Оценка продвижений учащихся в процессе обучения.
Важным компонентом управления коррекционным процессом и получения информации о степени усвоения материала и продвижении в речевом развитии является оценка успеваемости учащихся, которая позволяет целенаправленно вносить коррективы в организацию и содержание работы. Учитель-логопед должен вести учет достигаемых результатов учащимися с речевыми нарушениями.
Предварительный учет дает сведения об исходном уровне состояния речи учащихся и их потенциальных возможностях до начала целенаправленного коррекционного обучения и воспитания. Результаты заносятся в Речевые карты и включают ряд подразделов:
—недостатки произношения звуков ( смешиваемые в речи, неправильно произносимые, отсутствующие);
—затруднения в произношении слов различной слоговой структуры и предложениях.;
— развитие фонематического слуха (различение звуков, сходных по звучанию одной или нескольких фонетических групп; степень подготовленности к анализу звукового состава речи);
—темп и плавность речи;
—состояние лексико-грамматического строя речи;
—особенности связной речи.
Текущий учет осуществляется постоянно и является доминирующим на протяжении всего обучения в каждом его звене: при восприятии учебного материала, формировании и закреплении языковых и коммуникативных умений и навыков.
Итоговый учет констатирует усвоение материала в целом по предмету. Способы проверки знаний, умений и навыков могут быть устными, письменными, основанными на выполнении практических заданий.
Устная проверка может быть фронтальной или индивидуальной. Устная фронтальная проверка представляет собой беглый опрос большинства учащихся класса, которые отвечают на вопросы, обращенные ко всем. Ответы детей при такой проверке носят краткий характер. Данный вид проверки позволяет проконтролировать знания, умения и навыки значительной части детей и активизирует класс в целом. Однако при этой форме контроля не всегда возможно оценить индивидуальные проявления речевой недостаточности.
Проверка, основанная на выполнении практических заданий, может сводиться к наблюдению за правильностью выполняемых действий. Этот вид контроля используется на уроках произношения в процессе сравнения изучаемого звука с еще не усвоенными, .а только подготовленными в артикуляции в различных позициях. Правильность восприятия в этих случаях контролируется с помощью жеста, показа фишки т.е. без проговаривания.
Особой разновидностью является контроль за всей деятельностью ученика на протяжении всего урока, который завершается выставлением поурочного балла. Это стимулирует ученика к постоянному проявлению активности, поддерживает его работоспособность.
На основании результатов проверки учитель-логопед оценивает учащихся. Оценка одновременно выполняет три функции:
—фиксирует «зону актуального развития» ученика и степень приближения к требуемому образцу;
—оказывает управляющее воздействие на его последующую учебную деятельность;
— воспитывает свойства личности.
Характер оценки должен быть стимулирующим: словесное краткое суждение , балл или поощрительный жест.
В первом и втором классах отметки не ставятся, ответы оцениваются качественно.
Вначале и в конце учебного года учитель-логопед должен определить уровень речевого развития каждого ребенка: объем и качество словарного запаса, употребление грамматических форм, навыки произношения звуков и слов различной слоговой структуры, сформированность фонематического слуха, наличие специфических затруднений в письме и чтении. Показатели речевого развития, выявленные в начале года, и последующие изменения в процессе коррекционного обучения каждого ученика отмечаются в речевых картах.
РУССКИЙ ЯЗЫК
Объяснительная записка
Начальный курс русского языка в I отделении специальной (коррекционной) общеобразовательной школы V вида является основным учебным предметом. Он призван восполнять пробелы речевого развития детей, давать им практическую речевую подготовку, развивать и обобщать представления учащихся об окружающем мире, повышать уровень их общего развития, учить осмысленно читать, грамотно писать, связно излагать свои мысли в устной и письменной форме, дать сведения по грамматике и правописанию, а также элементарные представления о литературе.
В I отделение принимаются дети с выраженным общим недоразвитием речи (алалией; алалией, осложненной заиканием; афазией; дизартрией; ринолалией; дислалией, сопровождающейся дисграфией и дислексией ).
Общее недоразвитие речи у таких учеников характеризуется несформированностью или недоразвитием всех компонентов речи, касающихся как смысловой, так и звуковой ее сторон, и выраженных в различной степени. Речь детей характеризуется ограниченным лексическим запасом. Используемые слова в большинстве случаев произносятся искаженно и употребляются неверно, регулярно наблюдаются замены одного слова другим вследствие неправильного понимания их значения или звукового сходства.
При построении предложений учащимися грубо нарушаются нормы согласования и управления. Затруднения в практическом овладении грамматическими закономерностями языка ограничивают понимание устной речи, а затем и читаемого текста,.
Наблюдаются грубые недостатки в произношении и различении звуков речи, нарушение слоговой структуры даже двусложных слов. Недостаточная готовность к овладению звуковым анализом и синтезом слов при отсутствии специальной работы в процессе обучения неизбежно приводит к специфическим (дисграфическим) ошибкам в письме и письменной речи.
Позднее начало речи и снижение мотивационного основы процесса обуславливают недостаточность коммуникативного опыта у детей с ОНР.
. Разговорная речь оказывается бедной, малословной, тесно связанной с определенной ситуацией. Вне этой ситуации высказывания детей непонятны. Развитие диалогической и монологической речи без целенаправленной логопедической работы не происходит.
Указанные отклонения в речи детей требуют комплексного воздействия для их преодоления и устранения значительных пробелов в общем речевом развитии.
Для решение комплекса коммуникативно-когнитивных задач, необходимых для усвоения программного содержания учебной области Язык и речевая практика, следует :
Ø -устранить дефекты звукопроизношения, проявления фонологического дефицита, аграмматизм, расширить лексический запас, и др.), то есть сформировать необходимую базу для усвоения теоретического курса русского языка;
Ø активизировать коммуникативные умения и навыки детей, развить диалогическую и монологическую речь на основе уточнения и обогащения различных форм речевой практики.
Курс « Русский язык» в коррекционной общеобразовательной школе является интегрированным, учитывает особые образовательные потребности детей с нарушениями речи и состоит из связанных между собой специальных разделов, направленных в целом на нормализацию речевого развития учащихся и усвоение программного материала.
РУССКИЙ ЯЗЫК В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ОБЩЕОБРАЗВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ V ВИДА –
ЭТО ИНТЕГРИРОВАННЫЙ КУРС ( структура)
ПРОИЗНОШЕНИЕ | ПРОИЗНОШЕНИЕ | ПРОИЗНОШЕНИЕ | РАЗВИТИЕ РЕЧИ | РАЗВИТИЕ РЕЧИ | ||||
РАЗВИТИЕ РЕЧИ | РАЗВИТИЕ РЕЧИ | РАЗВИТИЕ РЕЧИ | ||||||
ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ | ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ | РУССКИЙ ЯЗЫК | РУССКИЙ ЯЗЫК | РУССКИЙ ЯЗЫК | ||||
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ | ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ | ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ | ||||||
подготовительный класс | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
На специальных уроках развития речи учащиеся получают не только знания об окружающих их предметах, временах года, нормах общения, но практическую речевую подготовку. Они приучаются наблюдать, анализировать и обобщать различные процессы языковой действительности. На этих уроках ведется работа по развитию диалогической и монологической форм речи на основе обогащении и уточнении словарного запаса и практического овладения основными закономерностями грамматического строя языка.
На уроках произношения на основе коррекционных упражнений формируется правильное усвоение звуковой структуры, произношение и восприятие звука, а также первоначальный навык звукового анализа. На уроках развития речи и на уроках произношения учащиеся овладевают языком для повседневного общения с окружающими, получают основу для овладения грамотой, грамматикой, правописанием и чтением.
Обучение грамоте является не только средством приобретения первоначальных навыков правильного чтения и грамотного письма, но также одним из способов формирования устной речи, благодаря развитию познавательных процессов, наблюдениями и обобщениями в области речевых звуков.
Уроки литературного чтения предусматривают, помимо формирования техники чтения и решения общеобразовательных и воспитательных задач, использование чтения как коррекционного средства развития речи. Эти уроки являются эффективным средством закрепления правильного произношения звуков и слов различной слоговой структуры, накопление и обогащение словарного запаса, развитие грамматического строя языка, понимание синтаксических конструкций и овладение различными видами речи (описательной, повествовательной и т. д.)
Часы по русскому языку, предусмотренные учебным планом, распределяются следующим образом:
Название предмета | Подготов. | I класс | II | III | IV | ||
I полугодие | II полугодие | + подготов. | _ подготов. | ||||
Развитие речи | |||||||
Произношение | -- | -- | |||||
Обучение грамоте | -- | -- | -- | ||||
Русский язык | -- | -- | -- | -- | |||
Литературное чтение | -- | -- | -- | -- |
РАЗВИТИЕ РЕЧИ
Подготовительный-1 класс
Авторы: Г.В. Чиркина, Е.Н. Российская
КОММЕНТАРИЙ
Особенности речевого развития учащихся с общим недоразвитием речи определяют необходимость выделить в системе обучения языку самостоятельные уроки по развитию речи, предусматривающие обогащение речевой практики, в процессе которой учащиеся овладевают фонетическими и лексико-грамматическими закономерностями языка и учатся использовать речь как средство общения и сообщения.
Система развития речи представляет собой особое, отдельное направление коррекционной и учебно-воспитательной работы с детьми, имеющими нарушения речи, целевой установкой которого является:
1) развитие основных видов речи: устной — слушания и
говорения; основ письменной — письма и чтения;
2) формирование базовых психических процессов и функций, в наибольшей степени «ответственных» за полноценное развитие и коррекцию речевой деятельности учащихся;
3) приближение процесса обучения к процессу коммуникации, т.е. реализацию коммуникативного подхода в обучении;
4) создание позитивного отношения и устойчивых мотивов к изучению родного языка.
Таким образом, основной целью системы работы по развитию речи являются формирование и систематическое совершенствование у детей с нарушениями речи полноценных языковых средств общения и мышления (с учетом их взаимодействия).
Указанная цель определяет ряд частных задач, в т.ч.:
а) формирование и развитие различных видов устной речи (разговорно-диалогической, описательно-повествовательной, т.е. монологической) на основе обогащения знаний об окружающей действительности, развития познавательной деятельности (предметно-практического, наглядно образного и словесно-логического мышления);
б) формирование, развитие и обогащение лексической строя речи;
в) практическое овладение основными закономерностями грамматического строя речи;
г) подготовку лексико-грамматического материала для других разделов работы по языку — обучению грамоте, грамматике и правописанию, а также чтению и другим учебным дисциплинам.
Задачи уроков развития речи взаимосвязаны и должны решаться в процессе специально организованной речевой практики с использованием тренировочных упражнений, направленных на восполнение лексико-грамматических обобщений в качестве необходимой базы, формирующей и развивающей самостоятельную речевую деятельность детей.
Решение указанных задач позволяет охватить все направления речевой деятельности детей, обеспечить накопление речевого запаса (лексики, фразеологии, конструкции предложений), совершенствование всех сторон речевого развития.
Основной формой организации работы по развитию речи в специальной (коррекционной) образовательной школе V вида является урок.
С одной стороны, работа в рамках учебного курса должна быть построена так, чтобы на всех уроках и внеклассных мероприятиях осуществлялась работа по развитию и коррекции речи детей, т.е. развитие речи носит интегрированный характер.
Формирование звуковой стороны речи на материале различных синтаксических конструкций и коммуникативных моделей осуществляется в рамках основного курса «Произношение» (1-2-й классы специального (коррекционного) образовательного учреждения V вида).
Работа по развитию речи на уроках чтения включает: ответы на вопросы учителя-логопеда о прочитанном; выполнение устно-речевых послетекстовых упражнений; составление планов к рассказам; систематическую словарную работу по текстам изучаемых произведений.
На уроках грамматики , а затем и русского языка ,речь детей обогащается доступной лингвистической терминологией. Навыки связного высказывания формируются благодаря системе упражнений в составлении предложений, коротких текстов с привлечением изучаемого грамматического материала.
На уроках математики отрабатывается умение передать условие задачи, четко и точно сформулировать вопрос к математическому действию, составить логичный и лаконичный ответ задачи, т.е. также формируются навыки связного учебного высказывания.
Развитие речи осуществляется также и на уроках по основам безопасности жизнедеятельности, изобразительному искусству, ручному труду.
С другой стороны, «Развитие речи» является самостоятельным курсом Программы специального (коррекционного) образовательного учреждения V вида, что обусловливает его сложную структурную организацию, включающую такие взаимосвязанные компоненты, как:
1) цель и задачи развития речи учащихся .
2) принципы обучения речи и отбора речевого материала;
3) основные направления и содержание работы по развитию речи;
4) формы организации процесса развития речи;
5) методы формирования коммуникативных умений и коррекции нарушений средств общения;
6) диагностика состояния лексико-грамматического строя и связной речи учащихся .
7) технология оценки учебных достижений;
8) прогнозирование результатов обучения и коррекции общего недоразвития речи.
Очевидна направленность содержания обучения в начальных классах на практическое овладение навыками речи, которые должны находить применение в речевой деятельности детей, как устной, так и письменной.
Основой для развития речи является познание учащимися окружающей действительности, ознакомление с постоянно расширяющимся кругом предметов и явлений, в процессе которых углубляются знания школьников, развиваются способности различения, уточнения и обобщения в сфере предметного мира и тех отношений, которые существуют между предметами и явлениями. А это, в свою очередь, является тем средством, которое позволяет учащимся в процессе общения и обучения перейти от отображения в языке наглядных предметов , явлений и отношений к более отвлеченным и обобщенным явлениям и связям.
Поскольку речь является предметом обучения, то в основу ее формирования, коррекции и развития положены общие дидактические принципы:научность, систематичность, связь теории с практикой, с развитием наглядности, прочности, сознательности, активности, доступность и ведущая роль учителя в учебном процессе.
Коррекционная направленность уроков развития речи диктует необходимость использования и специальных принципов обучения,сформулированных Л.Ф. Спировой. Под специальными принципами понимаются общие положения, руководствуясь которыми учитель-логопед выбирает средства и способы коррекции. Остановимся подробнее на каждом из них.
В связи с тем, что объектом усвоения является речевая практика учащихся, развитие средств общения, овладение детьми смыслом речевого высказывания, к числу значимых специальных принципов коррекционного обучения относится функциональная направленность уроковразвития речи. Это объясняется тем, что речевые возможности формируются и развиваются только в ходе интенсивной речевой деятельности обучающихся, которая, в свою очередь, обеспечиваетнавыками и умениями в грамматическом оформлении материала, умели строить предложения в соответствии с задачей высказывания, т.е. использовать различные конструкции предложений в определенных разнообразных ситуациях и доступном им контексте.
В системе работы по формированию грамматически правильной речи центральным звеном является овладение простым распространенным предложением, посредством которого школьники учатся правильно выражать пространственные, временные, объектные, определительные и другие отношения. Одновременно учащиеся познают и закономерности морфологического изменения слов и предложений. Усвоение законов синтаксиса и морфологии происходит на основе использования метода грамматических противопоставлений, дифференциации значений.
В основу обучения должен быть положен принцип комплексности (нелинейного) овладениялексикой и грамматическим строем языка, т.е. работа по овладению лексической основой речи должна быть неразрывно связана с формированием морфологических навыков на синтаксической основе, так как только предложение является той единицей, которая позволяет выразить мысль.
Специфичным для логопедической диагностики является и следующий принцип: понимание значений изучаемых элементов структуры языка должно опережать включение их в активную речь в процессе общения; при этом максимальное внимание уделяется и развитию восприятия речи окружающих.
Поскольку речь — это сложное системное образование, необходимо соблюдать последовательность усвоения языкового материала и речевых навыков, умений и дифференцировать требования к этому процессу. При определении этапов обучения речи в условиях глубокого ее недоразвития принципиальное значение имеет учет, с одной стороны, закономерностей развития речи у нормально говорящих детей, с другой — особенностей речевого развития и потенциальных возможностей в овладении языком детьми с общим недоразвитием речи в процессе коррекционного воздействия.
При этом приоритетным является принцип опережающего развития смысловой стороны речи. Учитывая, что реальные условия общения возникают обычно при определенной конкретной потребности что-то сказать, о чем-то спросить или ответить на вопрос, использование ситуации в работе над развитием речи детей имеет большое значение.
Формирование грамматического строя речивключает модели синтаксических конструкций и морфологических категорий, которыми учащиеся должны овладеть практически. Указано, какой из ранее введенных в активную речь грамматический материал становится предметом специального изучения. Таким образом, выделены вводный грамматический (пропедевтический) и основной грамматический курсы.
Принципы отбора лексического и грамматического материала в Программе подчинены коммуникативным задачам. Они должны обеспечить в минимальные сроки использование детьми языка как средства общения. Критериями отбора языкового материала, подлежащего усвоению, являются его частотность, продуктивность и доступность усвоения.
Если лексический материал группируется по тематическим концентрам, то грамматический — по типовым структурам, способствующим образованию речевых стереотипов.
Предусмотрена также группировка лексики и по словообразовательным признакам. Дети должны познакомиться со словообразовательными моделями существительных, глаголов и прилагательных. Они должны научиться отбирать слова на основе соотнесения производящих и производных слов и выделения общности значения в тех изменениях, которые привносят суффиксы, приставки, окончания. Выделена для усвоения и группа слов, не имеющих номинативного значения (предлоги, союзы, междометия), без знания которых дети не могут овладеть структурой различного типа предложений и связной речью.
Языковой материал, используемый в процессе обучения, расположен в Программе в определенной последовательности, которая определяется нарастанием сложности, характеризующей речевое общение (от пассивной лексики к активному ее использованию), а также учетом общедидактических принципов: от легкого к трудному, с соблюдением постепенности и повторяемости (концентричности), от знакомого к незнакомому, от типичного к случайному.
Программой предусмотрена также взаимосвязь следующих разделов работы:
— «Работа над словом»;
— «Работа над предложением»;
— «Связная речь»;
— «Тематика для бесед».
В разделе «Работа над словом»представлены два направления.
В рамках первого из них предусмотрена работа по расширению словарного запаса, формированию представлений об обобщенном лексико-грамматическом значении слова (слова-названия предметов, действий и пр.), а также тренировка учащихся в правильном употреблении слов различных морфологических категорий в самостоятельной устной речи.
Второе направление работы обеспечивает формирование умения пользоваться различными способами словообразования.
В разделе «Работа над предложением»также предусмотрены два направления.
В соответствии с первым учитель работает над совершенствованием умения учеников строить словосочетания различных типов. При этом основной акцент делается на развитии умения строить предложно-падежные конструкции, расширении набора предлогов, имеющих различные значения.
Учащиеся с негрубой речевой патологией, как правило, знакомы с большинством пространственных предлогов, а также используют и другие предлоги в словосочетаниях со значением времени, совместности действия и пр. Но используют их неосознанно и нерегулярно, допуская ошибки на их замену и пропуск. В дальнейшем аналогичные ошибки встречаются в их письменных работах. Поэтому основное внимание в этом разделе должно быть уделено формированию умения осознанно конструировать словосочетания, включающие предлоги, и осознанно пользоваться ими в самостоятельной речи.
Соответственную работу следует проводить и при отработке словосочетаний, построенных по типу согласования.
Второе направление данного раздела предусматривает организацию упражнений по обучению детей конструированию и употреблению различных типов личного предложения. При этом важное место отводится таким видам работы, как моделирование и конструирование, способствующим формированию процессов анализа, синтеза и обобщения на синтаксическом уровне.
Формирование языковых навыков должно опираться на различные формы наглядности, не только предметной, но и в виде различных схем, знаков, и проводиться поэтапно, с подключением внешнего проговаривания. Алгоритмизация операций языкового анализа и синтеза позволяет учителю управлять процессом формирования умственных действий каждого ученика и, соответственно, повышать эффективность обучения.
В разделе «Связная речь»представлены те виды и формы связной речи, которые должны быть сформированы у учащихся на данном этапе обучения. Наиболее сложной для детей с нарушением речи является ее монологическая форма, так как требует умения выделять существенные стороны и свойства описываемого предмета, явления или события, которые должны быть логически связаны между собой и развиваться в определенной последовательности. Поэтому развитие связной речи требует предварительного обучения составлению диалогов, а также широкого использования наглядного опорного материала, что находит свое отражение в учебнике «Развитие речи» для 1 класса.
В«Тематике для бесед»указаны темы, на основе которых строится лексическая и грамматическая работа.
Объем учебного времени в рамках учебного курса определяется из расчета, представленного в таблице.
Класс | Кол-во учебных недель в учебном году | Объем учебной нагрузки, в часах | Вариант программы |
Подготовительный (0) | 0-IV классы | ||
I | |||
I | I-IV классы | ||
II | любой вариант | ||
III | |||
IV |
Программа обеспечивается учебниками «Развитие речи» для подготовительного класса (авторы О.Е. Грибова, Т.П. Бессонова) и «Развитие речи» для I класса (авторы Г.В. Чиркина, Е.Н. Российская).
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ