Работа над фрагментом сказки И. Токмаковой «Аля, Кляксич и буква «А».
Подготовка к восприятию сказки.
· Ну что же, переходим к чтению сказки И. Токмаковой «Аля, Кляксич и буква «А». Но, прежде чем познакомиться со сказкой И. Токмаковой, подумайте, любите ли вы сказки? Что обычно происходит в сказках? Кто в них действует? Могут ли героями сказки быть буквы? Как вы себе это представляете?
· Прочитайте слова, записанные на доске (или слайде): не слушались, падали, ссорились, кричали, размахивали руками. Кто так мог бы себя вести? Кто бы это мог быть? (Работу с данными словами можно организовать и по «Рабочей тетради», с. 17.)
· Сейчас я вам прочитаю отрывок из нового произведения. (Учитель показывает книгу И. Токмаковой.)
Чтение фрагмента сказки учителем.
· Понравилось ли вам произведение, которое вы услышали? Чем особенно понравилось?
· Сказка это или рассказ? Объясните свою точку зрения.
· Почему у одного из героев такое странное имя — Кляксич?
· А знаете ли вы, что такое клякса? Прочитайте задание, которое дают нам авторы после текста.
Работа со словарём.
(Просим детей найти в толковом словарике значение слова «клякса», предлагаем прочитать словарную статью, рассказать своими словами, что значит слово «клякса». Кроме того, работу с этим словом можно организовать, выполняя задание в «Рабочей тетради» на с. 18.)
· Расскажите, как вы себе представляете Алю, трудно ли ей было писать буквы.
· Почему с ней приключилась эта волшебная история? Слушаются ли вас буквы, когда вы их пишете?
Перечитывание сказки.
(Сначала предлагаем детям прочитать сказку, используя приём жужжащее чтение, потом — выборочное чтение.)
Вопросы для выборочного чтения.
· Чем была взволнована буква «А»? Как она выглядела в данный момент? Прочитайте соответствующий фрагмент.
· Кто рассорил буквы? Каким образом Кляксичу удалось «выгнать» буквы? Подтвердите свой ответ словами из текста сказки.
· Найдите в тексте ответ на вопрос 2, размещённый в заданиях к тексту.
· Обратите внимание на вопросы, размещённые авторами внизу с. 10 на бежевом фоне. Давайте попробуем разобраться, что же мы прочитали — рассказ или сказку? (Дети читают вопросы, размышляют, стремятся обосновать свои ответы.)
Творческое задание.
Творческое задание к тексту дано на с. 10 учебника под номером 3. Помощь по выполнению этого задания, этапы его выполнения представлены в «Рабочей тетради» на с. 18. Работу лучше организовать в парах. Обсудить с детьми правила работы в паре, проговорить, как правильно договариваться между собой, выбирать лучший вариант, слушать и слышать товарища по парте, как не вступать в конфликт, а предлагать конструктивное решение проблемы. После того как задание выполнено, необходимо заслушать выступление детей, предложить оценить их работу с помощью разноцветных фишек.
Подведение итогов урока, рефлексия.
· Ребята, наш урок подошёл к концу. Вспомните задачи, которые мы формулировали на урок. (Можно открыть слайд или запись на доске.) Подумайте, чего нам удалось достичь, что получилось хорошо. А над чем ещё хотелось бы поработать?
· Оцените свою работу с помощью разноцветных фишек, возьмите из коробочки ту фишку, цвет которой отражает уровень ваших достижений на уроке.
Рекомендации для занятий в семье.
Если вы хотите с ребёнком закрепить материал урока, обратитесь к с. 19 «Рабочей тетради». Пусть школьник сначала медленно прочитает стихотворение. Затем проведите с ним беседу, проверьте, всё ли он понимает при чтении. Для этого надо задать несколько вопросов на осмысление: «О чём стихотворение? Почему автор стихотворения говорит, что с буквами много хлопот? Что значит «с умом, толково их поставить в чёткий ряд»? Как понять выражение «Превратятся буквы в слово и с тобой заговорят»?» Затем нужно попросить ребёнка прочитать этот текст ещё два раза медленно. И только после того, как текст стал знаком и понятен, можно от медленного чтения переходить к более быстрому целыми словами.
Далее нужно перейти к выполнению второго задания. Взрослый читает задание ребёнку вслух, спрашивает, как он понял его, что нужно сделать, чтобы быстро запомнить стихотворение. Затем вместе с ребёнком необходимо выделить и подчеркнуть трудные слова и помочь заучить ему стихотворение наизусть. При заучивании важно позаботиться о том, чтобы ребёнок правильно интонировал, поэтому можете показать ему правильный образец выразительного чтения несколько раз. Для облегчения запоминания стихотворения можно выписать первые слова из каждой строки в столбик, и, обращаясь к ним, ребёнок будет вспоминать продолжение строки. Постепенно он запомнит стихотворение. Примерно через час нужно ещё раз попросить его прочитать стихотворение, а утром на свежую голову по дороге в школу повторить. Взрослый всегда может напомнить первое слово из строки.
Урок 4
Тема:С. Чёрный. «Живая азбука», Ф.Кривин. «Почему «А» поётся, а «Б» нет
Целевые установки урока (планируемые результаты):
Предметные: знать лексическое значение слова «маскарад», знать отличительные особенности букв, обозначающих гласные и согласные звуки; уметь находить в текстах слова и выражения, создающие художественный образ букв в читаемых произведениях; чётко произносить звук [ш] при чтении стихотворения В. Лунина, правильно интонировать, читать по ролям, осуществлять переход от слогового чтения к плавному при повторном прочтении текстов; уметь находить в тексте строки, которые являются ответом на вопрос учителя.
Метапредметные:
регулятивные: определять учебные задачи при работе с произведениями, предложенными на урок, удерживать их в памяти; оценивать результаты своего труда и труда одноклассников с помощью разноцветных фишек; устанавливать очерёдность работы в паре, освоить одно из правил работы в группе (распределение ролей при инсценировании);
познавательные: осознавать переносное значение художественной детали текста;
коммуникативные: воссоздавать образы по вопросам учителя, описывать картины, возникшие при чтении произведения.
Личностные: выражать собственные чувства при чтении текстов и в ходе размышлений, анализа; осознавать смысл определения учебных задач при работе с художественным произведением; проявлять фантазию и творческие способности, выражать своё «Я» в процессе инсценировки изучаемых текстов.
Оборудование к уроку:учебник «Литературное чтение. 1 класс», часть 1, пособие «Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 1 класс», разноцветные фишки для оценивания результатов деятельности (красные — работа выполнена очень хорошо, на высоком уровне; зелёные — есть небольшие недочёты в работе; фиолетовые — надо подтянуться), мультимедиапроектор (по возможности).
Ход урока.