Отраженное воспроизведение рядов слогов и слов
А. Инструкция: слушай внимательно и повтори за мной.
Если ребенок дефектно произнесет звуки в предложенных пробах, обследуется различение фонем на невербальном уровне (хлопнуть в ладоши, поднять руку и т.д.).
Предлагаемый материал | Ответы | ||
Начало года | Конец года | ||
да – та – да | та – да – та | ||
га – ка - га | ка – га – ка | ||
ба – па – ба | па – ба – па | ||
ка – ха – ка | ха – ка – ха | ||
са – за - са | за – са – за | ||
са – ша – са | ша – са – ша | ||
жа – ша – жа | ша – жа – ша | ||
ча – тя – ча | тя – ча – тя | ||
са – ща – ся | ща – ся – ща | ||
ра – ла – ра | ла – ра – ла | ||
ва – фа - ва | фа – ва – фа |
Б. Инструкция: слушай внимательно и повтори за мной.
Лексический материал | Ответы | |
Начало года | Конец года | |
кот – год – кот | ||
том – дом – том | ||
почка – бочка – почка | ||
тапки – тяпки – тапки |
Оценка:
5 баллов — все задания точно воспроизводятся;
4 балла — имеются единичные случаи ошибочного воспроизведения;
3 балла — задание выполняется в замедленном темпе, в большинстве заданий ряды воспроизводятся неточно, но пары точно;
2 балла — большинство заданий выполняется только после повторных проговариваний, при этом чаще всего ряды воспроизводятся неверно, иногда ошибочно — слоговые (словесные) пары;
1 балл — задания не выполняются.
Дифференциация звуков в произношении слов
А. Инструкция: повтори пары слов.
Смешиваемые звуки | Лексический материал | Ответы | |
Начало года | Конец года | ||
ш - с | крыша – крыса | ||
ж – з | рожи – розы | ||
ч – т ' | челка - тёлка | ||
л' - й | галька – гайка | ||
л - л' | галка - галька | ||
р – л | рак – лак | ||
р – й | марка - майка | ||
р' – й | моряк – маяк | ||
п – б | почка – бочка | ||
т – д | дочка – точка | ||
к – г | кости - гости | ||
ы – и | мышка – мишка | ||
с – з | коса – коза |
Б. Инструкция: повтори за мной предложение.
Лексический материал | Ответы | |
Начало года | Конец года | |
Старший братишка рассказывал страшную сказку | ||
Старушка сушила пушистую шубу | ||
Речка течет, а печка печет | ||
Юля уронила фарфоровое блюдце | ||
Чайка отличается от цапли | ||
У Сони цветик-семицветик | ||
Жутко жуку жить на суку | ||
В домишке жили мышки |
Оценка:
5 баллов — все задания выполняются верно;
4 балла — встречаются единичные ошибки, которые исправляются самостоятельно (в темпе несколько замедленном);
3 балла — задание выполняется в замедленном темпе, много ошибок;
2 балла — задания выполняются с ошибками, большинство заданий недоступно;
1 балл — неадекватные ответы, отказ от выполнения.
Различение на слух оппозиционных фонем на материале слов и предложений
А. Инструкция: если я правильно назову картинку, хлопни в ладоши, если неправильно — не хлопай.
Картинки: санки, шляпа, старушка, птенец.
Лексический материал | Ответы | |
Начало года | Конец года | |
шанки — фанки — сянки — санки танки | ||
птенец — птенесь — тинеть — птинеч | ||
фтаруфка — штарушка — сталуска — старушка — стаюська | ||
сляпа — шьяпа — фляпа — шляпа — хляпа |
Б. Инструкция: повтори за мной предложения.
— Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
— Стерегла цыплят Варвара, а ворона воровала.
— Не водили Фаню в баню, искупали в ванне Фаню. Оценка:
5 баллов — все задания выполняются верно;
4 балла — часть заданий выполняется с ошибкой, но она исправляется самостоятельно;
3 балла — ошибки исправляются после повторного воспроизведения;
2 балла — часть заданий недоступна, при выполнении требуется повторное воспроизведение;
1 балл — задания не выполняются.
t
Звуковой анализ слов
Задания:
1) выделить первый и последний звуки в словах:
аист — ослик — угол;
2) назвать все звуки в слове по порядку:
рыба — мухи — котик — жабы;
3) определить количество слогов в слове:
дом — рука — метро — кенгуру;
4) определить 2-, 3-, 4-й звук в словах:
2-й звук — врач, 3-й — мышка, 4-й — крот, лодка;
5) добавить звук в словах:
вор — двор; вол — волк; елка — телка;
6) заменить звук в словах:
сок — сук — лук; лиса — липа — лупа.
Оценка:
5 баллов — правильно выполняются все задания;
4 балла — единичные ошибки, исправляются самостоятельно;
3 балла — правильно выполняются задания 1, 2, 3, в остальных допускаются ошибки;
2 балла — правильно выполняется только задание 1, требуется помощь логопеда, последнее задание не выполняется;
1 балл — задания не выполняются.
Звуковой синтез
Слова для обследования должны быть малоупотребляемыми во избежание смысловой догадки.
Задания:
1) прослушать слово, произнесенное по отдельным звукам (пауза между звуками 3 с), и воспроизвести его слитно:
р, о, г; р, о, с, а; г, р, о, т; к, а, с, к, а;
2) прослушать слово, произнесенное по отдельным звукам (пауза между звуками 5 с, во время паузы дается звуковой сигнал), и воспроизвести слово слитно:
к, л, а, н; б, у, с, ы; к, у, с, т, ы;
3) прослушать слово с переставленными звуками или слогами, воспроизвести его правильно:
н, с, ы — сын; р, г, у, к — круг;
шад, ло, ка — лошадка.
Оценка:
5 баллов — правильно выполняются все задания;
4 балла — единичные ошибки, исправляются самостоятельно;
3 балла — правильно выполнены задания 1 и 2, при выполнении задания 3 требуется повторение слов (помощь логопеда — название звука или слога);
2 балла — правильно выполнено задание 1, при выполнении задания 2 требуется помощь логопеда, задание 3 не выполняется;
1 балл — задания не выполняются.
Слоговая структура слова
Материалом исследования служат предметные картинки.
Инструкция: посмотри внимательно на картинку и назови кто или что это?
Предлагаются 13 серий заданий, в которые входят одно-, двух-, трех-, четырех- и пятисложные слова с открытыми и закрытыми слогами и со стечением согласных звуков:
1) двухсложные слова из двух открытых слогов: мама, уха;
2) трех-четырехсложные слова из открытых слогов: панама, пионы, пуговица;
3) односложные слова: мак, лес, дом;
4) двухсложные слова с одним закрытым слогом: каток, мешок;
5) двухсложные слова со стечением согласных звуков: тыква, утка, мышка;
6) двухсложные слова с закрытыми слогом со стечением согласных: компот, лыжник, ландыш;
7) трех-, четырех-, пятисложные слова с закрытым слогом: котенок, самолет, колобок, милиционер;
8) трехсложные слова со стечением согласных: конфета, калитка;
9) трех-, четырехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом: памятник, маятник, одуванчик;
10) трех-, четырехсложные слова с двумя стечениями согласных: винтовка, морковка, сковородка;
11) односложные слова со стечением согласных: кнут, мост, клей;
12) двухсложные слова с двумя стечениями согласных: кнопка, клетка;
13) четырех-, пятисложные слова из открытых слогов: паутина, батарея, мороженое.
Оцениваются:
— особенности нарушений слогов структуры слов;
— элизии слогов, опускание согласных в стечениях;
— парафазии, перестановки при сохранении контура слова;
— итерации, персеверации (добавление звуков, слога);
— контаминации (часть одного слова соединяется с частью другого).
Оценка:
5 баллов – без ошибок;
4 балла – одна-две ошибки;
3 балла – три-четыре ошибки;
2 балла – пять-шесть ошибок;
1 балл — ошибки почти во всех сериях.