Тема: С.А. Клычков «Весна в лесу»
Цели: познакомить с жизнью и творчеством С.А. Клычкова; учить видеть в природе прекрасное с помощью поэзии и изобразительного искусства; развивать память, речь, мышление.
Планируемые результаты: предметные: умения читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух поэтическое произведение; метапредметные: Р — формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание ее, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — анализ художественного текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, в произведении живописи (тема, главная мысль, композиция), К — ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе; личностные: понимание особенностей поэтического текста и выражение своих чувств.
Оборудование: выставка книг С.А. Клычкова, его портрет, аудиоприложение к учебнику.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
(Чтение учащимися стихов Б. Пастернака.)
III. Работа по теме урока
Знакомство с жизнью и творчеством С.А. Клычкова
— Расшифруйте, что здесь написано. (Сергей Антонович Клычков.)
SCLEPWGrELVH ANWHTSOLVHOGIBHLW4 WIK1J1ЫISG4KVLVOSGB
Это имя поэта, чье стихотворение мы будем изучать сегодня.
— Что вы уже знаете о его жизни и творчестве?
(Учитель делает краткое сообщение о поэте. См. материал к уроку.)
IV. Физкультминутка
V. Продолжение работы по теме урока
1. Работа над стихотворением «Весна в лесу»(Первичное чтение стихотворения на с. 116—117 учебника. Учитель использует аудиоприложение.)
— Понравилось вам стихотворение?
— Объясните значение слов.
УТРЕННИК— (1) утренний спектакль, представление, зрелище (обычно для детей); 2) утренний мороз весной или осенью).
РУДЫЙ— (1) красный; 2) рыжий).
ЛОМ— (ломаные или годные только для переработки предметы).
НИКНУТЬ — (1) опускаться, пригибаться; 2) (перен.) ослабевать, становиться вялым, бессильным).
КЛОХТАТЬ — (о курах и самках некоторых других птиц: кудахтать, издавать короткие повторяющиеся звуки).
СОЙКА — (пестрая лесная птица семейства вороновых).
СВИРЕЛКА — (свирель — народный музыкальный инструмент в виде дудки (чаще — спаренных дудок) из дерева, тростника).
— Подберите синонимы к словам.
РЕВ — (плач, крик).
КРУЖИТЬСЯ — (описывать круги, кружить, вращаться, блуждать).
ЧУДНЫЙ — (изумительный, восхитительный, волшебный, дивный, сказочный, бесподобный, исключительный, великолепный, роскошный, божественный).
— Подберите антонимы к словам.
МЯГКИЙ — (жесткий, резкий, суровый, твердый, черствый).
НИКНУТЬ — (расцветать, цвести).
— Перечитайте стихотворение и найдите, какие картины изображает поэт.
— Как ему удается показать, что наступает весна и природа оживает?
— Какими поэт видит лесных птиц и зверей? (Выразительное чтение стихотворения.)
Работа по картине Н. Крымова «К весне»
— Рассмотрите репродукцию картины Н. Крымова «К весне» нас. 117 учебника.
— Что и как изобразил художник?
— Почему авторы учебника поместили ее именно здесь, на этой странице?
— Сравните эти два произведения. Что можете сказать? (Учащиеся сравнивают картину и стихотворение, находят сходство.)
— Послушайте сообщение о художнике. (Ученик читает текст на карточке.)
Николай Петрович Крымов (1884—1958) один из лучших русских пейзажистов XX столетия, крупный теоретик живописи, педагог. Родился в семье художника. Первоначальную профессиональную подготовку получил у отца. В 1904 г. поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), где занимался у В.А. Серова и К.А. Коровина.
В первые годы учебы Крымов был так беден, что зачастую не мог купить краски и пользовался теми, которые счищали со своих палитр и холстов более состоятельные ученики. Это приучило Крымова к бережному обращению с красками и работе на полотнах небольших форматов.
Талант молодого художника развивался быстро. Уже одна из первых его самостоятельных вещей — «Крыши под снегом» (1906) — была приобретена для Третьяковской галереи.
— Что вы узнали?
(Затем сообщение о художнике может сделать учитель. См. материал к уроку.)
VI. Рефлексия
— Продолжите предложения.
• Сегодня на уроке я узнал...
• На этом уроке я похвалил бы себя за...
• После урока мне захотелось...
• Сегодня я сумел...