IX. Рисование узора-бордюра.
Учащиеся выполняют узор.
– Какие элементы письменных букв «спрятаны» в этом узоре? (Прямая линия, прямая линия с закруглением вверху и внизу.)
X. Итог урока.
Урок 20
Закрепление письма гласных букв
в сочетаниях: уа, ау. Подготовка к введению
алгоритма письма под диктовку
Цели: закреплять графические навыки письма изученных букв; продолжить формирование умений делить слово на слоги, выделять голосом ударный звук в слове; закреплять гигиенические навыки при письме; учить анализировать слова, воспринятые на слух, соотносить их со схемами и моделями; совершенствовать умения перекодировать звукофонемную форму слова в буквенную и наоборот; учить анализировать предложение и составлять схему предложений; развивать внимание, речевые умения, умение анализировать и обобщать.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы урока.
Учитель читает стихотворение:
Первые буквы
Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Мы за парты дружно сели
И на доску поглядели,
И открыли поскорей
Двадцать девять букварей.
Мы учили букву «А»,
Мы учили букву «У».
Малыши кричат «уа».
Мы в лесу кричим «ау».
С буквы «А» – «арбуз» и «аист»
(Мы запомнить постарались).
С буквы «У» у нас, ребята,
«Ухо, удочка, утята»…
Вот чему на первый раз
Научился первый класс.
Л. Демьянов
– Какие буквы вы уже умеете писать?
– Что объединяет буквы «а», «у»? (Они означают гласные звуки.)
– Сегодня на уроке будем учиться писать сочетание изученных гласных букв.
Подготовка руки к письму.
III. Работа в тетради.
1. Письмо сочетаний: уа, ау.
– Прочитайте, что написано на доске.
– Когда так говорят?
– Проанализируйте виды соединений букв: ау – верхнее соединение; уа – нижнее.
2. Звукобуквенные схемы.
– Что изображено на карточках?
– Произнесите слова по слогам.
– На каком месте в слове находится звук [а]?
– Для каждого рисунка найдите соответствующую звукобуквенную схему слова.
3. Письмо элементов букв, вызывающих затруднения у учащихся.
IV. Игра «Узнай букву».
Учитель читает загадки, учащиеся их отгадывают. Если отгаданное слово начинается на звук «а», то они поднимают букву «а». Если слово начинается на звук «у», то они поднимают букву «у».
· Посмотрите, дом стоит,
До краев водой налит,
Без окошек, но не мрачный,
С четырех сторон прозрачный.
В этом домике жильцы –
Все умелые пловцы.
(Аквариум – буква «а».)
· К нам приехали с бахчи
Полосатые мячи.
(Арбуз – буква «а».)
· Пестрая крякушка
Ловит лягушек,
Ходит вразвалочку,
Спотыкалочкой.
(Утка – буква «у».)
· Стою на крыше –
Всех труб выше.
(Антенна – буква «а».)
· Две антенны на макушке,
А сама сидит в избушке,
На себе ее везет,
Очень медленно ползет.
(Улитка – буква «у».)
· По полотняной стране,
По реке Простыне
Плывет пароход,
То назад, то вперед,
А за ним такая гладь –
Ни морщинки не видать.
(Утюг – буква «у».)
· Листья клена пожелтели,
В страны юга улетели
Быстрокрылые стрижи.
Что за месяц,
Подскажи!
(Август – буква «а».)
V. Рисование узора-бордюра.
VI. Итог урока.
Урок 21
Письмо строчной буквы «э»
Цели: сформировать в памяти учащихся четко дифференцированный зрительно-двигательный образ строчной буквы «э»; продолжить формирование умений делить слово на слоги, выделять голосом ударный звук в слове; закреплять гигиенические навыки при письме; учить анализировать слово, предложение, воспринятые на слух, соотносить их со схемами и моделями; совершенствовать умения выполнять виды соединений букв в слове (верхнего, среднеплавного, нижнего); развивать внимание, речевые умения, умение анализировать и обобщать.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы урока.
Учитель читает стихотворение:
· Над лугами в синеве
Пролетает буква Э.
Это ласточка весной
Возвращается домой.
В. Степанов
– На что еще похожа буква «э»?
– Что говорят, когда рыба срывается с крючка? (Эх!…)
– Сегодня на уроке будем учиться писать строчную букву «э», которая нужна нам для обозначения гласного звука [э].
III. Повторение звука [э], изученного на уроке чтения.
– Запомните слова со звуком [э], которые встретятся вам в шуточном стихотворении Б. Заходера.
ЭМУ
Я про страуса,
Про эму,
Написал бы вам
Поэму,
Но никак я не пойму:
Эму он
Или Эму?!
– Придумайте как можно больше слов со звуком [э]. (Эвкалипт, экватор, эскиз, эскимо.)
– Дайте характеристику звуку [э].
IV. Формирование зрительного образа строчной буквы «э» в памяти учащихся.
Учитель демонстрирует таблицу четырех форм буквы «э»: малой и большой печатных, строчной и заглавной письменных.
– Сравните малую печатную букву «э» и строчную письменную буквы «э».
– Чем они похожи? Чем отличаются?
На магнитной доске учитель конструирует строчную букву «э».
– Назовите элементы, из которых состоит строчная буква «э». (Полоска в форме полуовала и полоска в форме плавной линии.)
Если учащиеся будут испытывать затруднения при ответе на этот вопрос, то учитель может раздвинуть элементы, из которых состоит эта буква.
– Рассмотрите элементы письменных букв, данные в тетради, и обведите только те, из которых состоит строчная буква «э».
– Выполните конструирование строчной буквы «э» у себя на столе.
В индивидуальные конверты помимо шаблонов № 12 и № 19, необходимых для конструирования этой буквы, следует положить шаблоны № 20 и № 16 для дифференцирования размера и формы полуовала.
– Проверьте правильность выполнения задания на конструирование буквы с помощью «ключа». (Тетрадь № 1, с. 32.)