V. Письмо в рабочей тетради.

1. Образование новых слов.

– Прочитайте слова и рассмотрите схемы.

– С помощью стрелок соотносите слова и звукобуквенные схемы.

– Добавьте к каждому слову букву «ь». Какие слова у вас получились?

МЕЛ – МЕЛЬ ШЕСТ – ШЕСТЬ МОЛ – МОЛЬ УГОЛ – УГОЛЬ

– Запишите слова. Подчеркните ь.

– Как изменилось значение слов, когда в них появился ь?

2. Составление предложений.

– Подберите слова. Составьте предложения.

Мама легла… спит.

Дима уже… спать.

3. Разгадывание шарад.

· Лежу я на земле,

Прибитая к железу.

Но буквы переставь –

В кастрюлю я полезу.

(Шпала – лапша.)

· С «ю» я по воде скольжу,

А с «я» на голове сижу.

(Шлюпка – шляпка.)

· Чтоб поддерживать скворечню

Иль антенну, я гожусь.

С мягким знаком я, конечно,

Сразу цифрой окажусь.

(Шест – шесть.)

· Я дерево с цветом душистым,

Даю я прохладную тень,

Под кроной моей отдыхают

В безветренный, знойный день.

Но если согласные буквы

В себе переставлю я,

Получится новое слово,

Несущее смерть для меня.

(Липа – пила.)

· Я цвет одинаковый часто имею:

И с «г» зеленею, и с «к» зеленею.

Но с «к» вам со мною рискованно быть:

Могу и до слез довести, и убить.

(Луг – лук.)

· С «л» я слезы вызываю,

С «ж» по воздуху летаю.

(Лук – жук.)

· С буквой «н» я по ночам

В небесах гуляю.

С буквой «п» частенько вам

Видеть помогаю.

(Луна – лупа.)

· С твердым – «л» – огородное растение

И приправа к пище,

С мягким – отверстие,

Прикрываемое крышкой.

(Лук – люк.)

· С твердым «л» я на стене,

Книги, например, на мне.

Но как только «л» смягчите,

Сразу в танец превратите.

(Полка – полька.)

Учащиеся записывают отгаданные слова, определяют их значение.

VI. Работа со словарем.

1. Кроссворды.

с ы н   п и р о г  
  о       о        
    р   д         а
    к              
  у         н      

Учащиеся отгадывают слова и записывают их в тетрадь.

с ы н   п и р о г  
с о н   п о р о г  
с о р   д о р о г а
с о к       р о г а
с у к       н о г а

2. Звукобуквенные схемы слов.

– Прочитайте стихотворение. Подберите слова с помощью рисунков.

СТИРКА

Я один у мамы ,

Нет у мамы .

Как же маме не помочь

Постирать ?

Мыло пенится в корыте –

Я , посмотрите!

А. Усанова

Слова-подсказки: сын, дочка, платочки, стираю.

– К каждому слову составьте звукобуквенную схему.

VII. Итог урока.

Урок 84

Письмо строчной буквы «ж»

Цели: сформировать в памяти учащихся четко дифференцированный зрительно-двигательный образ строчной буквы «ж»; продолжить формирование умений делить слово на слоги, выделять голосом ударный слог в слове; учить анализировать слово, предложение, воспринятые на слух, соотносить их со схемами и моделями; анализировать предложение и составлять схему предложений; совершенствовать умения выполнять виды соединений букв в слове (верхнего, среднеплавного, нижнего); закреплять графические навыки письма изученных букв и гигиенические навыки при письме; упражнять учащихся в выполнении основных мыслительных операций (анализ – синтез, сравнение, группировка, обобщение и др.) в процессе практического конструирования буквы из элементов-шаблонов и при решении логических заданий с буквами.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

Учитель читает стихотворения:

· Это – Ж,

А это – К,

Целый жук

И полжука.

А. Шибаев

· Если сноп, как пояском,

Подпоясать колоском, –

Сноп пшеницы на меже

Превратится в букву Ж.

В. Степанов

– На что похожа буква «ж»?

– Сегодня на уроке будем учиться писать и соединять с другими буквами строчную букву «ж», которая обозначает твердый звук [ж].

III. Повторение звука [ж], изученного на уроках чтения.

– Поднимайте руку каждый раз, когда услышите звук [ж] в словах: кошка, ножницы, цапля, лыжи, чемодан, щетка, замок, вешалка, ежик, лиса, мыши, жук, волк, карандаш, крыша, ужи, щит.

– Дайте характеристику звуку [ж]. (Звонкий твердый согласный звук).

– Назовите животных, в названии которых есть звук [ж]. (Ежик, жираф, ужи, стрижи.)

– Назовите слова с сочетанием жи. (Ножи, лыжи, пружина, снежинка и т. д.)



Наши рекомендации