Принципы классификации рифмы

Они делятся по разным принципам.

1) По слоговому объему (т.е. сколько слогов в созвучии – считается от последнего слога, речь о концевых рифмах):

- мужская (на последний слог) -

- женская (на предпоследний) - u

- дактичлическая (на 3-й от конца) - u u

- гипердактилическая (на 4-й и больше)

Сущ-ет проблема. Ведь в состав рифмы могут входить слоги, предшествующие последнего ударения, они учувствуют в строении и важны.

Гаспаров интерпретировал рифму и то, что предударные слоги несут в себе созвучие.

Рифма им интерпретируется как трехчлен с

- ударной частью

- заударной

- предударной.

В сложных рифмах много слогов перед рифмой и тоже близки слову.

Некоммуникабельность – некому кабель несть

Некоторые еще делят на:

- открытую (если рифмующееся слово заканчивается на гласную)

- закрытую (на согл.)

2) По звучанию:

- точные - когда почти все буквы и звуки, участвующие в организации созвучия, совпадают или близки, таких рифм очень мало, их уже классики израсходовали (пр. нора-гора)

- неточные (приблизительные) (пр. колос-конус)

Сущ-ют рифмоиды:

Пр. Вознесенский «Я – Гойя» (я горло повешенной бабы…) (гойя-город-голод-голос-горло) – только в «го» какая-то близость.

Когда мы рассматриваем принцип рифмы, насколько это правомерно использовать то или иное созвучие, смотрим как это написано, а если задумаемся о звучании, то появляется близость.

У Вознесенского эта тенденция видна.

Не бей человека, деревце…

И так в нем такое делается…

По буквам не очень, а если сделать транскрипцию, то те очень похожи.

- бедная – когда рифмуется только один ударный слог (чаще в муж.рифме) (пр. ног-рок)

Иногда поэты пользуются, чтобы достичь эффекта естественности, будто они сочинены без напряженности.

- богатые

пр. у Пастернака «4 отрывка о Блоке»

…хвалимым

… подхалимом

Показывает созвучность.

- ассонансные – когда в них совпадают только гласные ()

- консонансные – где только согл. совпадают

- диссонансные – согл. Совпадают, а гласные, лежащие в основе созвучия, очень далеки (пр. у А. Толстого – потому что так граф Палин… ко присяжным параллелен).

Они смотрятся когда поэт комбинирует все эти рифмы:

У Владислава Артемова «Сторож»

Вырвавшись без шапки без погона

Сторож в темень ухал из нагана

Что-то гады крали из вагона

Улыбаясь нагло и пагано

Если смежные рифмы – то диссонанс, а если перекрестная, то нормально все.

- омонимическая (когда разные слова выглядят и звучат одинаково – пр. крали и крали (девушки), охота – охота и т.д.)

- тавтологическая – когда одно и то же повторяется (пр.полковник - подполковник)

- равносложные/неравносложные - в одном слове одно кол-во слогов, а в др. другое (пр. деревце – делается; домкрат – демократ (Маяк.); врезываясь – трезвость (Маяк.))

- разноударные (Ольга Фокина: «я не бог – на небо; почки - форточки»)

3) По местоположению в строфе - в зависимости от той позиции, где стоит созвучие.

- смежная (созвучие в следующей строке)

- перекрестная (1-3,2-4)

- опоясывающая (охватная) (1-4,2-3)

Бывает и что все 4 строки срифмованы между собой.

В более сложных строфах разные более сложные комбинации расположения рифм. Терминологии особой нет для таких рифм, но можно сказать, пр. в abb…bcca – в такого рода читатель уже утратит такую рифму и не заметит. Максимум 4 строки должно быть между рифмующимися строчками, чтоб не утратить рифму.

По местоположению в строке

- начальная

- концевая

- внутренняя (где-то в середине строчки какая-то доп.рифма, усиливающая созвучие)

Пр. Вл.Высоцкий в песне про Лукоморье:

Нету мочи нету сил

Леший как-то недопил

Лешачиху свою бил и вопил.

Маяковский созвучие поместил внутрь слова – если произнести слово слитно, его можно и не воспринять:

Прочь влияние извне

…доизне-

можения

Риммы могут быть банальными (от одинаковых форм, одних и тех же частей речи и т.д.) (ходить-бродить)

5) По кратности повторения (сколько раз повторяется в произв-е)

- парные (два слова созвучны)

- тройная (пр. в терцинах)

- четверная

- многократная

Чем больше слов созвучных выстраивает автор, тем больший он нажим делает, акцент.

Или там написать роман, чтоб все слова были с одной буквы или с одной гласной. Но если автор подчиняет себя этому формальному приему, мы утрачиваем чувство органичности этого произв-я. К тому же любой прием рано или поздно приедается.

- рифма составная или каламбурическая – сливаясь, слова составляют созвучие (некоммуникабельность – некому кабель несть)

Пр. Д.Минаев:

Область рифм – моя стихия

И легко пишу стихи я…

Есть также нерифмованные или

Белые стихи (пр. Борис Годунов или многие произв-я древней поэзии). Тут появляется лиризм. Естественность, пишет без заданности. У А.Тарковского есть лирическая миниатюра:

С утра я тебя дожидался вчера

Они догадались что ты не придешь…

Рифм нет, но никто не скажет, что это не стихи.

Холостой стих - бывают стихи, где не все строчки рифмуются, там через одну или две. Для естественности или незамысловатости.

Наши рекомендации