Организация первых советских издательств
Издательское дело в республике было коренным образом перестроено на государственных началах в соответствии с принципами Советского государства и стоявшими перед ним задачами.
Управление издательским делом было сосредоточено в Наркомпросе.
Советские издательства стали создаваться с конца 1917 г. Первым из них был Литературно-издательский отдел (ЛИО) Наркомпроса (тогда — Народной комиссии по просвещению). Он был создан по инициативе В.И. Ленина в середине ноября 1917 г. на одном из первых заседаний Наркомпроса как государственное издательство. 29 декабря (по старому стилю) того же года был принят и утвержден ВЦИК декрет «О Государственном издательстве», отражавший ленинские идеи партийности культуры, использования классического культурного наследия и критического его освоения.
Декрет предписывал Наркомпросу через Литературно-издательский отдел приступить к широкому выпуску русской классической литературы и учебников.
ЛИО должен был издавать произведения русских классиков двух типов — полные научные издания и сокращенные издания избранных сочинений. В первую очередь должны были быть выпущены дешевые народные издания русских классиков в одном компактном томе. При выборе произведений для издания редакция должна была руководствоваться, помимо других соображений, степенью близости их трудовому народу. Все собрания и отдельные особенно значительные сочинения должны были сопровождаться предисловиями авторитетных критиков и историков литературы.
Народные издания классиков предполагалось продавать по себестоимости, а иногда распространять по льготной цене, а то и бесплатно, через библиотеки.
В феврале 1918 г. постановление Наркомпроса «Об издании сочинений русских писателей» объявило о национализации государством права издания литературных произведений и о разрешительном порядке для издания научных трудов. Ранее, в январе 1918 г., был опубликован список 58 русских беллетристов, поэтов и критиков, сочинения которых было решено издать, монополизировав их на 5 лет (в дальнейшем монополия была продлена еще на 5 лет). Сочинения писателей, не вошедших в этот перечень и умерших не позднее 31 декабря 1917 г., могли выпускать без разрешения государства любые издательства. Сочинения же, перешедшие в собственность ЛИО согласно списку, частные издатели могли выпускать только с разрешения ЛИО.
Правительственным комиссаром ЛИО был назначен ученый-большевик, член партии с 1902 г., «впередовец», один из крупнейших советских литературоведов-марксистов, активный государственный деятель П.И. Лебедев-Полянский.
ЛИО состоял из трех подотделов — литературно-художественного, научно-популярного и педагогического. В литературно-художественную редакционную комиссию входили А.А. Блок, Н.И. Альтман (живописец, график и скульптор), историк русской литературы, пушкинист, член-корреспондент Российской Академии наук П.О. Морозов и художник Д.П. Штеренберг, а после переезда издательства в Москву — В.Я. Брюсов, В.В. Вересаев, И.Э. Грабарь и др.
Подотдел по изданию научно-популярных книг состоял из общественно-политической и естественноисторической секций. В последнюю вошли К.А. и А.К. Тимирязевы, Л.С. Берг, П.И. Вальден, астрономы К.Л. Баев, С.Н. Блажко, В.В. Стратонов и другие ученые и популяризаторы по всем отраслям естественных наук. Педагогический подотдел был сформирован позже других, издал два-три учебника, педагогические произведения Н.К. Крупской, А.В. Луначарского и др.
В декабре 1917 г. создается издательский отдел Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета, реорганизованный в середине 1918 г. в самостоятельное издательство, возглавлявшееся правдистом К.С. Еремеевым. В издательстве было несколько отраслевых отделов, первое место занимали общественно-политический и военный. Издательство выпустило несколько произведений классиков марксизма-ленинизма, труды А. Бебеля, П. Лафарга, Ф. Меринга, К. Цеткин. Оно издавало историко-революционные, научно-популярные книги, журнал «Вестник знания». Но по преимуществу выпускались массовые агитационно-политические брошюры и массовая военная литература.
Осенью 1918 г. при Наркомпросе было создано издательство «Всемирная литература». Оно было организовано А.М. Горьким вместе с А.Н. Тихоновым, З.И. Гржебиным и И.П. Ладыжниковым. Горький привлек к работе более 80 крупнейших писателей, историков, литературоведов. Каталог изданий «Всемирное литературы», отпечатанный в 1919 г. на хорошей бумаге, с параллельным русским и иностранными текстами, включал более 1500 книг. «По широте своей это издание является первым и единственным в Европе», — с гордостью писал Горький в предисловии к каталогу. Ознакомившись с ним, В.И. Ленин сказал: «Я очень рад, что Алексей Максимович успел здесь у нас разработать это огромной важности дело и составить такой прекрасный каталог. Мы должны ему всячески помочь в этом деле. Это будет очень полезно для наших читающих масс» .
По замыслу А.М. Горького, издания «Всемирной литературы» должны были знакомить читателей как с творчеством отдельных писателей, так и с литературными школами и направлениями, с взаимным влиянием литератур, с развитием искусства прозы и техники стиха. Издания снабжались вступительными статьями, примечаниями, биографическими справками.
В издательстве был очень сильный Восточный отдел, в котором академики И.Ю. Крачковский, Н.Я. Марр, С.Ф. Ольденбург работали над литературными памятниками Востока.
В редакционную коллегию издательства входили, кроме А.М. Горького, А.А. Блок, В.Я. Брюсов, А.В. Луначарский и некоторые писатели из буржуазного лагеря, вскоре эмигрировавшие. «Всемирная литература» наметила выпуск двух серий. В основную:
серию входили наиболее значительные произведения мировой литературы. Народная серия (книжки малого формата) включала более известные и доступные произведения и предназначалась для массового читателя. Для издания отбирались самые значительные произведения каждой страны, преимущественно с социальной тематикой. Большое внимание уделялось полноценности текстов и мастерству перевода.
Издательство смогло приступить к выпуску книг только со второй половины 1919 г. Удалось выпустить 72 названия из предполагавшихся 1500 (основной серии). В 1920 г. «Всемирная литература» влилась в Госиздат на правах автономного отдела.
Замысел библиотеки «Всемирная литература», одобренный В.И. Лениным, отражал сущность культурной политики Советского правительства, бережного отношения Советской власти к культурному наследию прошлого. После посещения Советской России Герберт Уэллс писал в своей книге «Россия во мгле»: «В этой непостижимой России, воюющей, холодной, голодной, испытывающей бесконечные лишения, осуществляется литературное начинание, немыслимое сейчас в богатой Англии и богатой Америке».
«Всемирная литература» продемонстрировала подлинно народный и интернациональный характер советской культуры, ее бережное отношение к литературному наследию всего мира. Грандиозный замысел Горького частично был реализован в дальнейшем издательством «Academia», где одно время сотрудничал и Горький, а в наше время получил воплощение в серии «Библиотека всемирной литературы».
В сентябре 1918 г. созданные ранее партийные издательства «Прибой», «Волна» и «Жизнь и знание» были слиты в одно подведомственное ЦК партии издательство «Коммунист». Руководили им видные партийные деятели — В.Д. Бонч-Бруевич, М.С. Ольминский, И.И. Скворцов-Степанов. Издательство включало в свой план помимо общественно-политической естественнонаучную, художественную, детскую и юношескую, педагогическую и учебную литературу. За короткий срок «Коммунист» успел издать произведения В.И. Ленина и партийных литераторов — Н.К. Крупской, И.И. Скворцова-Степанова, М.С. Ольминского — и небольшое количество художественных произведений и книг для детей.
В 1919 г. при Политуправлении Реввоенсовета республики (ПУР) создан Литературно-издательский отдел, в дальнейшем — Воениздат. Он руководил работой издательств, обслуживающих Красную Армию. По приказу Совета рабоче-крестьянской обороны издательский отдел обязан был усилить выпуск военно-научной и прежде всего военно-политической литературы. Во главе Литературно-издательского отдела стоял известный литературный деятель и критик В.П. Полонский. В отделе сотрудничали видные партийные руководители и публицисты — В.А. Антонов-Овсеенко, П.М. Керженцев (Лебедев), М.С. Ольминский, талантливые поэты и художники: Д. Бедный, Е. Зозуля, А. Апсит, В. Дени, Д. Моор и др.
Литературно-издательский отдел ПУРа наладил издание массовых серий — «Библиотека командира», «Библиотека красноармейца», выпускал популярный журнал «Красноармеец» (тиражом 150 тыс. экз.). Велика была популярность в армии произведений Д. Бедного. Об этом говорит и телеграмма члена Реввоенсовета Южного фронта: «Южный фронт требует издания Демьяна Бедного. Срочно отпечатайте наш счет «Красный казак», «Красноармейцы», «Каиново наследство» по 50 000 каждая...»
Литературно-издательский отдел ПУРа издавал воззвания, обращения, теоретические труды, художественные плакаты и лубочные картины. В золотой фонд советского графического искусства вошли плакаты ПУРа: «Ты записался добровольцем?», «Петроград не отдадим», «Царский жандарм — барон Врангель» Д. Моора, «На могиле контрреволюции» В. Дени и др. С 1919 по 1921 г. им было выпущено 30 млн. экз. различных изданий. «Вагон литературы на фронте по силе своего взрыва равен вагону снарядов», — писал штаб Северо-Уральского фронта.
Литературно-издательский отдел руководил армейской издательской работой сначала через журнал «Политработник», а с апреля 1919 г. — через созданное при ПУРе Бюро печати.
В 1918 г. были созданы несколько издательств при органах государственного управления: издательства Петроградского и Московского Советов, издательские отделы ВСНХ и Народного комиссариата земледелия, выпускавшие общественно-политическую, художественную литературу, книги по народному хозяйству.
В годы гражданской войны был создан центральный советский информационный орган — Российское телеграфное агентство (РОСТА). РОСТА не только обеспечивало прессу международной информацией, но и само, так же как и его местные отделения, выпускало для расклейки на видных местах «Экстренные бюллетени» и «Стенные газеты», в которых печатались последние известия и отклики на них. Наибольшего расцвета деятельность РОСТА достигла в 1919-1920 гг., когда им руководил П.М. Керженцев. Он привлек к работе в РОСТА В. Маяковского, М. Черемных и многих других художников и поэтов. С их участием с осени 1919 г. Российское телеграфное агентство выпускало агитационные «Окна сатиры РОСТА», — сделанные от руки красочные плакаты. «Окна сатиры РОСТА» были задуманы как увеличенные страницы сатирического журнала, вывешиваемые в окнах пустующих магазинов, откуда и произошло их название. Но темы «Окон» были не только сатирические, поэтому они стали называться просто «Окнами РОСТА». «Окна РОСТА» откликались на все выдающиеся события на фронтах и в тылу, освещали события международной жизни, борьбу Красной Армии с врагами Советской Республики, борьбу с голодом и пр.
«Окна РОСТА» размножались и расклеивались молниеносно. Их «тираж» доходил до 300 экз. Естественно, тиражи печатных плакатов были значительно больше тиражей рукописных «Окон РОСТА», но последние были более оперативны, а значит, и более злободневны. Плакаты иногда изготовлялись огромные — около 3х3 метра.
РОСТА выпускало «Окна» до февраля 1921 г., а затем производство их вместе со всем аппаратом перешло в Главполитпросвет Наркомпроса. РОСТА и Главполитпросвет выпустили около 1500 плакатов. Примерно 80% текстов написано и около 350-400 плакатов нарисовано Маяковским.
Говоря словами самого поэта, «Окна РОСТА» — «красочная история трех боевейших годов Союза», это «...предки всех советских сатирических журналов, предки труднейшего безбумажного, безмашинного, ручного времени».