Читательские умения (II полугодие)

Навык чтения

Способ чтения:

Плавное послоговое чтение с переходом на синтетический способ чтения коротких слов, состоящих из 3-4-х букв.

Правильность чтения:

Правильное орфографическое чтение.

Скорость чтения:

Темп чтения знакомого текста - 25-30 слов в минуту (указан минимум для выставления высшей отметки).

Выразительность чтения:

Умение ориентироватьсяна знаки препинания в конце предложений и соблюдать паузы и интонацию, соответствующих знакам препинания в конце предложения.

Осмысленность чтения:

· понимание прочитанных слов с ориентацией на их лексическое и грамматическое значение (подбор соответствующей картинки, показ предмета, признака, действия, устного объяснения значения и т.п.);

· понимание прочитанных предложений, в том числе, и на основе учета флективных отношений (подбор соответствующей картинки);

· понимание простых в содержательном и языковом отношении, небольших по объему текстов;

· понимание текстов с ориентацией на морфемы.

Навыки работы с текстом и книгой

· умение ответить на вопросы по содержанию прочитанного небольшого текста;

· умение находить ключевые (опорные) слова в небольших и простых в содержательном и языковом плане текстах;

· умение последовательно перечислять картины или со­бытия произведения (подготовка к составлению плана);

· умение составлять картинный план к прочитанному произведению и пересказывать в соответствии с ним;

· умение подробно пересказывать небольшие по объему тексты;

· умение осознавать тот факт, что читаемое создано кем-то (народом, конкретным чело­веком), что способствует преодолению «наивного реа­лизма» в восприятии литературы;

· умение называть героев, узнавать на иллюстрациях эпизодов, ситуаций прочитанного небольшого текста.

· называние автора и заглавия литературного произведения.

Коммуникативное и речевое развитие

Развитие устной речи:

· закрепление правильного фонетического оформления высказываний;

· формирование лексических, морфологических и синтаксических обобщений;

· работа над лексическим и грамматическим значением слова;

· обучение правильному употреблению слова в связной речи;

· обучение ответам на вопросы по содержанию текста (формулирование ответов, подбор наиболее подходящих слов);

· обучение подробному пересказу по вопросам или картинному плану, составлению устных рассказов по картинкам;

· работа над грамматически правильным построением устного высказывания;

· обучение способам заучивания наизусть стихотворений.

Коммуникативное развитие:

· формирование умения внимательно слушать читаемое произведение;

· формирование умения внимательно слушать вопросы партнера по общению по поводу прочитанного;

· работа над умением вовремя включаться в ситуацию обсуждения прочитанного и реагировать на нее соответствующими действиями (ответы на вопросы, нахождение соответствующей иллюстрации, соответствующего эпизода);

· выработка умения оценивать ответы других учащихся как правильные и неправильные.

Одни и те же задания и упражнения (например, различные пересказы, составление устного и письменного рассказа), будучи приемами понимания прочитанного, одновременно развивают речь, т.е. являются и целью, и методом обучения.

III КЛАСС (105 часов)

Круг детского чтения

Стихотворения и рассказы об осени

Рекомендуемый список произведений:

«Осень» Е. Трутнева, «Эхо» Н. Сладков, «Осень» Г. Скребицкий, «Недосмотренные грибы» М. Пришвин, «Уж небо осенью дышало…» А. Пушкин, «Осень» М. Лермонтов; «Листопадничек» И. Соколов-Микитов; «Ласточки про­пали...» А. Фет, «Барсучий нос» К. Паустовский.

Сказки о животных и птицах

Рекомендуемый список произведений:

«Белый медведь и бурый медведь» - ненецкая сказка, «Журавль и цапля» - русская сказка, «Зимовье зверей» - русская сказка, «Сказка про воробья Воробеича и Ерша Ершовича» Д. Мамин-Сибиряк, «Белые перышки» - русская сказка, «Сказка про трех поросят» - английская сказка, «Как лиса шила волку шубу» - русская народная сказка, «Ромашки в январе» М. Пляцковский, «Хитрый петух» - болгарская сказка, «Теремок» - русская народная сказка, «Сапоги для индюка» Л. Яхнин, «Почему верблюд оглядывается, когда пьет» - казахская сказка, «Два козлика» К. Ушинский, «Зайцы и лягушки» Л. Толстой, «Заяц и еж» - Л. Толстой, «Гадкий утенок» Г.Х. Андерсен, «Волк и олень» - эстонская сказка.

Наши рекомендации