Краткий обзор биографии в.я. брюсова

Валерий Яковлевич Брюсов родился 13 декабря 1873 г. в Мо­скве в купеческой семье. Писать стихи начал в восемь лет. В 1893—1899 гг. В.Я. Брюсов — студент историко-филологического фа­культета Московского университета (окончил историческое отделение). Уже в студенческие годы он заявил о себе как о поэте нового направле­ния - символизма. В 1899 г. В.Я. Брюсов стал одним из организаторов мо­сковского издательства «Скорпион», объединившего сторонников нового искусства. Под его руководством создавался альманах «Северные цветы» (1901—1905), с выходом которого символизм оформился в самостоятель­ное направление. Поэт приобрел репутацию мэтра; при его поддержке в литературу вошли М.А. Волошин, МЛ. Кузмин, Н.С. Гумилев, К.И. Чу­ковский и др. Поэтические сборники В.Я. Брюсова 1890-х гг. завоевали признание публики. В.Я. Брюсов почитается как «первый в России поэт» (АЛ. Блок), в нем видят мастера, «восстановившего позабытое со времен Пушкина благородное искусство просто и правильно писать» (Н. Гуми­лев). В.Я. Брюсов создал «Краткий курс науки о стихе». Впоследствии он возглавил президиум Всероссийского союза поэтов (1919-1921), органи­зовал высший литературно-художественный институт, был его первым ректором.

Умер В.Я. Брюсов 9 октября 1924 г. в Москве.

______________________________________

Тема: С.А. Есенин «Бабушкины сказки»

Цели:познакомить со стихотворением «Бабушкины сказки» С. Есенина; пополнить биографические знания о поэте; обога­щать словарный запас.

Планируемые результаты: предметные: умения прогнози­ровать содержание произведения, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух поэтическое произведение; метапредметные: Р — форму­лирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учи­телем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — анализ художественного текста, выделе­ние в нем основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, К — ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных дей­ствий, умение договариваться о совместных действиях); личностные: понимание особенностей поэтического текста и выражение своих чувств.

Оборудование: выставка книг по теме урока, портрет писателя, аудиоприложение к учебнику.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

(Учащиеся читают наизусть стихотворение В. Брюсова.)

III. Актуализация знаний. Сообщение темы и постановка целей урока

(Чтение учителем стихотворения Н. Брауна «Сергей Есенин».)

В этом имени — слово «есень»,

Осень, ясень, осенний цвет.

Что-то есть в нем от русских песен —

Поднебесье, тихие веси,

Сень березы

И синь-рассвет.

Что-то есть в нем и от весенней

Грусти, юности, чистоты...

Только скажут —

«Сергей Есенин»,

Всей России встают черты...

— Какие стихи С. Есенина вы знаете, помните? Что знаете о самом поэте? (Ответы учеников.)

IV. Работа по теме урока

Знакомство с жизнью и творчеством С.А. Есенина

(Слово учителя о жизни и творчестве поэта. См. материал к уроку.)

Работа над стихотворением «Бабушкины сказки»

— Рассмотрите иллюстрацию к стихотворению на с. 71 учеб­ника. Что вы видите? (Дети с широко раскрытыми глазами что-то слушают.)

— Как вы думаете, о чем это стихотворение?

(Учитель использует аудиоприложение к учебнику. Учащиеся слушают, как стихотворение читает актер.)

— Какие чувства выразил поэт в стихотворении? О чем он вспоминает?

— Объясните значение слова. ОПОСТЫЛЕТЬ - (надоесть).

— Подберите синонимы к слову «притворяться». (Изобра­жать, разыгрывать, симулировать, представляться, прики­дываться, делать вид и др.)

— Подберите антоним к слову «загалдеть». (Замолчать.) (Выразительное чтение стихотворения учащимися.)

V. Рефлексия

— Продолжите предложения.

• Сегодня на уроке я узнал...

• На этом уроке я похвалил бы себя за...

• После урока мне захотелось...

• Сегодня я сумел...

VI. Подведение итогов урока

— Как вы думаете, почему дети любили слушать бабушкины сказки?

— Ребята, кто вам читал в раннем детстве сказки? Расскажите об этом.

Домашнее задание

Читать стихи С. Есенина, одно из них читать выразительно или выучить (по желанию).

Материал для учителя

Наши рекомендации