Род красноречия и жанры речи

Данная тема в теории риторики начиная с античного периода представлена широким спектром терминологии и классификаций, но все это приводит к определенного рода их пестроте и неопределенности. Обращаясь к основополагающему термину «Красноречие», мы уже находим как миниму три его понимания и соответственно определения:

1. Синоним «ораторское искусство», иногда – «риторика».

2. Дар хорошо и красиво говорить (в риторике нередко рассматривают как «естественное красноречие»)

3. Совокупность текстов, речевых произведений, принадлежащих определенной сфере коммуникации, которая соответствует одной из основных функций речи: общению, сообщению и воздействию. Поэтому на современном этапе развития риторики выделяют следующие роды красноречия как совокупность речевых произведений определенной сферы коммуникации и соответствующие им жанры речи (виды) – исторически сложившиеся устойчивые типы риторического произведения, единство особенных свойств формы и содержания, определяемое целью и условиями общения и ориентированное на предполагаемую реакцию адресата»[40]:

РОД РЕЧИ[41] ЖАНР РЕЧИ
Академическое красноречие - род речи, помогающий формированию научного мировоззрения, отличающийся научным изложением, глубокой аргументированностью, логической культурой. Лекция – это изложение научных сведений с целью обучения, ознакомления; Научный доклад; Научный обзор; Научное сообщение  
Судебное красноречие - это род речи, призванный оказывать целенаправленное и эффективное воздействие на суд, способствовать формированию убеждений судей и присутствующих в зале суда граждан. Адвокатская (защитное слово); Прокурорская (обвинительная речь).
Социально-политическое красноречие: к нему относятся выступ­ления на социально-политические, политико-экономические, соци­ально-культурные, этико-нравственные темы, выступления по во­просам научно-технического прогресса. Парламентская речь: в ней содержатся факты политического, экономического характера, оцениваются текущие события, анализируются положение в стране, события в мире и т.д. Военно-патриотическая речь посвящается вопросам воспитания любви к Родине, готовности встать на ее защиту, прославлению подвигов тех, кто сражался за свободу Отечества ; Дипломатическая речь произносятся обычно тогда, когда вручаются верительные грамоты представителями дипломатического корпуса зарубежной страны, когда ведутся переговоры на уровне глав государств, министров иностранных дел, послов и т. п. Митинговая речь по содержанию может быть политической, патриотической; звучит она на митинге, т. е. при стечении большого числа людей, и характеризуется призывностью, страстностью, эмоциональной напряженностью; Агитаторская речь близка к митинговой, но отличается от нее гораздо меньшим охватом слушателей и меньшим эмоциональным накалом, да и по времени она значительно короче. Доклад на социально-политические и политико-экономические темы; Отчетный доклад на собрании (конференции, съезде); Совещательная речь: назначение такой речи – давать советы, подсказывать нужные решения и преследовать конкретные, общественно-значимые цели; Деловая беседа состоит из следующих этапов: изложение вопроса; уточнение влияющих на выбор решения факторов; выбор решения; принятие решения и доведение его до собеседника.  
Социально-бытовое красноречие - это род красноречия по сфере употребления: речевое мастерство в бытовой сфере, способствующее культурному обогащению повседневного речевого общения, установлению и культивированию таких его форм, в которых отражаются национальные традиции, ценности духа и здоровый гедонизм бытия Юбилейная речь носит торжественный характер, они посвящаются каким-либо знаменательным датам или произносятся в честь отдельной личности; Застольная; Прощальная (надгробная речь); Приветствие; Развлекательная; Светская беседа - часть светского этикета и культуры общения. Она носит разный тематический характер погода, семья, искусство, литература и под. Рассказ – словесное изложение каких-либо событий; История: коммуникативная цель истории — не только передача сведений о происшедших ранее (в не определенный момент) событиях, но и подведение смыслового итога, резюме, сопоставление с оценкой современных событий и фактов.  
Духовное (церковное) красноречие Проповедь – речь, которую произносят с церковного амвона или в другом месте для прихожан и которая соединяется с церковным действием; Официальная речь – речь, адресованная самим служителям церкви или другим лицам, связанным с официальным действием.  

Представленная классификация родов и видов красноречия построена на принципе учета речевой ситуации (ситуации общения). Однако, хотя это существенный фактор в выборе оратором жанра, но далеко не единственный: цель речи, ее тематика и форма, реакция слушателя не в меньшей степени влияют на определение жанровой принадлежности на этапе изобретения речи.





Характеристику родов и жанров по цели речи можно представить следующим образом[42]:

РОД РЕЧИ ЖАНР РЕЧИ
Информационная речь – речь, формирующая в слушателях новое знание о мире Лекция(см. определение выше) Доклад – речь, с которой лицо, обладающее некоторым официальным статусом, обращается от себя или от имени своего коллектива, чтобы сообщить о новых результатах научной работы или общественной деятельности органа, коллектива и т.п. Сообщение - небольшое по времени (5–10 мин.) выступление, в котором рассматривается один небольшой вопрос или проблема. Инструкция – речь, содержащая систему правил/запретов, устанавливающих порядок и способ осуществления чего-либо. Консультация – речь, которая содержит объяснение сущности понятия, явления. предмета, процесса людям, которые собираются работать с этими предметами или осуществлять эти процессы, чтобы они могли сознательно применять в своей практике полученные знания. Если задача инструкции - ответить на вопрос КАК выполнить задание или обращаться с предметом, то задача инструкции – определить, ЧТО это за предмет, явление, задание, в чем его суть. Отчет – официальная речь, обращенная к ответственному лицу, коллективу или организации и содержащая анализ своей работы за определенный период или выполнения какого-либо задания. Мнение – это описание собственного восприятия предмета, субъективный комментарий к происходящему. Представление – речь при приеме на работу, на собеседовании, которая направлена на формирование у речевого оппонента убеждения в вашей высокой профессиональной подготовке и соответствии той вакансии, на которую вы претендуете. Беседа - это жанр речевого общения, в котором происходит: а) обмен мнениями по каким-либо вопросам; б) обмен сведениями о личностных интересах каждого из участников — для установления типа отношений; в) бесцельный обмен мнениями, новостями, сведениями (фактическое общение).
Эпидейктическая речь – это торжественная речь по случаю, имеющая своей целью создание у адресата определенного эмоционального состояния, настроения - чувства удовольствия, наслаждения, радости, гнева, негодования, презрения. Рамочные речи – выступления, не являющиеся центром мероприятия, но обрамляющие события: вступительное и заключительное слово, приветственное слово, благодарственное слово. Речь на презентации – эпидейктическое выступление, призванное предъявить общественности некоторый новый объект и сформировать к нему положительное отношение. Речь-поздравление: произносится на юбилейных вечерах с целью доставить удовольствие адресату путем выдвижения на передний план всего лучшего, что есть в предмете речи. Ответное слово – речь, произносимая в ответ на добрые слова (поздравление, похвалу, комплимент) или деяние (вручение награды, присвоение звания, продвижение по службе и проч.) и имеющая целью выразить признательность и положительное отношение к происходящему, доставить ответное удовольствие.
Убеждающая речь предназначена для того, чтобы воздействовать на мысли аудитории, формируя или изменяя ее существующие взгляды. Предметом убеждающей речи является спорный вопрос, то, что вызывает разногласие. Речь в прениях – выступление в рамках совещания, в котором оратор формирует определенную точку зрения на предмет речи, убеждает в предпочтительности или преимуществах предлагаемой точки зрения перед другими возможными или имеющимися. Возражение – речь, указывающая на несогласие со словами или действиями другой стороны, а также на слабые стороны ее позиции. Опровержение предъявляет антитезис к речи оппонента и показывает, что его тезис неправдободобен. Критика – речь, содержащая обсуждение и оценку общественно значимого события конкретным человеком (людьми) с целью обнаружения и исправления недостатков. Обвинительная речь содержит обоснование вины др. человека Оправдательная речь опровергает выдвинутые против человека обвинения. Заявление – решительное по тону выступление, предъявляющее позицию оратора по важному, общественно значимому вопросу.  
Призывающая речь: цель – воздействие на поступки слушателей; в ней обязательно содержится императивная модальность. Речь-предложение содержит описание механизма конкретных мероприятий по решению проблемы. Совет – речь, содержащая наставление, указание как поступить в том или ином случае. Просьба - обращение к кому-либо, призывающее удовлетворить какие-либо желания просящего. Обращение – официальная речь, в которой в интенсивной форме высказывается развернутый аргументированный призыв к общественно значимым действиям и которая предназначена для аудитории, не находящейся в отношении прямого подчинения оратору. Приказ - официальная речь, в которой в интенсивной форме высказывается развернутый аргументированный призыв к общественно значимым действиям и которая предназначена для аудитории, находящейся в отношении прямого подчинения оратору. Ультиматум – речь в форме категорического требования занять в указанный срок определённую позицию по какому-либо вопросу, совершить конкретное действие или выполнить др. условия, невыполнение которых может повлечь применение воздействия по отношению к оппоненту.

Еще одна классификация, существующая в теории речевых жанров, имеет под собой основание речевую позицию, которая может быть

● Постоянной, и тогда перед нами монолог – форма коммуникации, совсем или почти не связанная с речью собеседника ни в содержательном, ни в структурном отношении, ведущаяся одним лицом. Сюда относятся речевые жанры: лекция, доклад, обзор, обращение, приказ, ультиматум, реч на презентации, инструкция, отчет, обращение, просьба.

● Переменной, тогда мы говорим о

- диалоге– форме коммуникации, состоящей из регулярного обмена высказываниями-репликами, имеющими смысловую связь между двумя и более участниками: беседа, возражение, опровержение, критика

- полилоге – форме коммуникации, возникающей при непосредственном общении нескольких (обязательно более двух) лиц. Ситуативная связанность, спонтанность, нелинейность влияют на смысловую структуру полилога, при этом роль говорящего переходит от одного лица к другому, в противном случае разговор превращается в монолог.

Контрольные вопросы

1. В чем специфика понимания требований истинности тезиса и истинности аргумента в риторике?

2. Правильно ли построен силлогизм: «Все, находящие эту женщину невинной, должны быть против наказания её; вы — против наказания её, значит, вы находите её невинной». В чем ошибка?

3. Какой закон формальной логики нарушен при построении следующего высказывания: «Полупустое есть то же, что и полуполное. Если равны половины, значит равны и целые. Следовательно, пустое есть то же, что и полное». С какого рода ошибкой мы встречаемся в данном случае?

4. Какой закон формальной логики нарушен при построении следующего высказывания: «Один критянин сказал, что все критяне – лжецы»? С какого рода ошибкой мы встречаемся в данном случае?

5. Какой закон формальной логики нарушен при построении следующего высказывания: «Сегодня взлетная полоса покрыта льдом (тезис), ведь самолеты сегодня не могут взлетать (основание)»?

6. Чем отличается доказательство от внушения?

7. Назовите два этапа, составляющих механизм убеждения в последовательности их применения.

8. Назовите блоки логико-речевого доказательства.

9. На какую сферу воздействует внушение: рациональную или эмоциональную?

10. Какие виды аргументов используются при логическом и коммуникативном аспектах убеждения?

11. Чем отличается логический аргумент от риторического?

12. Какие ошибки возникают при построении аргументации, когда оратор нарушает закон достаточного основания?

13. Почему ложные доводы неприменимы в коммуникации?

14. Как вы полагаете, почему Цицерон считал, что «самое трудное в речи - начало»?

15. Чем отличается употребление этикетных формул во вступлении и заключении?

16. Чем отличается индуктивный метод изложения материала от дедуктивного?

17. Чем отличается исторический (хронологический) метод изложения от ступенчатого (стадиального)?

18. Какие основания существуют в риторической науке для классификации речей по жанру?

19. Чем отличается агитаторская речь от митинговой?

20. Как разграничить жанр рассказа и истории?

21. Каким жанровым признаком отличается речь-консультация от инструкции?

22. Чем отличается возражение от опровержения?

23. В чем специфика критики как жанра?

24. Чем отличается диалог от полилога?

Упражнения

Задание 1. [43]Найдите ошибки при построении тезиса и определите их характер.

1. Первый: Терпеть не могу гороскопы в газетах, никогда их не читаю. Такое впечатление, что каждая газета их выдумывает на ходу. Часто для одного знака зодиака в разных газетах можно прочесть противоположные или противоречащие предсказания. Да и вообще трудно поверить, чтобы все люди одного знака в один и тот же день разбогатели, влюбилисъ или отправились путешествовать. Поэтому я настаиваю, чтобы это место в газете было отдано не гороскопам, а новостям культуры.

Второй: Как вы можете так говорить! Составление гороскопов это древнее и сложное искусство. Вот моя подруга регулярно составляет для меня гороскопы на неделю или на месяц, и они почти всегда сбываются. Известно много случаев, когда гороскопы, составленные при рождении ребенка, потом очень точно осуществились (устная речь).

2. П. Дейнекин: Версия о том, что самолет в Иркутске разбился из-за плохого топлива, совершенно беспочвенна. Она распространилась с легкой руки симпатичной дамочки из программы Время, хотя для такого утверждения нет никаких оснований (ТВ, 4.12 1997г.).

3. С. Говорухин: Для защиты правительства и Моссовета использовались недозволенные приемы. Так, были привлечены армейские части, причем им здесь же ночью раздавались деньги за то, чтобы они сражались с защитниками парламента.

Е. Гайдар: Некоторые обвиняют Гайдара за то, что он стибрил миллион и раздал людям, которых призвал защищать Моссовет. Ну, про меня много всего говорят, но за людей обидно. Что же, вы считаете, что кроме как за деньги люди уже и не выйдут защищать демократию? (ТВ, 1.12.1993 г.).

4. Н. Сванидзе: Говорят, что выделенные на войну в Чечне деньги урывают генералы. Правда ли это?

А. Лившиц: Я не считаю, что это так. Это всё инсинуации средств массовой информации. Я уверен, что армия тут ни при чем, военнослужащие просто выполняют приказы. А те люди, которые возводят напраслину на армию, просто не любят Россию (ТВ, «Подробности», 15.12.1994).

5. — Конституция обязательно должна быть принята. Те кандидаты в парламент, которые ее критикуют, говорят, что она плохая, и призывают ее не принимать, просто не понимают, что если Конституция не будет принята, то наш парламент не будет иметь законной силы и все кандидаты, избранные в парламент, окажутся избранными неизвестно куда. Поэтому я бы советовал кандидатам в депутаты поостеречься с критикой, а проголосовать за тот проект, который представлен Президентом (В. Ф. Шумейко).

6.Какие только аргументы не выискивает западная пропаганда в попытках опорочить социалистическую демократию и превознести демократию буржуазную! Чего стоят, например, разглагольствования об отсутствии демократии в нашей стране, если сравнить социальный состав Верховного Совета СССР и Конгресса США. У нас 50,7 % депутатов — это рабочие и колхозники, 49,3 % — служащие; а в Конгрессе США 83 % депутатов — это банкиры и бизнесмены, 16 % — инженеры, врачи, преподаватели, 1 % (1) — люди остальных специальностей. Ясно, что комментарии здесь излишни: что к чему видно с первого взгляда («Правда», 1.10.1977).

7.Только благодаря нынешнему правительству мы, наконец, достигли некоторой стабилизации экономики. Именно поэтому правительство ни в коем случае нельзя сейчас менять. Я призываю вас проголосовать за объединение «Наш дом - Россия», поскольку в противном случае мы обрекаем себя на нестабильность в экономике, обострение всех конфликтов, гражданскую войну! (ТВ, 9.12.1995 г.).

Задание 2. Найдите, в представленных риторических текстах логические аргументы доказательства и определите их тип.

1. Пожалуй, никакие лесные пожары не нанесли столько ущерба нашим лесам, как обольстительный гипноз былой лесистости России. Истинное количество русских лесов всегда измерялось с приблизительной точностью. Официальные данные двух смежных советских учреждений о лесах страны в 1930 году разнятся в размере всех лесов Швеции, являющейся одним из трех лесных экспортеров в Европе. Через четыре года наша лесопокрытая площадь таинственно убавляется на 117млн. га, чтобы в следующем году, наоборот, возрасти на 62 млн. Еще загадочнее поведение лесов водоохранных: несмотря на усиленные рубки, площадь их с I9З6 по I9З8год возрастает на 3 млн. га, а в 1940-м сразу на 20 млн. (Л. М. Леонов).

2. — Еда штука хитрая. Есть нужно уметь; и представьте, большинство людей вовсе есть не умеют. Нужно же не только знать, что съесть, но и когда и как. И что при этом говорить, да-с! Если вы заботитесь о своем пищеварении, вот добрый совет: не говорите за обедом о большевизме и о медицине. И, боже вас сохрани, не читайте до обеда советских газет!

- Да ведь других же нет.

— Вот, никаких и не читайте. Вы знаете, я. произвел 30 наблюдений у себя в клинике. И что же вы думаете? Пациенты, не читающие газет, чувствовали себя превосходно. Те же, которых я специально заставлял читать «Правду», теряли в весе!

- …?
— Мало этого! Пониженные коленные рефлексы, скверный аппетит, угнетенное состояние духа.
— Вот черт!
— Да-с. Впрочем, что же это я? Будемте лучше есть.
(М. А. Булгаков).

3. По обсуждаемому вопросу я, прежде всего, должен обратить внимание Государственной Думы на то, что, по мнению правительства, он получает неправильное направление. Временные законы, которые вошли в силу вовремя приостановления действия Думы, могут быть отменены только согласно ст. 87 Основных государственных законов. Статья 87 гласит, что действие такой меры прекращается, если подлежащим министром или главноуправляющим отдельною частью не будет внесен в Государственную Думу в течение первых двух месяцев после возобновления занятий Думы соответствующий принятым мерам законопроект. Следовательно, самим законом установлен порядок прекращения такого врёменнго закона (П.А. Столыпин).

Задание 3. Определите, какого типа аргумент приводит автор в подтверждение своего суждения.

1. Джон Меррей — весьма эрудированный ученый., и крупный исследователь сказал: С точки зрения интеллекта, между одним и другим человеком самая большая разница заключается в количестве вещей, которые они могут видеть в одном кубическом метре вселенной. Разумеется, очень ценно, что человек может видеть в одном кубическом метре вселенной много вещей, но еще более важно уметь показать другим эти вещи; научить их находить самим то, что они раньше не видели (П. Сопер).

2. Сейчас модно ругать интеллигенцию, обвинять ее во всех наших неудачах и ошибках. Призывают даже отозвать представителей интеллигенции из органов власти. Однако необходимо помнить: как тонкий озоновый слой, предохраняет Землю от выжигания, так тонкий слой‚ интеллигенции защищает общество любой страны от одичания (Итоги , 17.04.1992).

3. Позвольте мне высказать свое отношение и в связи с этим посоветоваться. Думается, что предложение Станкевича о введении поименного голосования вообще заслуживает внимания. Давайте вспомним: по Брестскому миру, например, например, велось поименное голосование. Значит, могут и впредь возникать такие вопросы, когда появится необходимость в поименном голосовании (М. С. Горбачев).

4. Любите ли вы театр так, как я люблю его, то есть всеми силами души вашей, совсем энтузиазмом, со всем исступлением, к которому только способна пылкая молодость, жадная и страстная до впечатлений изящного? Или, лучше сказать, можете ли вы не любить театра больше всего на свете, кроме блага и истины?... Какое из всех искусств владеет такими мощными средствами поражать душу впечатлениями и играть ею самовластно.. В театре... тысячи глаз устремлены на один предмет, тысячи сердец бьются одним чувством, тысячи грудей задыхаются от одного упоения, тысячи я сливаются в одно общее целое я в гармоническом сознании беспредельного блаженства... О, ступайте, ступайте в театр, живите и умрите в нем, если можете! (В. Г. Белинский)

5. Который год мы разгадываем шарады. Предположим, освободилось место министра культуры. Страна у нас культурная, читающих много, все гадают: слушай, ну кто же будет? Есть один вариант, другой, третий, ничего не подходит, полгода нет министра. Ну мы привыкли, в конце концов зам. министра тоже неплохой. Вдруг после большого футбола, когда все обо всем забыли, маленькая информация: «В Президиуме Верховного Совета СССР»: товарищ Пилюлькин назначается министром культуры СССР. А потом выясняется через полгода, что товарищ Пилюлькин очень славный чёловек, но он плохо отличает драматический театр от оперного, и мы поставлены в такие условия, что культура гигантской страны пытается помочь ему, чтобы он уяснил себе место, куда его назначили. Вот вам и кадровая политика (И. II. Друцэ).

6. Эта война — самоубийство Европы! Только подумайте, сколько здорового, прекрасно мыслящего мозга выплеснуть на грязную землю во время этой войны, сколько остановилось чутких сердец! Это бессмысленное истребление человеком человека, уничтожение великих трудов людских не ограничивается только материальным ущербом — нет! Десятки тысяч изуродованных солдат долго, до самой смерти не забудут о своих врагах. В рассказах о войне они передадут свою ненависть детям, воспитанным впечатлениями трехлетнего ежедневного ужаса. За эти года много посеяно на земле вражды, пышные всходы дает этот посев. А ведь так давно и красноречиво говорилось нам о братстве людей, о единстве интересов человечества. Кто же виноват в дьявольском обмане, в создании кровавого хаоса? Не будем искать виновных в стороне от самих себя. Скажем горькую правду; все мы виноваты в этом преступлении, все и каждый (М. Горький).

Задание 4.Определите, какие требования, предъявляемые логикой к аргументам, нарушаются, в этих примерах:

1. — Вы сообщили, что рана нанесена пулей из пистолета тридцать восьмого калибра?
—Да,сэр.
—Значит, пулю нашли?
— Нет, сэр, пуля не была найдена,
— Как же тогда вы определили калибр?
— Частично по размеру раны, учитывая и тот факт, что пистолет, из которого был произведен выстрел, лежал под телом убитого.
— Если пулю не нашли, как же вы определили, что убийство было совершено именно из того пистолета, который находился под телом?
— Потому что из него недавно был произведен выстрел, потому что другого следа от пули нет и пистолет этот тридцать восьмого калибра (Э. С. Гарднер).

2. Желая привлечь новых пациентов, один американский врач-отоларинголог дал в газете такое объявление:

Около половины жителей США носят очки. Это еще раз доказывает, что без ушей жить нельзя. Принимаю ежедневно с 10 до 14 часов.

3. Пушкин был еврей. Его настоящая фамилия - Пушкинд. Факсимиле его собственноручной подписи часто воспроизводится, так что любой может в этом убедиться собственными глазами. Так и написано: Пушкинд. Кроме того, его брата звали Лев, прадедушку — Абрам, а бабушку и вовсе Сара. Что-нибудь не ясно?

Лермонтов тоже был еврей. По-настоящему его звали Лерман. Мойше Лерман. От нас это тщательно скрывают. Якобы у него и родителей-то не было, а воспитывала его бабушка. Не скроешь! Да стоит только приглядеться к его сочинениям. Как положительный персонаж, так сразу Бэла. А ведь русский человек такого имени на дух не переносит.

Эти Пушкинд и Лерман были невыездными. Зато потом началось. Как русский писатель — шасть за границу и давай очернять. Вот хоть Гоголь естественно, тоже еврей. Настоящая его фамилия Янонский. Все-то его в Палестину тянуло. Знаем, зачем. Полжизни просидел за границей, в прекрасном далеке (каковы выраженьица у этого махрового русофоба ?), очерняя оттуда нашу светлую действительность. Написал про русских людей роман и назвал его «Мертвые души». То есть погубить нас всех хотел. Да не вышло... (Т. Толстая.).

4. На Нью-йоркской фондовой бирже есть даже специальное цифровое табло, иллюстрирующее народный капитализм в действии: в1952г. в США было 6 миллионов держателей акций через 10 лет — I7 миллионов, в 1969 году — 26 миллионов. Но подобные цифры, как и вся остальная аргументация, лишь примитивный трюк, рассчитанный на неискушенного обывателя. Ведь в числе держателей ценных бумаг и люди, у которых по 1—2 акции, и те заправилы Уолл-стрита, у кого их миллионы. Поэтому попытки капитализма приспособиться к новым условиям не ведут к его стабилизации как общественной системы. Общий кризис капитализма продолжает углубляться (Е. А. Ножин)

Задание 5. Выделите основные композиционные части в данном выступлении. Какой прием организации вступления и какая речевая форма заключения используются в данном тексте? Определите жанр речи.
Дорогие друзья, коллеги и гости нашего города!
Когда возникла идея проведения настоящей презентации, никто из нас, сотрудников строительной компании «Стройлюкс», не сомневался в необходимости реализации этого проекта. И этот проект - отнюдь не самореклама, а искреннее желание подготовить грамотного потребителя: ведь общаться и работать с компетентным клиентом значительно легче, чем с человеком несведущим. Именно поэтому цель нашей презентации - познакомить жителей города с ведущими строительными организациями, рассказать о рынке недвижимости и, конечно же, ответить на волнующие потребителя вопросы. А вопросов действительно много: как сориентироваться в современном рынке недвижимости? Как распознать плюсы и минусы объекта недвижимости? Какой способ расчетов использовать? Как правильно оформить необходимые документы?
Сегодня уже никто не довольствуется только рекламными обещаниями компаний, все стремятся выработать свою точку зрения на происходящее, особенно если это касается такой близкой каждому человеку проблемы, как приобретение жилья. Именно поэтому в процессе проведения настоящей презентации мы постараемся следовать принципу объективности: мы проанализируем как положительные, так и отрицательные тенденции современного рынка недвижимости, рассмотрим существующие и возможные риски в этой области. Именно объективность, на наш взгляд, - это тот критерий, который вызывает доверие. А доверие, основанное на знании, - залог успешного сотрудничества Застройщика и Инвестора, Продавца и Покупателя.

Мы надеемся, что сегодняшняя презентация поможет многим выйти из лабиринта рынка недвижимости, даст ответы на волнующие вопросы.
И конечно же, «Стройлюкс» всегда готов оказать вам реальную помощь в решении жилищного вопроса. Наши специалисты проконсультируют вас по вопросам приобретения и оформления жилья, подберут для вас наиболее приемлемые варианты квартир как на рынке вторичного жилья, так и в новых домах, строительство которых ведет наша компания.
Мы верим, что наше сотрудничество будет плодотворным: его результатом станет приобретение вами желанного жилья. Ведь ДОМ для любого человека - это главная жизненная ценность, это смысл настоящего и основа будущего.

Задание 6. Какие методы изложения использованы И. Бродским в приведенном фрагменте его «Нобелевской лекции»?

Пишущий стихотворение, однако, пишет его не потому, что он рассчитывает на посмертную славу, хотя он часто и надеется, что стихотворение его переживет, пусть ненадолго. Пишущий стихотворение пишет его потому, что язык ему подсказывает или просто диктует следующую строчку. Начиная стихотворение, поэт, как правило, не знает, чем оно кончится, и порой оказывается очень удивлен тем, что получилось, ибо часто получается лучше, чем он предполагал, часто мысль его заходит дальше, чем он рассчитывал. Это и есть тот момент, когда будущее языка вмешивается в его настоящее. Существуют, как мы знаем, три метода познания: аналитический, интуитивный и метод, которым пользовались библейские пророки, - посредством откровения. Отличие поэзии от прочих форм литературы в том, что она пользуется сразу всеми тремя (тяготея преимущественно ко второму и третьему), ибо все три даны в языке; и порой с помощью одного слова, одной рифмы пишущему стихотворение удается оказаться там, где до него никто не бывал, - и дальше, может быть, чем он сам бы желал. Пишущий стихотворение пишет его прежде всего потому, что стихотворение - колоссальный ускоритель сознания, мышления, мироощущения. Испытав это ускорение единожды, человек уже не в состоянии отказаться от повторения этого опыта, он впадает в зависимость от этого процесса, как впадают в зависимость от наркотиков или алкоголя. Человек, находящийся в подобной зависимости от языка, я полагаю, и называется поэтом (И. Бродский).

Ответы к заданиям

Задание 1.

1.Софизм (подмена пункта разногласия), сужение тезиса

2. Инсинуация

3. Расширение тезиса

4. Софизм (подмена тезиса)

5. Перевод вопроса на точку зрения вреда/пользы

6. сужение тезиса

7. Утопленный тезис

Задание 2.

1.Статистика

2.Терминлогия

3.Нормативно-правовые акты

Задание 3.

1.Ссылка на авторитет

2. Образный аргумент (фигуральная аналогия)

3. Иллюстративный тип (конкретный пример)

4. Побуждающий довод

5. Иллюстративный тип (условный пример)

7. Оценочный аргумент, косвенная угроза.

Задание 4.

1.Ошибка «Порочный круг», нарушено требование достаточности

2. Ошибка «Не следует», нарушено требование достаточности

3. Ошибки «Ложный довод» и «Не следует», нарушены требования истинности и достаточности

4. Ошибки «Не следует» и «Поспешное (ложное) обобщение», нарушены требование достаточности и требование автономного обоснования аргумента.

Задание 5.

Это жанр эпидейктической речи - речь на презентации. В ней допущена одна из грубейших ошибок – отсутствие основной части, поэтому в ней выделяется только вступление и заключение. Прием организации вступления – естественное начало; речевая форма заключения – пожелание аудитории.

Задание 6. Здесь используются концентрический и индуктивный методы.

ПРОИЗНЕСЕНИЕ РЕЧИ

УСТАНОВЛЕНИЕ И ПОДДЕРЖАНИЕ КОНТАКТА.

Е. А. Юнина, Г. М. Сагач полагают, что контакт оратора с аудиторией предполагает: 1) управление собственным поведением; 2) управление поведением аудитории; 3) корректировку речи по ее ходу. Контакт с аудиторией может установиться не сразу, его установление может потребовать некоторого времени и специальных усилий, приемов.

Управление собственным поведением. Чтобы контакт с аудиторией был постоянным, оратор должен:

· говорить уверенно, выразительно, эмоционально. Однако уверенность не должна перестать в безапелляционность, а эмоциональность лучше несколько сдерживать. Нельзя не согласиться с П. Сопером, который писал, что слушатель испытывает чувство неловкости при виде эмоционального разгула оратора. Вспомним знаменитое: “Александр Македонский, конечно, великий человек, но зачем стулья ломать?” В связи с этим предпочтительнее обращаться к фактам, вызывающим эмоции, нежели к самим эмоциям;

· вести себя естественно: Во время выступления аудитория внимательно следит за поведением оратора. Жестикуляция оратора должна быть естественной, умеренной, разнообразной.[44] Установлению контакта оратора с аудиторией мешают лишние, механические движения взгляд в пространство. Если выступающий переминается с ноги на ногу, раскачивается, топчется на месте, смотрит на аудиторию, как в пустое пространство, то подлинного взаимопонимания между оратором и слушателями не будет[45];

· держать весь зал в поле зрения;

· часто обращаться к слушателям. К числу контактоустанавливающих речевых действий относятся: обращение, приветствие, комплимент, прощание. Обращения следует употреблять и в центральной части выступления, чтобы активизировать внимание слушателей. Начинать выступление без обращения и приветствия можно лишь на сугубо деловом совещании в узком кругу специалистов, встречи с которыми происходят достаточно часто[46];

реагировать на поведение слушателей[47];

· отдавать предпочтение форме беседы. Выступление должно выглядеть как откровенный разговор с аудиторией. П. Сопер писал: “Публичная речь должна обладать качествами хорошего собеседования с некоторыми поправками в отношении голоса, манер и темы для полного соответствия с обстановкой выступления”. Эта же идея выражена и Д. Карнеги: “Хорошее выступление — это прежде всего разговорный тон и непосредственность, несколько акцентированные. Разговорность ораторского выступления существенно повышает доверие к оратору, а значит — и к содержанию его речи”;

· стремиться донести мысль до людей. Нужно не только иметь, что сказать, но и иметь потребность это выразить и сообщить об этом другим. Слушатели должны видеть, что все это говорится именно для них, что именно они важны для оратора и оратору хочется, чтобы именно они узнали о том, что он им сообщает. Это качество публичного выступления можно назвать “обращенностью оратора к аудитории” — без такой обращенности выступление воспринимается и усваивается неизмеримо хуже. Искренность, потребность высказаться перед данной аудиторией должны быть видны, должны ощущаться на протяжении всего выступления.

Управление поведением аудитории. Оратор, выступающий перед аудиторией, постоянно получает информацию о состоянии аудитории, ее настроении в отношении к нему самому и сообщаемой им информации. Оратор должен постоянно “считывать” эту информацию и при необходимости вносить коррективы в свое выступление. Однако для того, чтобы “читать” аудиторию и правильно понимать поступающие сигналы, необходимы наблюдательность и некоторый практический навык.

Выделяют несколько категорий слушателей:

1. Позитивно настроенная аудитория (таких людей в среднестатистической аудитории обычно около 30%). Это слушатели, у которых есть интерес к теме или к оратору как личности. Эта аудитория хорошо реагирует на одностороннюю восходящую аргументацию. Выводы в позитивно настроенной аудитории можно не формулировать эксплицитно — аудитория может сделать вывод<

Наши рекомендации