VII. Практическая работа в группах (6–8 человек).

– Сейчас вам предстоит написать Маше и Мише письмо – рассказ о делах в классе – и отправить почтового голубя в страну Почтальонов.

На доске учитель записывает слова-подсказки:

· Дорогой друг…

· Хочу рассказать тебе о…

· Мы очень скучаем без тебя…

· Напиши нам о…

· С нетерпением ждем ответа…

Учащиеся работают в творческих группах в течение 10 минут. Консультанты читают коллективно написанные письма, ребята обсуждают их достоинства и недостатки.

Ответственный художник в каждой группе выполняет эскиз почтового голубя по таблице.

После обсуждения писем рисунки с изображением почтового голубя и творческое письмо запечатываются в заранее подписанные конверты.

VIII. Разгадывание кроссворда. Знакомство с историей почтового ящика. «Загадки Почтового ящика».

– Ребята, кто из вас знает, куда теперь надо опустить письмо? (В почтовый ящик.)

– Кто же изобрел почтовый ящик?

Заранее подготовленный ученик в роли экскурсовода рассказывает о появлении почтового ящика.

– Почтовый ящик был придуман моряками в XVI веке. Направляясь из Европы в Индию, морские путешественники оставляли письма в большом каменном ящике на мысе Доброй Надежды, а возвращавшиеся корабли забирали послания в Европу. Подобная связь действовала в течение нескольких столетий. В настоящее время этот камень хранится в одном из музеев Кейптауна.

Почтовый ящик более скромных размеров появился в Австрии XVII веке, и висел он не на стене, а на ремне, перекинутом через плечо почтальона. И только в 1785 году в Вене был установлен обычный почтовый ящик, украшенный изображением письма и почтового рожка.

В России самый первый почтовый ящик появился в Санкт-Петербурге. Его образец можно увидеть в Центральном музее связи имени А. С. Попова. Он сделан из дюймовых досок и обшит снаружи листовым железом. Датой его рождения считают 1 декабря 1848 года. Затем в обиход вошли железные почтовые ящики, которые прикреплялись к стенам домов. В 1910 году конструктор П. Н. Шабаров разработал ящик с донной дверцей: она открывалась механически, когда к ней прикладывали специальный мешок. Эта система сохранилась до сегодняшнего дня.

– И вот последнее испытание: надо решить кроссворд Почтового ящика.

Вопросы:

1. Пункт назначения письма, местонахождение лица, которому оно предназначено. (Адрес.)

2. Литературный жанр, послание в форме письма. (Эпистола.)

3. Тот, кому адресовано письмо. (Адресат.)

4. Цифровое условное обозначение населенного пункта. (Индекс.)

5. Коллекционирование и изучение почтовых и иных марок, почтовых знаков. (Филателия.)

6. Сообщение, поздравление, просьба, написанные на бумаге, предназначенные для отправки на расстояние. (Письмо.)

7. Знак оплаты почтовых сборов в виде маленькой бумажки с каким-нибудь изображением и обозначением цены. (Марка.)

8. Срочное сообщение, передаваемое по телеграфу. (Телеграмма.)

9. Тот, кто пишет письмо. (Адресант.)

10. Бумажный пакет, сохраняющий тайну послания. (Конверт.)

11. Специальная почтовая карточка для письма, посылаемая без конверта. (Открытка.)

                                   
                             
    и     п         т            
а     н     и         е            
д     д     с         л            
р   е   ь       е        
е э к ф   м     м   г   к о    
С П А С И Б О   З А   Р А Б О Т У !
  и д   л         р   а д   н к    
  с р   а         к   м р   в р    
  т е   т         а   м е   е ы    
  о с   е             а с   р т    
  л а   л               а   т к    
  а т   и               н     а    
        я               т          

После решения кроссворда учащиеся читают ключевую фразу: «Спасибо за работу!»

IX. Заключительная часть урока (рефлексия).

– Сегодня на уроке вы многое узнали об истории письма, о появлении почтовой марки, познакомились с правилами заполнения конверта, написали письмо-рассказ. А что же объединяет ваши письма?

Вот и подошел к концу наш урок. На ваших столах лежат лепестки-листочки. Если вам все понятно по теме «Эпистолярный жанр» и понравился урок, то выберите лепесток с восклицательным знаком. А если остались вопросы, на которые вы не знаете ответа, то выберите лепесток с вопросительным знаком. (Размещение на доске лепестков, построение цветка.) Наш цветок готов, но у некоторых ребят еще остались вопросы, поэтому на следующем уроке мы продолжим изучение данной темы.

Урок 123

Диагностирование орфографической зоркости.
Запись слов и предложений под диктовку

Цели:продолжить формирование навыков письма предложений из 2–3 слов под диктовку; учить объяснять написание слов; вырабатывать навыки грамотного письма имен собственных; продолжить формирование умений оформлять предложения на письме, анализировать их и составлять схемы предложений, модель текста; совершенствовать умение перекодировать звукофонемную форму слова в буквенную и наоборот, умение анализировать слово и соотносить его с моделью (звукобуквенной схемой); закреплять графические навыки письма изученных букв и гигиенические навыки при письме; развивать внимание, речевые умения, творческое мышление.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

– Сегодня на уроке будем учиться писать слова и предложения под диктовку.

III. Чистописание.

– Запишите сочетания букв и предложение.

Щука – хищная рыба.

– Какое правило надо вспомнить при письме этого предложения?

Подготовка руки к письму.

IV. Работа по теме урока.

1. Работа со словами.

– Допишите буквы в начале или в конце слова.

Дверь, кома.., ..лён, бра.., ..тка, ..сень.

– Какие буквы вы вставили – гласные или согласные?

– Вставьте буквы, обозначающие согласные звуки, и прочитайте слова.

Деревья

Цветы

– Замените в слове одну букву, чтобы получилось другое слово. Напишите. Кот, дым, сыр, малина, коса, липа, бык, пол.

Запись:

2. Работа над предложением.

– Разделите текст на предложения и спишите его, диктуя себе по слогам.

Витя и Юра – друзья они помогают друг другу мальчики любят играть в шашки.

– Выполните схему этого текста.

– Назовите слова-помощники.

V. Написание диктанта.

Учитель диктует текст.

Собака

Собака жила в лесу.

Она пошла искать товарища.

Собака встретила человека.

Она осталась жить у него.

(Из сказки.)

– Подчеркните сочетания жи – ши, ча – ща, чу – щу.

VI. Итог урока.

Урок 124

Запись предложений с благодарностью «Азбуке».
Взаимопроверка. Самопроверка

Цели:продолжить формирование навыков правописания безударных гласных в корне слова, умение подбирать проверочное слово; вырабатывать навыки грамотного письма; закреплять умение составлять звукобуквенные схемы слов; развивать внимание и умение рассуждать.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

Учитель читает стихотворение:

· В день солнечный июльский –

Цветы, цветы вокруг!..

Красив язык мой русский,

Как этот летний луг.

Иду тропинкой узкой –

Деревья до небес!

Могуч язык мой русский,

Как этот русский лес.

А. Шибаев

– Что говорит автор о русском языке?

– С чем сравнивает поэт русский язык?

– Сегодня на уроке будем учиться грамотно записывать слова и предложения.

Наши рекомендации