V. Зрительно-предупредительный диктант.
Учащиеся читают предложения на доске. Затем учитель закрывает доску и диктует.
На крючке была зубастая щука.
Я ищу в лесу грибы.
Мой папа плавит чугун.
За школой чудный сад.
VI. Итог урока.
Урок 115
Составление текста диктанта с ча – ща*
(см. Примечание)
Цели:продолжить формирование навыков письма слов с сочетаниями ча – ща под диктовку; вырабатывать навыки грамотного письма; совершенствовать умение перекодировать звукофонемную форму слова в буквенную и наоборот; продолжить формирование умений оформлять предложения на письме, анализировать их и составлять схему; закреплять графические навыки письма изученных букв и гигиенические навыки при письме; развивать внимание, речевые умения, логическое и творческое мышление.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы урока.
– Прочитайте стихотворение на доске:
· Пища, чаща, роща, куча,
Саранча, кочан и туча,
Дача, гуща и свеча –
Все слова на ча и ща.
– На какое правило все слова?
– С какой буквой надо писать сочетания ча – ща?
– Сегодня на уроке будем закреплять умение правильно писать слова с сочетаниями ча – ща.
III. Чистописание.
Грачи зимуют в Африке.
Подготовка руки к письму.
IV. Работа по теме урока.
1. Работа со словами.
– Образуйте из слогов слова и запишите их в тетрадь.
Запись: дача, туча, часы, чаща, роща, пища.
– Подчеркните сочетания ча – ща.
2. Работа над предложением.
– Закончите предложения и запишите их в тетрадь.
– Составьте схему полученных предложений.
3. Зрительно-предупредительный диктант.
Бабушка была у врача.
Под кустом спят зайчата.
В лесу живут волчата.
IV. Составление текста диктанта.
На доске записаны слова.
Дача, журчат, ручейки, грачата, пищат, зайчата, роща, куст.
– Используя схему текста, составьте свой диктант.
Вот наша дача. Громко журчат ручейки. Рядом роща. Под кустом зайчата. Пищат грачата. |
VI. Итог урока.
Урок 116
Правописание чу – щу
Цели:продолжить формирование навыков письма слов с сочетаниями чу – щу; вырабатывать навыки грамотного письма; совершенствовать умение перекодировать звукофонемную форму слова в буквенную и наоборот; продолжить формирование умений оформлять предложения на письме, анализировать их и составлять схему предложений, модель текста; закреплять графические навыки письма изученных букв и гигиенические навыки при письме; развивать внимание, речевые умения, логическое мышление.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы урока.
– Прочитайте стихотворение на доске:
· Чумазый, чучело, чурбан,
Чудесный, чувство и чулан,
Кричу, ворчу, ищу, тащу –
Я с «у» пишу и чу, и щу!
– О каком правиле это стихотворение?
– Сегодня на уроке будем учиться правильно писать слова с сочетаниями чу – щу.
III. Чистописание.
Учащиеся записывают в рабочих тетрадях по одной строке строчных букв «щ», «ш» и заглавных «Щ», «Ш».
Далее записывают предложения:
Шурик Щуков щурился на солнце.
Саша Чайкин наблюдал за чайкой.
Анализ и составление схем записанных предложений.
– Назовите слова-помощники в этих предложениях.
Подготовка руки к письму.
IV. Работа по теме урока.
1. Работа со словами.
– Составьте и запишите слова, которые начинаются со слога чу.
чудо чулан чулки чугун чумазый |
– Составьте и запишите слова, которые начинаются со слога щу.
щука щуплый щурится щурятки щупать |
2. Работа со звукобуквенными схемами.
– Прочитайте стихотворение:
· Щ..ка и щ..рятки
Со мной играют в прятки.
Я их в речке поищ..,
Червячками угощ.. .
И. Токмакова
– Вставьте пропущенные буквы.
– Соотнесите выделенные слова со схемами.
3. Работа над предложением.
– Запишите ответы на вопросы, используя слова второго столбика.
– Составьте схему последнего предложения.
Бабушка пошла к врачу.
V. Контрольное списывание.
– Спишите текст с доски. Вставьте пропущенные буквы.
Овч..рки
На даче ж..вут больш..е овч..рки. Они рыч..т и ворч..т на прохож..х. Дощ..тая конура стоит на площ..дке у дома. Овч..рки не пускают ч..ж..х на уч..сток.
– Подчеркните сочетания жи – ши, ча – ща, чу – щу.
– Составьте схему текста.
VI. Итог урока.
Я грамотно писать хочу,
Слова на ЧУ и ЩУ учу:
Чулок, и чудо, и чугун,
Кричу, ворчу, ищу, тащу –
Я с «у» пишу и ЧУ, и ЩУ!
Урок 117
Составление текста диктанта
с сочетаниями чу – щу
( в паре, группе – по желанию)
Цели:продолжить формирование навыков письма слов с сочетаниями чу – щу под диктовку; вырабатывать навыки грамотного письма; совершенствовать умение перекодировать звукофонемную форму слова в буквенную и наоборот; продолжить формирование умений оформлять предложения на письме, анализировать их и составлять схему предложений, модель текста; закреплять четкое представление о том, что звуки [ч’], [щ’] всегда мягкие, поэтому их мягкость не нужно обозначать на письме; закреплять графические навыки письма изученных букв и гигиенические навыки при письме; развивать внимание, речевые умения, логическое и творческое мышление.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы урока.
– Прочитайте ребусы:
– На какое правило отгаданные слова?
– С какой буквой надо писать сочетания чу–щу?
– Сегодня на уроке будем писать под диктовку слова с сочетаниями чу – щу.
III. Чистописание.
Запишите сочетания букв и предложение.
Хлеб – всему голова!
– Объясните смысл пословицы.
Подготовка руки к письму.
IV. Работа по теме урока.
1. Работа со словами.
– Образуйте слова, используя слоги, и запишите их.
щу – ка хо – чу
та – щу кри – чу
пи – щу чу – де – са
– Какая гласная пропущена?
– Запишите слова в тетрадь.
2. Работа над предложением.
– Из слов каждой строчки составьте и запишите предложения:
1) лето, настало;
2) на, дети, дачу, едут;
3) роща, дача, около;
4) в, часто, рощу, дети, ходят.
– Придумайте название рассказа.
– Составьте схему рассказа.
– Назовите слова-помощники.