В чем своеобразие темы любви в лирике М.Ю. Лермонтова?
Мой жизненный опыт невелик, чтобы судить, что такое любовь. Да и никто не может дать точного определения любви. Вот и у Лермонтова свои взгляды на любовь и своё отношение к этому высокому чувству. По моему мнению, любовь М.Ю. Лермонтова неразлучна с печалью и философскими размышлениями. К данному выводу я пришла, проанализировав некоторые стихотворения любовной лирики поэта.
Для подтверждения своих мыслей хочу обратиться к стихотворению «Расстались мы, но твой портрет…». В нём отражены собственные философские переживания поэта. Неразделённая любовь заставляет его страдать, он считает себя непонятым. Это скорее рассказ о себе, а не создание образа любимой девушки, не признание ей в любви, не пожелание ей счастья:
Слезами и тоской заплатишь ты судьбе.
Мне грустно…потому что весело тебе.
Я считаю, что в этих строках хорошо просматривается интерес не столько к любимой, а к любящему «Я». На мой взгляд, это эгоистично. Моё представление о любви не совпадает с таким отношением к возлюбленным. Может это тоже эгоистично, но я хочу, чтобы мне желали счастья. Как у Пушкина: «Как дай вам Бог любимой быть другим…»
Подтверждение печального настроения в любви прослеживается в строках, посвящённых Варваре Лопухиной. Любовь здесь - высшая духовность:
Там храм оставленный - всё храм,
Кумир поверженный – всё бог!
Печаль делает его стихи трогательными, прекрасными, но это, скорее, прикосновение к вечности. Здесь нет земного счастья, безмятежности и покоя, нет желания быть с любимой всегда, создать семью:
Люблю в тебе я прошлое страданье
И молодость погибшую мою.
Мне грустно, что не было в жизни Лермонтова земной любви, согревающей его сердце. Не сумел он полюбить так, чтобы навсегда:
Любить…Но кого же? … На время – не стоит труда,
А вечно любить невозможно.
Подводя итоги, хочется сказать, что в стихотворениях Лермонтова лирический герой бежит от любви, все чувства в прошлом. В этом и трагедия. Остаётся лишь страдать. Отсюда печаль и философские размышления. Но у каждого своё понимание любви, и оно имеет право быть.
Нужна ли человеку правда?
(по пьесе А.М.Горького «На дне»)
Жизнь человека… Коротка ли она или длительна, счастлива или несчастна, красива или ужасна, но она есть. И то, как проживёт человек эту жизнь, прежде всего, зависит от него.
А.М.Горький в пьесе «На дне» рассматривает одну из самых сложных философских проблем: для чего человеку дана жизнь? Писатель шаг за шагом, переходя от одного действия к другому, при помощи диалогов и монологов раскрывает характеры и взгляды людей, оказавшихся на «дне», попавших в этот подвал, похожий на пещеру. Что для них жизнь? В чём правда их жизни? Нужна ли им эта правда? Для каждого из героев это своя правда. Для Клеща – это освобождение после смерти жены, для Анны - это смерть, для Пепла – это жизнь вора, Сатин говорит о том, что « дважды убить нельзя», потому что они и так уже все мертвы в этой ночлежке. Как жить с такой правдой жизни? Впереди нет ничего…
Добродушный странник Лука вселяет в этих людей надежду на будущее счастье, и они верят ему, надеются. Он предлагает каждому новый путь в будущее. Я думаю, прав был Сатин, говоря: «Старик – не шарлатан! Что такое правда? Человек – вот правда! Он это понимал…вы – нет! Вы тупы, как кирпичи…Я понимаю старика …да! Он врал …но - это из жалости к вам, чёрт вас возьми!»
В пьесе сталкиваются две «правды». «Правда» Луки – утешительная ложь. Он считает, если человеку от этого будет лучше, то надо лгать. По его мнению, человеку необходимо жить вопреки никчёмности его жизни. Сатин же, говоря о том, что человек не нуждается в утешении путём лжи, считает, что человеку необходима правда, что лгать нельзя ни людям, ни самому себе, Человек должен (вопреки всем обстоятельствам) не отчаиваться и гордиться, что он Человек. «Всё в Человеке, всё для человека», - восклицает герой.
Сложно ответить на вопрос: «Нужна ли человеку правда?».
А.М. Горький вложил свои мысли в размышления Сатина, считавшего, что человек нуждается в правде жизни, какой бы ни была эта правда. Но я не отвергаю и взгляды Луки, который вселяет в людей веру. Не вина Луки, что Пепел, Клещ, Барон не смогли эту веру реализовать.
Нужна ли человеку правда?
(по пьесе М. Горького «На дне»)
За свою длительную историю человечество подарило миру немало великих имен, среди них имя Максима Горького выделяется значительно. Этот писатель высоко ценил человека как венец творения природы. «Человек – это звучит гордо!» - утверждал он. Конечно, человек отличается от животного своим разумом, интеллектом, но, к сожалению, бывает и такое, что человек доводит себя до состояния животного или даже хуже. Причины для этого бывают разные: болезнь психическая, употребление алкоголя, нежелание жить не только для других, но и для себя. И эта проблема до сих пор современна. Актуальной она была и во времена М. Горького. Человек, зачастую, в силу не зависящих от него обстоятельств, а чаще, благодаря самому себе, превращал свою жизнь в ад: спивался, нигде не работал, опускался на самое дно жизни. Вот о таких людях и написал Горький свою пьесу «На дне». Все герои «дна»: Васька Пепел, Клещ, Анна (его жена), Настя, Квашня, Бубнов, Барон Сатин, Актер и т.д. живут в ночлежке, которую содержит Костылев. Живут в грязи, в смраде. Как можно так жить нормальному человеку? Но обитатели «дна» уже привыкли к такому существованию и ничего не делают для того, чтобы как-то изменить свою жизнь.
Актер вспоминает, что он когда-то играл на сцене, Барон помнит, что был богатым и до сих пор еще не оставил своих прошлых замашек, хочется ему иногда покомандовать. Анна, бедная, несчастная женщина, умирает от болезни. Так и не дождалась она лучшей доли. И вдруг, откуда не возьмись, появляется новый обитатель ночлежки Лука. Это что за человек? Это странник, как только он появляется, что-то меняется в жителях «дна». А почему? Да потому, что он к каждому находит подход, каждого выслушает, пожалеет, никого не осуждает, не оскорбляет. Каждый человек для Луки, «каков ни есть - всегда своей цены стоит». Смиренный Лука говорит, что «если кто кому хорошего не сделал, тот и худо поступил». Он пытается объяснить известные христианские заповеди и его ведь слушают, и что-то начинают чувствовать потерявшие веру в себя люди. Но Лука не говорит обитателям «дна» правду такой, какая она есть, он её сначала прячет, а затем потихоньку объясняет, раскрывает эту самую правду. Этот умный шестидесятилетний «старик» понимает, что жестокая, осуждающая правда не будет воспринята жителями ночлежки, а, следовательно, и изменений в их жизни не будет. Поэтому он так осторожен. Ведь он появляется среди этих обездоленных людей с целью обратить их внимание на самих себя, вспомнить, что они всё-таки люди и что не всё ещё в их жизни потеряно.