СОЧИНЕНИЕ ИСТОРИЙ – СЦЕНОК С КОСТЮМАМИ
Называется или выбирается два-три персонажа-костюма, ученики выдумывают историю, объединяющую их: где, когда, чем началось, что произошло, чем кончилось. Важно, чтобы задание игралось с минимумом словесного текста, весь упор - на происходящее действование каждого из исполнителей.
Карнавальные костюмы позволяют развернуть работу по сочинению сюжетов-историй, действующие лица которых будут определяться «костюмами». Какая история-сюжет могла случиться между тигренком и колокольчиком? Какая между мушкетером и снежинкой? и т.п. Костюм дает толчок фантазии, а столкновение двух костюмов в одной истории направляет эту фантазию, по определенному руслу, в результате чего часто возникает яркий исполнительский эффект. Детям удастся сыграть довольно протяженную сценку, импровизируя текст в предлагаемых обстоятельствах сюжета и характера. Первое сочиняется во время подготовки. Второе вытекает из требования особого поведения в костюме.
В самом начале достаточно ожидать обозначения сюжетов, потом — и расширения сюжета, которое возникает при включении большого числа «костюмов» и усложнении, развитии истории.
Но возможны подходы и прямо противоположные. Сначала пары или тройки тянут билетики с именами персонажей, а потом подбирают костюмы из имеющихся деталей одежды.
Иногда полезно всем группам предложить единое событие. Например: нашли клад; подружились; построили дом; помогли друг другу. Единое событие может не только разбудить фантазию исполнителей и.помочь детям сравнивать работу
разных группок, но и увидеть в заданном событий обобщение разнообразного и разнохарактерного поведения совершенно различных персонажей. (Сначала дети видят, как строят дом медведь, снежинка и Буратино; потом — заяц, Карабас-Барабас и Василиса Премудрая; потом — Дядя Степа, Серый Волк и Баба-Яга). Отметим, что девочки часто совершенно спокойно берутся за исполнение «мужских» ролей, а мальчики — «женских», и следует признать, что этюд-сценка от этого, как правило, только выигрывает. Но если мальчику не захочется готовиться к роли Василисы Премудрой, то, конечно, ему следует вытянуть еще один билетик. Число самих билетиков нужно к занятию приготовить с запасом.
СПОР ПРЕДЛОГАМИ
Игры в предлоги — у, с, к, в, о, за, под, и т.д. — всегда вызывают у детей активный интерес и удовольствие.
Об одной картинке между 2—3 группками разыгрывается «спор». 1-ая группка — девочка в пальто; 2-ая — девочка в сапогах; 3-я — девочка влесу; 1-ая — деревья влесу; 2-ая — сапоги вгрязи; 3-я — у девочки волосы заплетены вкосы и т. д.
«Спор» может разыгрываться и на другом принципе. Например, по принципу описания одного предмета, но уже с помощью разных предлогов: 1-ая группка — книга лежит настоле, 2-ая — книга лежит подлампой, 3-я — книга у стопки тетрадей; 1-ая — книга надполом, 2-ая — книга вкомнате, 3-я — книга передглазами и т.д. Группки могут пользоваться при этом шпаргалками собственного изготовления.
Свои высказывания дети могут произносить и по одному в заданном порядке по правилу «эстафеты». Желательно, чтобы каждое высказывание было связано с предыдущим либо интонацией оспаривания,либо интонацией подтверждения.
СТОЮ, НА КОГО – ТО СМОТРЮ
Задание заключается в том, что тот, на кого смотрит учитель (воспитатель), встает. Элементарное задание, завершающееся словами «спасибо, садись». Встать в ответ на взгляд может каждый, если он захочет признать, что смотрят на него. Но ученики в классе встречают эту команду каждый по-своему, и далеко не всегда игра проходит без «затянувшегося взгляда», даже когда все, кроме объекта взгляда, понимают, что смотрят на него, он все-таки не встает. Этот показатель
особенности характера ребенка учитель должен учитывать во всех остальных упражнениях и заданиях. Крайне полезно предложить кому-либо из детей встать на место учителя, посмотреть на кого-то и сказать ему, когда он встанет, «спасибо, садись».
Задание-упражнение можно использовать как образец вежливого общения. Учитель молча поднимает трех-четырех детей и каждого благодарит: «Спасибо». Садись». Затем учитель просит, чтобы кто-нибудь из группы поработал (стал ведущим) вместо него. Желающие всегда находятся. Они «поднимают» товарища, глядя на него, но очень часто забывают сказать «спасибо, садись». И если это правило нарушается, учитель, не торопясь объяснить причину, вызывает из желающих нового ведущего, попросив его работать более точно, «совсем как я, а то вот только что тот, кто смотрел, не делал все, что надо». После нескольких проб дети начинают понимать, что же именно не повторяют ведущие. Но и после этого далеко не псе могут три раза подряд осуществить поведение ведущего согласно инструкции.
СТУЛЬЯ
Вся группа по команде: «Приготовились! Пожалуйста!» — одновременно встает, подняв стулья, ставит их в виде какой-нибудь фигуры (например, в полукруг лицом к двери) и одновременно садится. Важно, чтобы не было никаких разговоров во время выполнения задания, никто не командовал, все работали одновременно, приспосабливаясь друг к Другу. За этим могут следить «судьи». Делить класс на исполнителей «и судей следует потому, что когда подойдет очередь судей выполнять упражнение, то они будут его делать более четко.
Постепенно фигуры можно усложнять: круг, квадрат, буква Г, цифра 3. Каждый раз следует обращать внимание на четкость конца упражнения, чтобы все работающие одновременно сели на свои поставленные стулья.
Со стульями удобно работать, если занятия проходят в специальной комнате, а не в классе со столами или партами. Стулья обязательно должны быть легкими. «Взять и переставить» стул в задании -~ это значит встать со стула одновременно со всеми, только после этого, взяв стул, также одновременно поднять его, сообразить, куда с ним надо двигаться, найти свое место среди других, затем всем одновременно поставить стулья и одновременно сесть. Такой простой инструмент, какстул, дает возможность отрабатывать
высокий уровень внимания друг к другу, слаженности действий при реальной возможности оценивать ход и результат работы. Добиться идеального «волшебного» исполнения перемещений в младших классах нельзя, но это благоприятная для развития задача с реальными препятствиями, ясными условиями и четким результатом.
Подробное описание одного из возможных вариантов см. на стр. 6—9.
СЦЕНКИ С МЕЖДОМЕТИЯМИ
Каждая пара или тройка вытаскивает билетик, на котором написано междометие, которое им нужно сыграть. Например: Ах; Ох; А-а-а..., О-о-о...; Мгм; У-у-у... и т.д. Дети всегда вспоминают, что каждому междометию предшествует событие, т. е. происшествие, которое произвело на человека какое-то впечатление.
Правдивое обыгрывание междометий всегда связано с аритмией дыхания и особой активизацией голоса. При исполнении этюдов на одно и тоже записанное междометие происходит интенсивное включение детей в различные значимые, переживаемые ситуации, причем эмоционально активизируются не только исполнитель, но и внимательные зрители. Тот факт, что одно и то же междометие, один и тот же возглас рождается у людей в разных ситуациях, которые разыгрывают разные ученики, приближает детей к вычленению «единицы» действия как элемента языка, выражающего особенности поведения человека.
Желательно подготовить детям какие-то вещи для использования в сценках (см. комментарий к игровому заданию-упражнению «Сочинения историй-сценок с костюмами»).
При повторении задания на следующих уроках дети смогут сочинять разнообразные истории и без заданий на карточках. Тогда для зрителей задание может быть таким: «Записать междометия, услышанные в исполненной сценке». В этом упражнении дети-исполнители работают как писатель, который хочет сочинить такое событие, происшествие, историю, при воспроизведении которых исполнителю (или исполнителям) требуются междометия или восклицания. А дети-зрители работают как писатель, который пытается точно записать услышанные звуки. Трудность состоит в том, чтобы «перевести»
звуки в буквы, и в том, чтобы смириться с разными записями одного и того же этюда, поскольку в реальном звучании Например, «О-о-ох», «Э-э-эх», «А-а-ах» иногда трудноразличимы. Всякие прищелкивания, причмокивания, вопли, стоны нередко бывает довольно трудно записать не только детям, но и взрослым. В усилиях и желании записать (зафиксировать) жизнь в слове дети начинают усматривать большой, увлекательный труд.
ТАК И НЕ ТАК
Игра состоит из парных карточек, на которых нарисована одна и та же ситуация в двух вариантах ее проживания: правильный и неправильный вид поведения. Перемешанные карточки раздаются всем ученикам класса, учитель просит рассмотреть полученные каждым картинки и поднять руки тем, у Кого есть картинки с изображением «неправильного» поведения. Один из вызвавшихся учеников рассказывает классу, как нельзя себя вести — о чем его картинка. Ученики класса слушают и ищут среди своих карточек противоположную. Тот, кому досталась такая карточка, и продолжает разговор: он уже рассказывает, как надо себя вести в такой ситуации. Затем вызывается следующая любая карточка «не так», и после рассказа ищется правильный ответ на нее. В конце все карточки сдаются учителю, и начинается обсуждение правил поведения либо самых новых (которые раньше кто-то не знал), либо самых важных, либо тех, в которых мы чаще всего ошибаемся и т.д.
В основу работы берется готовая игра, состоящая из» парных карточек с рисунками, на которых одна и та же ситуация развертывается между теми же персонажами, но в одном случае по правилам вежливости, а в другом — с их нарушениями. Первая стадия игры (если она есть в распоряжении учителя) - просто знакомство с заложенными в ее набор правилами вежливости. Вторая — актерское исполнение детьми заданных рисунками ситуаций. При обсуждении полезно привлекать не одно, а несколько правил, используя и те, что на рисунке не изображены. Например, каким тоном следует отвечать или обращаться к собеседнику.
Для роста театрально-исполнительской культуры в процессе игры важно акцентировать внимание учеников на двойных оценочных словах учителя: за этот этюд-сценку мы поставили
98
99
исполнителю оценку «хорошо—хорошо», или «хорошо—плохо», «плохо—хорошо», «плохо—плохо». Школьники, в конце концов, догадываются, что первым словом оценивается то, как играл свою роль исполнитель, а вторым — саму роль. Очень важно, чтобы первая оценка была убедительной и значимой. Хорошо играя плохое поведение, ученик освобождается от такого поведения впредь.
ТАРАБАРЩИНА
Социо-игровая организация чтения позволяет включить в процесс складывания слова из слогов и букв одновременно весь класс. Буквы или слоги записываются по окружности, нарисованной на доске, и дети хором читают сочетания букв или слогов, следуя за указкой ведущего (им может быть и учитель, и любой ученик). Игра в тарабарщину, среди которой встречаются и слова из русского языка, с удовольствием выполняется детьми.
Напомним, что в детском фольклоре известны тарабарские
считалочки. Одна из них приведена в задании «Делиться на
команды».
ТЕАТРАЛЬНЫЙ БИЛЕТ
Игра использует и развивает у детей начальных классов багаж знаний о театральном помещении. Если отдельные ученики в классе знают слова «партер», «балкон», «ложа», «ряд», «место», «амфитеатр», то они могут нарисовать (и помочь нарисовать другим) театральный билет. Потом ученики одного ряда собирают билеты вместе, назначают кассира и приходят вместе в кассу покупать билеты, заказывая нужные места. Потом «билетеры» помогают зрителям найти свое место в «зрительном зале». Работа по изготовлению билетов выполняется одновременно всеми учениками, а игру можно проводить по группам.
Важно отметить изобретательность в заполнении билетов, чтобы они были разные, на все вкусы. «Кассиру» и «билетеру» может помогать «администратор» театра. Полезно на доске записывать названия спектакля, авторов пьес, указанных детьми в билетах, а также добавлять жанр, фамилию режиссера.
Если ученики не знают театрального помещений (в классе
могут быть дети, которые еще не посещали театр с родителями), то сначала надо его нарисовать, показать на фотографии, построить в классе: два ряда по три-четыре стула — партер, Два ряда — амфитеатр, два — балкон, по бокам стулья бельэтажа, отделить, ложи, потом раздать детям приготовленный комплект билетов и проверить, верно ли они займут свои места согласно билетам.
После двух-трех повторений (можно использовать таблички «партер», «амфитеатр», «бельэтаж» и т. д.) ученики сами рисуют билеты и играют зрителей, кассира, билетера, администратора.
Приведем пример проведения этого задания с учениками первого класса. По просьбе учителя дети принесли в класс различные билеты: автобусные, проездные, на электричку, в кинотеатр, на прошлогоднюю елку, в кукольный и драматический театры. Сначала класс рассматривал их и отыскивал сходства и различия. Потом все ученики сложили билеты в шкатулку и достали листы бумаги, фломастеры, карандаши и, обсуждая в четверках, принялись сочинять театральные билеты. Когда в четверках билеты были готовы, четверка подходила к билетеру (им был учитель), и билетер выяснял, может Он пропустить человека в театр по нарисованному билету или ист.
В ходе выяснения дети обнаруживали, что один не указал цену, другой забыл сочинить (или вспомнить) и указать название спектакля (обычно проставляется вручную штампом на обратной стороне билета), третий — название театра или день и время спектакля, либо место в зрительном зале. Ученики убегали четверками на рабочие места, дописывали «или перерисовывали свои театральные билеты. В результате на билетах появлялись все новые и новые подробности, о которых учитель-билетер и не помышлял. Стала появляться многозначная цифровая нумерация на билетах, эмблемы театров (пусть не точные и даже вымышленные), текст обращения к зрителям на обратной стороне билета («Вход в зрительный зал после 3-го звонка...», «Детям до 16 лет на вечерние спектакли...» и т. д.), имитация типографского шрифта и прочее. Столь виртуозные усовершенствования появлялись не у всех, и у желающих, которые либо вспоминали об этом сами, либо видели у товарищей и решались на повторение увиденного и особо понравившегося в своем билете. На все это ушло 1,5 часа, а в качестве школьного задания на дом учитель попросил
каждого подготовить небольшую сценку-отрывок из указанно на билете спектакля.
На следующий день игровое задание «Театральный билет» продолжилось на третьем и четвертом уроках. Урок начался с того, что все дети достали свои билеты и приступили к созданию театрального зала. Дети с энтузиазмом ломали голову над этой задачей. Постройка получилась многоярусной: места на полу, «на стульях, на положенных на бок столах, на сдвинутых столах и, наконец, на стульях, стоящих на площадке из сдвинутых столов. Потом учитель дал время «а вспоминание подготовленного дома отрывка из спектакля. Не все ученики об этом помнили, поэтому часть из них с завистью смотрела на бурную подготовку. Некоторые начали тут же сочинять, наверстывая упущенное дома, — это, разумеется, не возбранялось. Многим ученикам понадобились помощники, они их искали сами, договариваясь с друзьями или с теми, кто не был готов и показывать отрывок не собирался. В результате количество отрывков оказалось немногим больше десяти. Некоторые дети заменили сценку-отрывок исполнением песни, стихотворения, но увлеченные общей стихией, готовили для этих рядовых номером необычные костюмы.
Учителю, конечно, пришлось помогать детям договариваться о том, что когда одни исполнители отыграют свой, номер, то они уступят другой группке нужные по задумке шапку или накидку, косынку или мочалку. Потом прозвенел театральный звонок. Ученики расселись в зрительном зале и оттуда по очереди выходили на площадку, объявляли название спектакля, из которого будет исполняться отрывок, и после небольшой задержки (которая зрителями не ощущалась потому, что им очень интересно было смотреть на подготовительную суету товарищей по классу) начинали играть свою сценку. Каждое выступление заканчивалось бурными аплодисментами, как в настоящем театре.
В заключение заметим, что после феерического «Театрального билета» большинство детей почему-то перестало забывать о том, чем советует (или просит) учитель позаниматься дома.
Для учеников сельской местности театр в задании можно
заменить кинотеатром. Тогда сценки-отрывки дети будут показывать не из спектаклей, а из кинофильмов или мультфильмов.
ТЕЛО В ДЕЛЕ
Ученик застывает в какой-то позе, и все видят как бы фотографию, на которой он заснят во время выполнения какого-то дела, например, рассматривал витрину, укладывал продукты в рюкзак, выходил из подъезда и т. п. Другие ученики запоминают и пытаются отгадать сфотографированное дело, но отгадать без слов. Они выходят, повторяют позу и продолжают действие; прерванное моментом фотографии. Естественно, что разные ученики будут показывать разные отгадки-действия. Класс обсуждает, в чем один показ отличается от другого, какой более соответствует тому, что они видели «на фотографии».
Можно продолжить эту игру заданием ДОПОЛНИ: первый задает фотографию, а второй, третий и т. д. «входит» в фотографию со своим пониманием первой позы, то есть со своим представлением о сфотографированной истории, о том, что там должно и могло бы происходить еще. Когда все желающие в фотографию вошли, дается сигнал: «Отомри!», по которому участники продолжают прерванное фотографией движение. Иногда получается, что один «живет» в лесу, другой на кухне, третий — в гимнастическом зале. На площадке происходит всеобразная «чепуха», и дети хорошо это видят. Зато иногда, к великой радости всех участников, вся картина оживает без нарушений жизненной логики.
«Тело в деле» — смысл этого задания-упражнения в установлении связи между духовной и физической стороной поведения. Каждое «дело» требует совершенно определенного «тела». Вся мускулатура, от направления взгляда до перемещения центра тяжести, от мускулатуры лица до положения ног по-своему определяются в зависимости, от того, чем, как и какой человек занят. Тонкие изменения поведения «тела» ведут к предугадыванию других и разных «дел». Качать качели, укачивать ребенка, подметать шваброй — похожие, но очень разные движения. Стирать, поднимать груз и мыть руки —тоже.
По ходу выполнения задания у детей обогащается представление о связи физических проявлений человека с его внутренней жизнью, отношение к которой у них становится более внимательным и конкретным.
Форма заданий «тело-загадка» помогает пробудить интерес и азарт. Школьники спорят, обсуждают особенности каждого из «дел», ученики вспоминают, ищут доказательства, учатся анализировать жизнь и видеть ее воплощение,
ТИШЕ ЕДЕШЬ - ДАЛЬШЕ БУДЕШЬ
Традиционная детская игра. Все участники отходят от ведущего к противоположной, стене за черту. Ведущий отворачивается от них и произносит: «Тише едешь — дальше будешь. Раз, два, три...». Участники торопятся подбежать к ведущему и дотронуться до его плеча (осалить), но замирают после команды ведущего: «...замри». Ведущий поворачивается к участникам лицом и всех, кто не успел вовремя замереть или замер, но начал шевелиться, отсылает за черту, на исходное место. Потом опять отворачивается, и. все повторяется. Кто первым дотронется до его плеча, тот становится новым ведущим.
Подвижная игра для всего класса. Важно произносить слова «раз, два, три...» перед поворотом к классу в разных темпах и ритмах. То очень быстро, то медленно; то равномерно, то, меняя темп по ходу счета, чтобы дети согласовывали с ним скорость своего движения — бежали, шли, делали шаг. Причем зависимость здесь обратная: когда учитель говорит медленно, надо бежать быстро, а когда говорит быстро — двигаться медленно. Эта противоположность между произнесением и движением очень полезна.
Учителю (воспитателю) важно не только участвовать в качестве ведущего, но и рядового, уходя, как и все, за черту и замирая после соответствующей команды.
Возможный вариант-усложнение. Если участников не очень много (например, десять), то ведущий ходит между застывшими и по очереди дотрагивается до плеча каждого. Участник оживает и оправдывает позу новым движением, выдуманным «занятием». Так, застывшая поза бегущего или идущего человека «превращается» в ожившее занятие: то катание коляски, то перенос тяжести, то глажение белья, то украшение елки, натирание полов и т. п. Те, кто смог оправдать свою позу, не повторяя оправданий предыдущих участников, остаются на игровом поле. Кто не смог — отправляются за черту (см. комментарий к игровому заданию «Замри — запомни,, повтори, «оживи»).
Оправдание и придумывание «позы» может быть простым и более сложным, с оговариванием секрета превращения и без него. Чтобы игра была увлекательной, на первом этапе достаточно просто научиться замирать. На втором этапе (через полгода или более) можно пробовать «оправдания», то
есть превращать застывшую позу в позу особой, новой ситуации. Наконец, когда класс станет виртуозом в выполнении задания, на третьем этапе можно попробовать такое усложнение – на игровом поле остаются те участники, которые не только смогли оправдать, но и рассказать ведущему, в чем изменились мышечные напряжения и связанное с ними движение при оправдании позы (чуть-чуть другие руки, локти, ноги, иа-1( правление взгляда и т.д.).
ТУМБА, ТУМБА, ГДЕ КЛЮЧИ
Водящий перебегает от одного игрока к другому, каждый из которых расположен в определенном месте (в очерченном круге или сидит на стуле, пне, камне, скамейке) с вопросом: I «Тумба, тумба, где ключи?». Ему отвечают; «Вон там» — и отсылают в другое место игрового поля. В то время как водящий задает свой вопрос одной «тумбе», остальные стремятся поменяться местами, а водящий — занять свободную «тумбу». Подвижная игра, требующая расположения детей на расстоянии двух-трех шагов друг от друга. Если места достаточно и число детей в классе велико, следует разбить их на две группы и проводить игру одновременно в обеих группах. Смысл упражнения в конкуренции двух целей у водящего:
1) в ответ на вопрос получить новый адрес («вон там») и направиться туда,
2) не упустить свободное место, занять его первым, обогнав игрока, туда же бегущего.
Игра проходит всегда весело и азартно. Азарт коллективной игры всегда очень ценен для педагога, поэтому, руководя игрой, педагогу следует укреплять его для того, чтобы потом использовать в других делах. В перерыве можно опросить участников, кто сколько раз успел поменяться местами. Игру можно организовать для разного числа играющих: всемером, впятером, в пятнадцать, двадцать человек. Последнее число — предел, так как вдали от водящего бегать не составляет труда — легко, но это уже и не интересно.
В «тумбу» с увлечением играют как старшеклассники, так и дети детских садов. Конечно, ритм игры у них будет разным. Если в детском саду занятие проходит в помещении, то в качестве «тумб» могут быть использованы гимнастические обручи, разбросанные по ковру.
Малыши особенно долго держатся за свои места (стоят в своих обручах) и не начинают меняться, потому что боятся потерять «домик». Потом, в ходе игры, они обнаруживают в себе эту боязнь и открывают интерес в ее преодолении. Дети даже начинают бравировать своей смелостью: перед самым носом у ведущего они бесстрашно покидают свои домики для взаимного обмена. Некоторые даже специально играют в поддавки для того, чтобы побыть в роли ведущего, в роли, которой уже никто не боится.
В игре у детей хорошо тренируется и укрепляется контактность общения и бесконфликтность.