Практическое занятие 3. «Беовульф» как памятник архаического средневекового эпоса.

Вопросы для обсуждения:

  1. Устная поэзия древних германцев. Народное творчество до и после принятия христианства.
  2. Эпос, его происхождение и развитие. Исполнители эпических произведений.
  3. Поэма «Беовульф» как произведение англосаксонского героического эпоса: а) источники изучения литературного памятника и дискуссии о времени его возникновения; б) эпический мир поэмы и действительность. Характер отражения в произведении исторических событий, быта, нравов, религиозных представлений народа; время мифа и время историческое в) особенности композиции произведения. Битвы с врагами как центральные эпизоды поэмы; г) образ Беовульфа; д) язык и стиль поэмы, особенности аллитерационного стиха.
  4. Значение поэмы «Беовульф» как культурного и литературного памятника. Языческие и христианские элементы в поэме. Архаические и современные наслоения в поэме.
  5. Архаические эпосы древних ирландцев и германо-скандинавских народов. «Песнь о Хильдебранте» как древнейший эпический памятник.
  6. Герой архаического эпоса как выражение идеала родоплеменной эпохи.

Список обязательных терминов и понятий:

Эпос, архаический эпос, героический эпос, хронотоп, забегание вперед, постоянный эпитет, аллитерация, аллитеративный стих, архетип

Конспект: Боура С. М. Героическая поэзия/Пер. с английского и вступ. статья

Н. П. Гринцера, И. В. Ершовой.- М.: Новое литературное обозрение, 2002.-с. 122-175

Литература:

Основная:

Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах/Ст. и коммент. О.А. Смирницкой. — С. 631—659; Ст. и коммент. А.Я. Гуревича. — С. 707-749. - М., 1975.

Погребная Я.В. История зарубежной литературы средних веков и эпохи Возрождения. Изд. 2-е. [Электронное издание] / М.: Флинта, 2013. – Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_cid=25&pl1_id=13040 Зарубежная литература средних веков: Нем., исп., ит., англ..: Хрестоматия/Сост. Пуришев Б.И. — М., 1975. — С. 261—273.
Мельникова Е.А. Меч и лира. Гл. 7.— Героический мир англосак­сонского эпоса.— М., 1987.— С. 167—181.

Практическое занятие 4. Героический эпос Зрелого Средневековья. «Песнь о Роланде» в системе типологических признаков героического эпоса)

Вопросы для обсуждения:

1. Типологические признаки героического эпоса.

2. Историческая основа героических эпосов. Причины расхождения исторических фактов и образов художественного произведения («Песнь о Роланде»). Проблема наличия-отсутствия прототипов (Карл, Роланд, Оливье, Ганелон).

3. Оппозиция короля и героя в героическом эпосе. Основной конфликт в «Песни о Роланде». Принципы его реализации в художественном мире «Песни...» Характер финала в «Песни...»

4. Антитеза как ведущий композиционный принцип построения «Песни о Роланде». Принцип контраста в организации образной системы «Песни...».

5. Отношения вассала и сеньора как источник противоречий и конфликтов. Три концепции вассальной службы в «Песни о Роланде»

6. Полемика о происхождении героического эпоса (концепции индивидуалистов и традиционалистов).

7. Составьте сводную таблицу: «Черты сходства и различия героических эпосов Зрелого Средневековья» по материалам французского, немецкого и испанского героических эпосов, снабдив ее примерами, выдержками из текстов и конкретными фактами.

Список обязательных терминов и понятий:эпос, абсолютная эпическая дистанция, абсолютное прошлое, историческая инверсия, оппозиция «король-герой», система отношений сеньор-вассал, забегание вперед, ретардация, подхватывание, хронотоп героического эпоса

Конспект: Мелетинский Е.М. Французский героический эпос // История всемирной литературы: В 8 томах / АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Наука, 1983—1994.Т. 2. — 1984. — С. 517—522. Источник: http://svr-lit.ru/svr-lit/vsemirnaya-literatura/francuzskij-geroicheskij-epos.htm

Литература

1. Песнь о Роланде. Коронование Людовика. Нимская телега. Песнь о Сиде. Романсеро. - М., 1975 (БВЛ).

2. Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах. – М., 1975. (БВЛ)

Основная:

1. Аэурбах Э. Роланда назначают вождем арьергарда франков //Ауэрбах Э. Мимесис. - М., 1976. С. 111-136.

2. Бахтин М. М. Эпос и роман. (О методологии исследования романа) //infolio. Электронная библиотека.

3. Гуревич А. Я. Хронотоп «Песни о Нибелунгах» // Гуревич А. Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. - М., 1990.

4. Жирмунский В. М. Народный героический эпос. Сравнительно-исторические очерки. - М. -Л., 1962.

5. Михайлов А. Д. Французский героический эпос. Вопросы поэтики и стилистики. – М., 1995.

6. Плавскин З. И. Литература Испании IX-XY веков. – М., 1986.

7. Смирнов А. А. Кто был автором «Песни о Роланде»?// Смирнов А. А. Из истории западноевропейской литературы. - М. -Л., 1965. - С. 67-76.

8. Хойслер А. Германский героический эпос и сказание о Нибелунгах. - М., 1984.

Дополнительная:

1. Смирнов А. А. Испанский народный эпос и поэма о Сиде // Культура Испании. - М., 1940.

2. Типология народного эпоса. - М., 1975.

3. Томашевский Н. Б. Героические сказания Франции и Испании.//Песнь о Роланде. Коронование Людовика. Нимская телега. Песнь о Сиде. Романсеро. - М., 1965. С. 5-24.

4. Практические занятия по зарубежной литературе. - М., 1985. - С. 58-66.

5. Пропп В. Я. Фольклор и действительность. - М., 1973. - С. 16-33.

Практическое занятие 5. Куртуазная литература: Романы «артуровского цикла».

Вопросы для обсуждения:

1. Рыцарство как культурная элита Средневековья. Быт и нравы рыцарского сословия.

2. Концепция идеального рыцаря. Место любви и красоты в жизни рыцаря.

3. Основные центры рыцарской культуры.

4. Рыцарский роман. Источники происхождения рыцарского романа. Роль кельтского эпоса в генезисе рыцарского романа (хроники Гальфрида Монмутского. и Роберта Васа).

5. Античный цикл рыцарских романов. «Александрия» Л. Де Тора и А. де Берне. Романы «античного цикла» как преамбула к собственно рыцарским.

6. Программа воспитания идеального рыцаря.

7. Формы фантастического в романе.

8. Романы артуровского цикла.

9. Творчество К. де Труа.

10. Понятие авантюры.

11. Пять романов Кретьена - пять концепций: любви и супружества, любви и подвига, идеала куртуазного рыцаря, любви и веры.

12. Новаторство романов Кретьена.

13. Психологизм в романе «Эрек и Энида».

14. Художественное мастерство Кретьена в романе «Ивэйн, или Рыцарь Льва».

15. Проблемность романов Кретьена. Элементы пародии в поздних романах Кретьена.

16. Два способа циклизации рыцарских романов. Легенды о святом Граале - вторая идейно-художественная основа для циклизации рыцарских романов и альтернатива артуровскому мифу.

Список обязательных терминов и понятий:трубадур, куртуазный, семь рыцарских добродетелей, роман, авантюра, идиллия, коллизия, саморазвитие характера

  • Конспект:Самарин Р. М., Михайлов А. Д. Истоки рыцарского романа.Французский рыцарский роман// История всемирной литературы: В 8 томах / АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Наука, 1983—1994.Т. 2. — 1984. — С.548—562.http://svr-lit.ru/svr-lit/vsemirnaya-literatura/rycarskij-roman.htm

Литература:

Погребная Я.В. История зарубежной литературы. Средние века и Возрождение: Учеб пособие. Практикум. – М., 2011.

Дополнительная:

Мелетинский Е. М. Средневековый роман. Происхождение и классические формы. – М., 1983.

Михайлов А. Д. Французский рыцарский роман и вопросы типологии жанра в средневековой литературе. – М., 1976.

Андреев М. Л. Рыцарский роман в эпоху Возрождения. – М., 1993.

Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. – М., 1986.

Кожинов В. В. Происхождение романа. – М., 1963.

Кретьен де Труа. Ивэйн, или рыцарь со львом Сокращенный перевод со старофранцузского В.Микушевича//http://lib.ru/INOOLD/DETRUA/ivane.txt

Гальфрид Монмутский. История бриттов. Жизнь Мерлина. – М., 1984.

Средневековый роман и повесть. – М., 1974.

Кретьен де Труа. Эрек и Энида. Клижес. – М., 1980.

Две старофранцузские повести. Мул без узды. Окассен и Николет. – М., 1956.

Наши рекомендации