуцирует идеи и находит пути их реализации. Ваша задача — содействовать раскрытию способностей ребёнка, поощрять, хвалить, иногда корректно и ненавязчиво подправлять, предлагать варианты для обсуждения, т.е. сотрудничать. В этом и будет заключаться ваша помощь.
[1] На изучение раздела выделено 7 часов.
[2] Согласно постановлению об утверждении СанПиН от 29 декабря 2010 г. № 189 (пункт 1) 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», в первом классе обучение проводится без балльного оценивания знаний и домашних заданий.
[3] В конце каждого урока ребёнок может посчитать, сколько и каких фишек он набрал, сделать вывод, в чём он был особенно успешен, а над чем ещё нужно потрудиться.