Функция фантастического и реалистического в произведениях Ф. Кафки.
Ø 1 Да, не каждый день человек просыпается утром и обнаруживает, что превратился в насекомое. Тем более что никаких рискованных опытов с банальной целью завоевать и подчинить мир своей воле, как в фантастических боевиках, здесь не ставится. Грегор Замза был обычным торговцем, предлагавшим ткани, разъезжая с этой, целью повсюду. Больше всего он боялся потерять работу, потому что тогда его семья — мать, отец и сестра — останутся без средств к существованию. Все его заботы были вовсе не о величии своей особы, а о близких людях, которых он очень любил. И вдруг такое фантастическое превращение. Но, пожалуй, на этом фантастическое и заканчивается, потому что все остальные события вполне реалистичны и узнаваемы. Люди, которых еще вчера он считал самыми близкими, отвернулись от него. Правда, поначалу не это больше всего его волновало, а то, что они не выжвут без его жалованья. Выяснилось, что все, что его окружало, было ложью: не таким уж бедным оказался отец (он имел сбережения), не так уж он болен (стал снова служить в банке), не так уж непрактичны были его сестра и мать (сестра пошла работать). Но это его лишь порадовало. А вот отношение к нему близких потрясло своей ненужной жестокостью. Почему Кафка решил таким фантастическим образом рассказать эту историю семейных отношений? Да потому, что ему хотелось достучаться до сердца каждого читателя, чтобы каждый подумал, как он относится к близким. Готовы ли мы воспринимать их такими, какими они есть? Готовы ли мы любить близких, даже если их внешний облик далек от идеала? Часто мы оглядываемся на мнение окружающих, а не на свой моральный долг. Любить близких надо всегда, утверждает Кафка, показывая отнюдь не фантастическое превращение семьи Грегора Замзы.Фантастика используется автором новеллы «Превращение» для большей эмоциональной выразительности и силы воздействия на читателя. Фантастика в новелле — это лишь форма, а содержание ее вполне реалистическое.
2. Современная проза о Великой Отечественной войне: проблематика и художественное своеобразие (на примере 1 произведения).
Ø Величие героического подвига народа, память о понесенных жертвах являются основной причиной, заставляющей многих писателей вновь и вновь обращаться к теме Великой Отечественной войны, попытаться понять и объяснить, почему именно русский народ одержал величайшую в истории человечества победу.Другая причина обращения к этой теме - ее актуальность, ведь во многих произведениях о войне, раскрывающих нравственные проблемы того времени, содержатся ответы на вопросы дня сегодняшнего. Кроме того, «литература о человеке на войне, собирая ... энергию памяти, голоса и лица тех, кто отстоял «жизнь против смерти», сейчас..., когда войны то и дело вспыхивают как болевые точки на планете, превращается в звучащий колокол всеобщей памяти, в сигнал тревоги» (257, 5), - пишет В.Чалмаев. Человечество должно помнить трагедию второй мировой и всеми силами предотвращать возможность новой войны, к которой в начале XXI века вполне может привести противостояние США и исламского мира и мировой терроризм.С начала 1960 годов, отойдя от «панорамности» в изображении войны, «лакировки» событий, русская литература стремится говорить подлинную правду о войне. Писатели стали входить в микрокосм войны, в сферу размышлений и эмоций солдата, ведь только в этом случае была возможна полная достоверность. Психологизм, углубленное проникновение во внутренний мир отдельного человека, суровый драматизм и трагизм ситуаций - характерные черты этой прозы. Детали фронтового быта, «окопная правда» сосуществуют со значительными обобщениями минувших дней войны. А мысль о том, что с гибелью одного человека уходит в небытие целая вселенная, стала в этих произведениях основной. Именно тогда появляется понятие «лейтенантская проза» (К.Воробьев, В.Курочкин, Г.Бакланов, Ю.Бондарев, В.Быков). В конце 60-х в литературу о войне входяти писатели-фронтовики, с именами которых прочно связано такое понятие, как «философия снизу» (В.Астафьев, Е.Носов, Б.Васильев, В.Кондратьев).Однако, по мнению критика В.Чалмаева, гипертрофированное постижение подлинной правды прошедшей войны вылилось в начале 90-х годов в «непрерывную агрессию против прошлого» и привело к крайней политизации военной прозы, а вместе с ней к ощущению обесценивания подвига народа. Как отмечает В.Чалмаев, «под воздействием моды на глобальный разрыв с прошлым, на дискредитацию почти семи десятилетий советской истории они (писатели - Н.С.) стали измельчаться, политизироваться, открывать для себя новый фронт исследования: «присутствия коммунистического сатаны на русской земле, не знающего ни креста, ни Бога, ни совести» (257, 104), а сами солдаты превратились в люмпенизированную массу (особенно ярко это проявилось в повести В.Астафьева «Прокляты и убиты»). К счастью, многим писателям-фронтовикам удалось избежать подобного следования «веянию времени» и остаться верными своему внутреннему кодексу (В.Кондратьев, Ю.Бондарев). Одним из тех писателей, кому удалось сохранить яркую творческую индивидуальность, не идя навстречу «поверхностным политизированным ожиданиям читателя», стал Е.И.Носов.В настоящем исследовании рассматривается проза о Великой Отечественной войне одного из больших русских писателей второй половины прошлого столетия Е.И.Носова. В сознании массового читателя имя Е.И.Носова связывается в первую очередь с деревенской прозой. Большинство исследователей рассматривали творчество писателя преимущественно в рамках эстетики деревенской прозы, военная же тема оттеснялась на второй план, а сам писатель говорил, что «вообще-то тема войны у меня не главная, как, например, у Василия Быкова или у Юрия Бондарева... Главной темой была и остается деревня, ее насущные проблемы... Но война жива в истории деревни. Ведь общество ... не привелосебя в порядок после войны. Я вглядываюсь в человека деревни, который прошел войну, знает ее суровую правду». (5, 3).Сверстники Евгения Ивановича Носова - Ю.Бондарев, Г.Бакланов, В.Быков - начали свой путь в большую литературу с произведений о Великой Отечественной войне. В отличие от них Носов заявил о себе как о талантливом писателе с выходом сборника «На рыбачьей тропе»(1958), где изображены поэтические картины природы, окрашенные философскими размышлениями автора. В живописных зарисовках и картинах из крестьянского быта, незамысловатых на первый взгляд, звучит сильное жизнеутверждающее начало, огромный гуманистический смысл. А ведь именно этого: добра, красоты, милосердия и не хватало людям, только что перенесшим страшную трагедию. Писатель попытался вернуть читателю краски мира, стертые недавним военным ненастьем.Однако, начиная с середины 60-х, память о войне в рассказах писателя начинает проявляться все более и более отчетливо, заняв в позднем его творчестве центральное место.По глубокому убеждению Е.И.Носова, достоверно и глубоко писать о войне может только человек, побывавший в ее горниле. Придерживаясь требования предельной правдивости в изображении событий, писатель очень осторожно обходится с такими формами выразительности, как аллегория, фантастика, сатира, гротеск. В.Астафьев вспоминал о том, как трудно и мучительно писал страницы своей военной прозы Е.И.Носов, боясь «впасть в сочинительство» и тем самым оскорбить память павших.Глубокие раздумья писателя «о времени и о себе», о горьком опыте своего поколения, о важности этого опыта для других поколений, о войне, о мире, о фронтовиках вне фронта являются достойным продолжением лучших традиций отечественной литературы.Отправной точкой исследования послужило справедливое утверждение В.Чалмаева о творчестве Е.И.Носова в статье «Сквозь огонь скорбей»: «Весь негромкий эпос Евгения Носова - это поиск мгновений, когда путьРодины был не искривлен ложными целями, когда ее мощи не было задано (предпослано) фальшивое направление саморазрушения, самокромсания..., праздник Победы - это одно из просветлений народного духа, вершинное место в истории, с которого видно во все концы света. Срезать его - срезать Россию. Замечательный писатель сделал его чуточку выше, светлее, рассеял многие туманы, вселил непреходящие надежды. Будем верить, что его события, равные вечности, его герои с их «мужичьим образом» помогут многим осознать уродливость временных навыков бытия, апокалипсической прострации, застылого недоумения». (257, 39).Актуальность данной работы данной работы состоит в обращении к прозе Е.И.Носова о Великой Отечественной войне, которое позволит дополнить представление о развитии военной прозы второй половины XX века, определить место данного автора в литературном процессе 1960-2000-х гг., выявить оригинальное и типическое в его индивидуальной манере повествования.Гуманистическая основа творчества писателя, чистота нравственного чувства, социальная и философская насыщенность, художественное мастерство писателя, бесспорно, представляют подлинный интерес для изучения. Обращает на себя внимание блестящее владение писателем русским литературным языком. В связи с этим актуальное значение приобретает попытка акцентировать внимание на идейном и стилевом своеобразии воплощения военной темы в прозе писателя. Являясь мастером короткого рассказа и небольшой повести, писатель внес неоценимый вклад в развитие малых литературных жанров русской прозы, а по оценке В.Васильева, «значение Е.Носова в разработке жанров рассказа и короткой повести для советской литературы можно сравнить с открытием новых возможностей в «малой прозе» для XIX века И.Тургеневым». (72,139).
БИЛЕТ № 23