Принципы классификации рифмы
Они делятся по разным принципам.
1) По слоговому объему (т.е. сколько слогов в созвучии – считается от последнего слога, речь о концевых рифмах):
- мужская (на последний слог) -
- женская (на предпоследний) - u
- дактичлическая (на 3-й от конца) - u u
- гипердактилическая (на 4-й и больше)
Сущ-ет проблема. Ведь в состав рифмы могут входить слоги, предшествующие последнего ударения, они учувствуют в строении и важны.
Гаспаров интерпретировал рифму и то, что предударные слоги несут в себе созвучие.
Рифма им интерпретируется как трехчлен с
- ударной частью
- заударной
- предударной.
В сложных рифмах много слогов перед рифмой и тоже близки слову.
Некоммуникабельность – некому кабель несть
Некоторые еще делят на:
- открытую (если рифмующееся слово заканчивается на гласную)
- закрытую (на согл.)
2) По звучанию:
- точные - когда почти все буквы и звуки, участвующие в организации созвучия, совпадают или близки, таких рифм очень мало, их уже классики израсходовали (пр. нора-гора)
- неточные (приблизительные) (пр. колос-конус)
Сущ-ют рифмоиды:
Пр. Вознесенский «Я – Гойя» (я горло повешенной бабы…) (гойя-город-голод-голос-горло) – только в «го» какая-то близость.
Когда мы рассматриваем принцип рифмы, насколько это правомерно использовать то или иное созвучие, смотрим как это написано, а если задумаемся о звучании, то появляется близость.
У Вознесенского эта тенденция видна.
Не бей человека, деревце…
И так в нем такое делается…
По буквам не очень, а если сделать транскрипцию, то те очень похожи.
- бедная – когда рифмуется только один ударный слог (чаще в муж.рифме) (пр. ног-рок)
Иногда поэты пользуются, чтобы достичь эффекта естественности, будто они сочинены без напряженности.
- богатые
пр. у Пастернака «4 отрывка о Блоке»
…хвалимым
… подхалимом
Показывает созвучность.
- ассонансные – когда в них совпадают только гласные ()
- консонансные – где только согл. совпадают
- диссонансные – согл. Совпадают, а гласные, лежащие в основе созвучия, очень далеки (пр. у А. Толстого – потому что так граф Палин… ко присяжным параллелен).
Они смотрятся когда поэт комбинирует все эти рифмы:
У Владислава Артемова «Сторож»
Вырвавшись без шапки без погона
Сторож в темень ухал из нагана
Что-то гады крали из вагона
Улыбаясь нагло и пагано
Если смежные рифмы – то диссонанс, а если перекрестная, то нормально все.
- омонимическая (когда разные слова выглядят и звучат одинаково – пр. крали и крали (девушки), охота – охота и т.д.)
- тавтологическая – когда одно и то же повторяется (пр.полковник - подполковник)
- равносложные/неравносложные - в одном слове одно кол-во слогов, а в др. другое (пр. деревце – делается; домкрат – демократ (Маяк.); врезываясь – трезвость (Маяк.))
- разноударные (Ольга Фокина: «я не бог – на небо; почки - форточки»)
3) По местоположению в строфе - в зависимости от той позиции, где стоит созвучие.
- смежная (созвучие в следующей строке)
- перекрестная (1-3,2-4)
- опоясывающая (охватная) (1-4,2-3)
Бывает и что все 4 строки срифмованы между собой.
В более сложных строфах разные более сложные комбинации расположения рифм. Терминологии особой нет для таких рифм, но можно сказать, пр. в abb…bcca – в такого рода читатель уже утратит такую рифму и не заметит. Максимум 4 строки должно быть между рифмующимися строчками, чтоб не утратить рифму.
По местоположению в строке
- начальная
- концевая
- внутренняя (где-то в середине строчки какая-то доп.рифма, усиливающая созвучие)
Пр. Вл.Высоцкий в песне про Лукоморье:
Нету мочи нету сил
Леший как-то недопил
Лешачиху свою бил и вопил.
Маяковский созвучие поместил внутрь слова – если произнести слово слитно, его можно и не воспринять:
Прочь влияние извне
…доизне-
можения
Риммы могут быть банальными (от одинаковых форм, одних и тех же частей речи и т.д.) (ходить-бродить)
5) По кратности повторения (сколько раз повторяется в произв-е)
- парные (два слова созвучны)
- тройная (пр. в терцинах)
- четверная
- многократная
Чем больше слов созвучных выстраивает автор, тем больший он нажим делает, акцент.
Или там написать роман, чтоб все слова были с одной буквы или с одной гласной. Но если автор подчиняет себя этому формальному приему, мы утрачиваем чувство органичности этого произв-я. К тому же любой прием рано или поздно приедается.
- рифма составная или каламбурическая – сливаясь, слова составляют созвучие (некоммуникабельность – некому кабель несть)
Пр. Д.Минаев:
Область рифм – моя стихия
И легко пишу стихи я…
Есть также нерифмованные или
Белые стихи (пр. Борис Годунов или многие произв-я древней поэзии). Тут появляется лиризм. Естественность, пишет без заданности. У А.Тарковского есть лирическая миниатюра:
С утра я тебя дожидался вчера
Они догадались что ты не придешь…
Рифм нет, но никто не скажет, что это не стихи.
Холостой стих - бывают стихи, где не все строчки рифмуются, там через одну или две. Для естественности или незамысловатости.