Богаты мы, едва (вышли) из колыбели

Ошибками отцов и поздним их умом. [12]

Синтаксический строй художественной речи отражает поток образно-эмоциональных авторских впечатлений, поэтому здесь можно встретить все разнообразие синтаксических структур. Каждый автор подчиняет языковые средства выполнению своих идейно-эстетических задач.
2.5 Жанры стиля художественной литературы
Жанр как понятие появился уже очень давно, еще в античном мире. В это же время появилась и типология жанров. Сегодня типологии текстов более строгие и обладают четкими границами. Причем применяются они во всех сферах жизни – в государственной деятельности, в профессиональных сферах, театре, медицине и даже быту.

Жанры в художественной литературе – это особый сложный вопрос. Как известно, все литературные произведения в зависимости от характера изображаемого относятся к одному из трёх родов: эпосу, лирике или драме.

ЭПОС(от греч. «повествование») – это обобщённое название произведений, изображающих внешние по отношению к автору события.

ЛИРИКА(от греч. «исполняемое под лиру») – это обобщённое название произведений, в которых нет сюжета, а изображаются чувства, мысли, переживания автора или его лирического героя.

ДРАМА(от греч. «действие») – обобщённое название произведений, предназначенных для постановки на сцене; в драме преобладают диалоги персонажей, авторское начало сведено к минимуму.

Жанраминазывают вариации вида литературного произведения. Например, жанровой разновидностью повести может быть фантастическая или историческая повесть, а жанровой разновидностью комедии –водевиль и т.д. Строго говоря, литературный жанр – это исторически сложившийся тип художественного произведения, содержащий определённые,
свойственные данной группе произведений структурные черты и эстетическое качество.

эпос Эпопея крупное художественное произведение, повествующее о значительных исторических событиях. В древности – повествовательная поэма героического содержания. В литературе 19-20 веков появляется жанр роман-эпопея – это произведение, в котором становление характеров главных героев происходит в ходе их участия в исторических событиях.
Роман большое повествовательное художественное произведение со сложным сюжетом, в центре которого – судьба личности.
Повесть художественное произведение, занимающее серединное положение между романом и рассказом по объему и сложности сюжета. В древности повестью называли всякое повествовательное произведение.
Рассказ художественное произведение небольшого размера, в основе которого – эпизод, случай из жизни героя.
Сказка произведение о вымышленных событиях и героях, обычно с участием волшебных, фантастических сил.
Басня (от «баять» – рассказывать) – это повествовательное произведение в стихотворной форме, небольшого размера, нравоучительного или сатирического характера.
лирика Ода (с греч. «песнь») – хоровая, торжественная песня.
Гимн (с греч. «хвала») – торжественная песня на стихи программного характера.
Элегия жанр лирики, посвященный печальным раздумьям или лирическое стихотворение, проникнутое грустью. Белинский назвал элегией «песню грустного содержания». Слово «элегия» переводится как «тростниковая флейта» или «жалобная песня». Элегия возникла в Древней Греции в 7 веке до н. э.
Сонет (от провансальского sonette – «песенка») – стихотворение из 14 строк, обладающее определенной системой рифмовки и строгими стилистическими законами. Сонет зародился в Италии в 13 веке (создатель – поэт Якопо да Лентини), в Англии появился в первой половине 16 века (Г. Сарри), а в России – в 18 веке. Основные виды сонета – итальянский (из 2-х катренов и 2-х терцетов) и английский (из 3-х катренов и заключительного двустишия).
Эпиграмма (с греч. «надпись») – короткое сатирическое стихотворение насмешливого характера, возникшее в 3 веке до н. э.
Послание стихотворное письмо, обращение к конкретному лицу, просьба, пожелание, признание.
драма Трагедия (с греч. tragos ode – «козлиная песня») – драматическое произведение, изображающее напряженную борьбу сильных характеров и страстей, которое обычно заканчивается гибелью героя.
Комедия (с греч. komos ode – «веселая песня») – драматическое произведение с веселым, смешным сюжетом, обычно высмеивающее общественные или бытовые пороки.
Драма («действие») – это литературное произведение в форме диалога с серьезным сюжетом, изображающее личность в ее драматических отношениях с обществом. Разновидностями драмы могут быть трагикомедия или мелодрама.
Водевиль жанровая разновидность комедии, это лёгкая комедия с пением куплетов и танцами.
Фарс жанровая разновидность комедии, это театральная пьеса лёгкого, игривого характера с внешними комическими эффектами, рассчитанная на грубый вкус.
Лироэпические виды (жанры) Поэма (с греч. poieio – «делаю, творю») – крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом обычно на историческую или легендарную тему.
Баллада сюжетная песня драматического содержания, рассказ в стихах.

Литературный жанр – это исторически сложившийся тип художественного произведения, содержащий определённые,
свойственные данной группе произведений структурные черты и эстетическое качество.





[6]

Заключение

Функциональные стили обусловливают стилистическую гибкость языка, многообразные возможности выражения, варьирования мысли. Благодаря им, язык оказывается способным выразить и сложную научную мысль, и философскую мудрость, он может и начертать законы, и отобразить в эпопее многоплановую жизнь народа.

Каждый функциональный стиль - это особая влиятельная сфера литературного языка, характеризующаяся своим кругом тем, своим набором речевых жанров, специфической лексикой и фразеологией.

Лингвисты до сих пор не обнаружили согласия и единства в понимании сущности стиля художественной литературы, его места в системе стилей литературной речи. Одни ставят "стиль художественной литературы" в параллель с другими стилистическими разновидностями литературной речи, другие считают его явлением иного, более сложного порядка. Но всеми учеными признается, что понятие "стиля" в применении к языку художественной литературы наполняется иным содержанием, чем, в отношении других функциональных стилей русского языка.

Художественный стиль отличается от других функциональных стилей тем, что в нём используются языковые средства всех других стилей, однако эти средства (что очень важно) выступают здесь в изменённой функции - в эстетической. Кроме того, в художественной речи могут использоваться не только строго литературные, но и внелитературные средства языка - просторечные, жаргонные, диалектные и т. д., которые также используются не в первичной функции, а подчиняются эстетическому заданию.


Глоссарий
Стиль - совокупность признаков, черт, создающих целостный образ искусства определенного времени, направления, индивидуальной манеры художника в отношении идейного содержания и художественной формы

Актуализация- действие, заключающееся в извлечении усвоенного материала из долговременной или кратковременной памяти с целью последующего использования его при узнавании, припоминании, воспоминании или непосредственном воспроизведении.

Жанр- общее понятие, отражающее наиболее существенные свойства и связи явлений мира искусства, совокупность формальных и содержательных особенностей произведения.

Речеведение- новая, ещё только складывающаяся область значения, иначе, лингвистика речи

Синонимия- это такой тип межлексемных системных отношений, который устанавливается между лексемами, совпадающими в одном или больше лексических значений

Стиль художественной литературы- функциональный стиль речи, который применяется в художественной литературе. Художественный стиль воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности разных стилей, характеризуется образностью, эмоциональностью речи

Функциональный стиль языка- исторически сложившаяся система речевых средств, используемых в той или иной сфере человеческого общения

Список литературы

1. Ахматова А. А. Царскосельская статуя, Собрание сочинений в шести томах, «Эллис Лак», Москва, 1998-2005.
2. Бальмонт. К. Д. Полное собрание стихов. Том первый. Издание четвертое — М.: Изд. Скорпион, 1914 г.

3. Бондарев. Ю. Игра. Издательсвто «Голос» - 1985 г.
4. Блок. А. Милый друг, и в этом тихом доме, Изд-во Эксмо, 2005.
5. Бирюков Ф. Г. Художественные открытия Михаила Шолохова. – М.: Современник, 1980.
6. Барлас Л.Г. Русский язык. Стилистика; жанры художественного стиля, М.: Просвещение, 1978.
7. Виноградов В.В. О языке художественной литературы. М.: Гослитиздат, 1959.
8. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. М.: 1997.

9. Державин Г. Р. Бог, Издательство; Ленинград, 1967.
10. Есенин.C.А. Словесных рек кипение и шорох. — Л.: Лениздат, 1965 г. 11. 11. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. Просвещение, Москва, 1977.12. Лермонтов М.Ю. Стихотворения и поэмы. Собрание сочинений в шести томах. Москва-Ленинград-1961.

13.Леонов.Е. Сборник стихотворений.
17. Окуджава Б. Похождения Шипова. Издательство: "Советский писатель»,- Москва ,1975.
14.Некрасов.Н.А. Собрание сочинений. Петербургский Сборник-1856.
13. Пришвин. М.М. Дневники - 1926-27 г. Собрание сочинений в 8 томах, Москва, 1983 г.
22. Пришвин М.М. Собрание сочинений в 8 томах, Москва, 1983 г.
23. Пушкин А.С. Полное собрание сочинений: в 17 Т. –М., 1937.
24. Пушкин А.С. Собрание сочинений в 10 т., Т – М., Воскресенье, 1994.
25. Пушкин А.С. Собрание Сочинений в десяти томах. Том третий. М., Воскресенье - 1994 г.

26. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М.: 1997.27. Распутин В. / Прощание с Матерой. Изд-во "Молодая гвардия", Москва, 1980.
28. Светлов. М.А. Собрание сочинений, Художественная литература, 1975 г.
29. Толстой А. К. Сочинения в 2-х т. — М.: Художественная литература, 1981.
30. Тютчев Ф.И. Полное собрание стихотворений. Издательство; Ленинградское отделение, -1987.
31. Тютчев Ф.И. Полное собрание сочинений и писем в шести томах. — М.: Издательский центр «Классика», 2003.
32.Шолохов М.А. Тихий дон. Издательство «Молодая гвардия»,М.,1980 г.
33. Интернет источник: http://esenin.niv.ru/esenin/text/stihi/1919/1919-3.htm.

Наши рекомендации