Приемы эмоционально-образного постижения литературного произведения

ПРИЕМЫ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОБРАЗНОГО ПОСТИЖЕНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Словесное рисование и иллюстрирование с.1.

Прием домысливания с.3.

Творческий пересказ с.3.

Составление киносценария, кадроплана с.8.

Стилистический эксперимент с.12.

СЛОВЕСНОЕ РИСОВАНИЕ И ИЛЛЮСТРИРОВАНИЕ

Словесное иллюстрирование предполагает достаточно точное воспроизведение авторской картины. Больше фантазии, выдумки допускает устное словесное рисование,которое предполагает, чточитатель, опираясь на образы писателя, детализирует свое видение в картине, которую словесно воспроизводит, описывает. Сущность словесного рисования заключается не в рассказе об увиденном, а в описании ви́дения.

В устном словесном рисовании есть, с одной стороны, опасность простого пересказа текста, с другой – возможность произвольных ассоциаций. Предлагая ученикам устно создать иллюстрацию к произведению, учитель не должен ставить их в позицию сложного соревнования с художником слова. Нецелесообразно применять этот прием, если писатель сам подробно нарисовал портрет героя или пейзаж. Словесное иллюстрирование, в отличие от словес­ного рисования, может использоваться при наличии в тексте подробного описания (каморки Герасима в повести И.С.Тургенева «Муму»).

Словесное рисование уместно в следующих случаях:

1) действия, события, образы, не описанные автором подробно, а только обозначенные;

В тексте есть «опущенные» автором события или временные лакуны.

Там, где писатель детализирует описание, дети не могут выразить свое видение героя. «Лакуны» требуют сотворчества читателя, достраивания образов или ситуаций до целостных. Дорисовывать можно сцены, эпизоды, портреты, интерьер, пейзаж.

Алгоритм выполнения учениками словесного рисования

Выделите ключевые слова, относящиеся к художественному образу (сцене).

Представьте картину, которую вы хотели бы словесно нарисовать.

3. «Создайте» контурный рисунок, описав действующих лиц и место, где происходит событие.

Добавьте необходимые детали из текста или из своего воображения.

5. «Раскрасьте» контурный рисунок.

Используя данный прием, учитель сам должен быть готовым ярко обрисовать картину, на которую иногда только намекается в тексте.

ПРИЕМ ДОМЫСЛИВАНИЯ

Придомысливаниисюжета учащиеся сосредоточены на том, что могло предшество­вать развитию событий, описанных в книге (пролог), как могла сложиться дальнейшая судьба героев после завершения сюжета (эпилог) и какие события могли взаимодейство­вать с описанными в произведении (вставная глава). Здесь вполне допустимо включение новых сцен и персонажей.

Если в творческом пересказе отражается разное отношение героев к одному и тому же событию (при этом оно не всегда совпада­ет с мнением читателя), то при домыслива­нии сюжета, как правило, выявляется точка зрения читателя, который заинтересован в дальнейшей судьбе понравившихся ему лите­ратурных персонажей.

Творческий пересказ, пролог, эпилог либо вставная глава к произведению могут быть воплощены в виде внутреннего монолога, в жанре дневниковой записи либо пись­ма.

ТВОРЧЕСКИЙ ПЕРЕСКАЗ

Творческий пересказ предполагает воспроизведение текста с элементами до­мысли­вания и фантазирования. Он может быть с изменением лица рассказчика (грамма­тиче­ской формы повествования).

1) личность героя-рассказчика раскрывается в произведении (как правило, задание предлагается от лица главных героев, что позволяет читателю следовать «логике ха­рак­тера»);

2) имеется естественная возможность для предполагаемого рассказа:

а) о нём упоминается, но сам рассказ не приводится, либо «в произведении не сообща­ет­ся о том, что о каком-либо событии поведал сам герой, но такой рассказ мог быть ес­тественным при определённых условиях» и использоваться как бы в каче­стве вставной главы либо одного из типов речевой коммуникации (монолога, письма, дневниковой за­писи), не воспроизведённых автором;

б) выбирается рассказчик и предполагаемый собеседник, от которых будет зависеть характер рассказа, его стилистика;

в) определяется условная ситуация и основной мотив рассказа;

3) в произведении не передаётся внутреннее состояние героя, но читатель может «раз­гадать» его на основе:

а) повествования о событиях (участником или свидетелем которых мог выступить из­бранный в роли рассказчика персонаж);

б) описания порт­рета, пейзажа, а также мимики, поз, жестов, движений, интонации речи героев, если они несут определённую психологическую характеристику.

Творческий пересказ обогащает речь, способствует проникновению в текст, поэтому стоит сохранять в старших классах в измененной форме заочной экскурсии(«По грибоедовской Москве», «Губернский город N», «Петербург Достоевского»).

СОСТАВЛЕНИЕ КАДРОПЛАНА, КИНОСЦЕНАРИЯ

Если словесное рисование и иллюстрирование воспроизводят статичные картины, то раскадровка– это воссоздание отдельного эпизода в движении через ряд статичных картин (план в картинках иликадроплан). Отбор и последовательность кадров, смена одного кадра другим и их чередование создают иллюзию движения и требуют от уча­щихся умения логически мыслить.

В ходе выполнения работы ученики убеждаются, что не все можно перевести на экран (неповто­римость художественного слова). Кадроплан может стать основой киносценария. Уместен особенно в тех случаях, когда изучается произведение большой формы и дети начинают уставать от работы над ним. Выбирается такой отрывок, в котором динамизм сюжета сочетается с яркими характерами, глубокими переживаниями.

Кадроплан может быть текстуально-описательный, текстуально-графический, изобразительно-графический и в форме таблицы. Последний вид напоминает киносценарий. Однако основное отличие сценария фильма (спектакля) от кадроплана состоит в содержании работы, основанной на несколько ином, чем при раскадровке, способе ин­терпретации текста: перевод повествования в диалог в сценарии и воссоздание картин и образов, последовательно сменяющих друг друга, в кадроплане.

Для раскадровки, киносценария и сочинения-инсценировки подбираются те­матически законченные небольшие по объёму эпизоды с ограниченным количеством действующих лиц.

При составлении сценария используются элементы словесного рисования: например, в описании декораций, героев и эскизов их костюмов; в авторских ремарках, создающих своеобразную мизансцену; в описательно-повествовательной речи героев. Воссоздание реплик героев и монологов имеет много общего с творческим пересказом.

Создание киносценария – своеобразный прием литературного анализа. В ходе его дети не только учатся понимать язык кино, но глубже и пристальнее всматриваются в литературный текст. Для того чтобы написать киносценарий по литературному произведению, надо пережить его, по-настоящему увидеть его героев.

Алгоритм составления киносценария

1. Подготовительная работа: 1) выразительное чтение эпизода; 2) обсуждение вариантов названия киносценария, определение общего мотива сценария;3) определение места, где будут развиваться события фильма, установление количества «киноэпизодов»; 4) определение героев, участников событий, – действующих лиц фильма: главные, второстепенные; 5) составление плана, определение места и роли каждой части киносценария в целом произведении.

2. Работа над киноэпизодами: 1) определение количества кадров киноэпизода; 2) обсуждение содержания нескольких начальных кадров:а) тип плана кадра (крупный, средний, общий); б) описание героев;в) озвучание кадра; г) смена планов;

3. Самостоятельная работа над киноэпизодами.

4.Обсуждение результатов.

Можно организовать работу в группах. Каждая группа работает над одной частью киносценария.

Стилистический эксперимент – замена или изъятие элементов текста (слово, выражение, фраза, фрагмент).

Типы трансформаций:

1. Языковые (стилистические): пропуск или замена слов и выражений (подбор синонимов, антонимов), изменение конструкции предложения и др.

2. Структурные: исключение (перестановка) эпизодов, «изъятие» (замена) героя, сюжетной линии.

3. Концептуальные: изменение заглавия, имени героя, нарушение авторской логики, места и времени действия; изменение стихотворного размера и пр.

10.Выразительное чтение в системе литературного образования: место и роль, цели, методика обучения.
Обучение выразительному чтению, особенно поэтических текстов, сливается с их анализом.

В то же время выразительное чтение является итогом, следствием аналитической работы над произведением, приемом, который на завершающем этапе изучения восстанавливается целостность, свежесть его восприятия учащимися и обеспечивает более глубокое проникновение в авторский замысел.

В практике преподавания используются два основных вида выразительного чтения учителя: чтение с целью эмоционального воздействия произведения на учащихся и чтение, которое включает в себя также различного рода комментарии. Выразительное чтение учащегося заключает анализ, подытоживает всю работу, служит показателем глубины проникновения в текст.

Важны предварительные тренировочные упражнения:

– чтение одного предложения с различной интонацией,

– чтение вслед за образцом,

– прослушивание нескольких различных исполнений одного произведения и обсуждение их манеры,

– конкурс чтецов.

Основные приемы обучения выразительному чтению.

1. Показ (на первоначальной стадии обучения– наиболее эффективный прием работы).

2. Расстановка партитурных значков(см. приложение). Разметку текста условно называют «нотами» выразительного чтения или партитурой.

3. Прием сопоставления.Данный прием побуждает к обсуждения, оценке, предупреждает от формального копирования, подражательства.

Б.А.Буяльский выделяет следующие его разновидности:

1. Сопоставление исполнения учащегося с исполнение учителя, когда после показа учителя читает ученик.

2. Сопоставление особенностей исполнения двух и более учащихся.

3. Сопоставление контрастно звучащих вариантов в исполнении учителя.

Структура урока обучения выразительному чтению

1.Вступительное слово учителя (создает атмосферу заинтересованности изучаемым произведением, объясняются выражения, слова, без которых не будет понятен смысл текст).

2.Образцовое чтение (учитель, чтение мастеров в записи, подготовленный ученик).

3. Анализ текста, определение в связи с ним исполнительской задачи.

4. Деление текста на части, звенья (самостоятельно, коллективно с помощью учителя).

5 .Обучение чтению отдельных отрывков текста:

– комментарий к части – идейный, исторический, биографический, лексический, ритмический;

– упражнения в произнесении трудных слов, словосочетаний;

– разметка самых трудных мест в партитуре;

– обсуждение возможных вариантов исполнения части, определение частных исполнительских задач.

6. Начитывание текста целиком несколькими учениками, выявление достоинств и недостатков в их манере исполнения.

7. Выразительное чтение всего текста.

Наши рекомендации