Изучение эпических произведений в школе.
Методика анализа эпического произведения в значительной степени опирается на своеобразие рода и жанра. Вот как решает в данном случае проблему анализа произведений М. А. Рыбникова: «Методические приемы диктуются природой произведения... Балладу можно разобрать с помощью плана, но вряд ли следует планировать лирическое стихотворение. Маленький рассказ читается и разбирается в полном его объеме. Из романа мы выбираем отдельные, ведущие главы и одну из них читаем в классе, другую дома, третью тщательно разбираем и пересказываем близко к тексту, четвертую, пятую, шестую разбираем в более быстром темпе и пересказываем кратко, отрывки из седьмой и восьмой глав даются в форме художественного рассказа отдельными учениками, эпилог рассказывает классу сам учитель. Загадка отгадывается и повторяется наизусть, пословица объясняется и сопровождается житейскими примерами, басня разбирается в расчете на осознание выраженной в ней морали».
Широкие рамки повествовательной формы, которую представляет собой роман, позволяет вместить в него и историю человеческой жизни, и картину общественных нравов, и обрисовку социальных условий, и воспроизведение огромного многообразия человеческих характеров.
Поскольку основным недостатком восприятия эпических произведений особенно после их самостоятельного чтения оказывается отсутствие целостности, то одной из задач анализа является воссоздание этой целостности, причем внимание к жанру произведения играет в решении этой задачи немалую роль. Система анализа эпических произведений в старших классах строится на использовании многообразия методов и приемов анализа. В работе со старшеклассниками особое внимание следует уделить выбору глав, эпизодов, описаний и обобщениям после наблюдений над отдельными частями текста, особенно в условиях обзорного изучения. Важное значение в чтении и анализе текста имеет обдумывание авторской позиции, его концепции человеческой личности. В первую очередь следует обратиться мыслями и чувствами к автору произведения, к его мировосприятию, к его художественному мировоззрению.
Внимание к позиции автора, к его нравственным, гражданским и эстетическим идеалам помогает формированию нравственных чувств учащихся — причем именно в процессе чтения, целостного восприятия и анализа. Повышение читательской культуры учащихся, углубление их непосредственного восприятия, необходимость сознательного отношения к науке о литературе, к школьному анализу требуют от учителя новых поисков вариантов содержания, задач, форм и методов проведения уроков и внеклассных занятий. В проведении анализа на первый план выдвигается умелое руководство деятельностью учащихся, обобщение результатов творческих самостоятельных работ, постановка проблемных вопросов, помогающих выделить в учебном материале главное, существенное.
29,30 Пути. Существуют 3 пути анализа:
1) вслед за автором (по ходу действия); 2) пообразный( в центре – образы); 3) проблемно – тематический (выделение проблем и тем произведения); 4) смешанный (комплексный). (сочетающий в себе 2-3 пути).
Чаще всего учителя пользуются смешанным путем, почти нет в практике чистого пути.
Путь вслед за автором:
1. Произведение изучается приближенно к первичному читательскому восприятию. Цель такого пути – углубить эмоционально – образное воздействие на ученика.
2. Внимание учеников привлекается к опорным эпизодам, авторским ремаркам, отступлениям, и каждый эпизод рассматривается как этап в развитии авторского замысла и главной идеи произведения.
3. В центре опорных эпизодов и авторских комментариев стоят характеры литературных героев, которые раскрываются по ходу развития сюжета.
Рыбникова: «От поступка к характеру, от события к смыслу».
4. Такие компоненты художественной формы, как авторские отступления, картины природы, язык героев, речь повествователя, не обособляются от целостного восприятия произведения, а рассматривают попутно, в процессе чтения или анализа опорных эпизодов.
5. Философские, нравственные, эстетические проблемы произведения рассматривают в их свойственном возникновении в связи с конкретной ситуацией.
6. Изучение произведения заканчивается выводом о его объективной идее и его современном значении.
«+» этого пути:
- естественный порядок разбора, повторение процесса чтения на высшем уровне позволяет следовать за развитием мысли автора и увидеть произведение в единстве формы и содержания;
«-» этого пути: опасность растворения в тексте, превращение анализа в сплошное комментирование.
Пообразный путь наиболее привычен в школе и включает в себя:
1. Произведение охватывается целиком и его идея раскрывается путем вычленения судьбы центрального героя;
2. с связи с главным героем рассматриваются другие персонажи, группировка их по различным признакам (социальным, семейным и тд).
3. идейно- художественная функция у произведения раскрывается через систему образов.
4. выбор опорных героев, эпизодов. Определенное значение данного образа.
5. одно из звеньев этого пути – организация прочтения произведения дома, организация самостоятельной работы над образом.
Характеристика литературного героя: 1. Биографические сведения; 2. основные качества личности; 3. поступки; 4. взаимодействие с окружающими; 5. портрет; 6. речь; 7. авторская характеристика; 8. читательское отношение к герою.
Образ героя (характеристика входит + дополнительно): 1. работа писателем над образом; 2. прототипы героя;3. разнообразные приемы раскрытия образа; 4. место персонажа в системе образов; 5. типичность персонажа (если это реалистическое произведение); 6. суждение критиков; 7. воссоздание персонажа в других видах искусства (фильмы, театральные постановки); 8. значение образа в истории литературы и в общественной жизни; 9. современное понимание образа.
Пообразный путь соответствует задачам литературы, искусства. Это традиционный анализ, дает оптимальные результаты. Но в последнее время появляются штампы, начали боятся этого пути, делить героев на положительные и отрицательные.
Проблемно – тематический путь.Путь вслед за автором – путь для средних классов. Проблемно – тематический путь – высший путь анализа, для старших классов, путь глубокого проникновения в произведение.
1. Выдвижение из всего содержания произведения тех или иных филологических, социальных, нравственных, эстетических проблем в зависимости от их значимости в тексте.
2. Рассмотрение тематики и проблематики произведения в их системе и взаимозависимости.
3. Выбор эпизодов главным образом в связи с определенными темами и проблемами.
4. Проблемное изучение произведения предполагает как постановку перспектив вопроса, так и более частных вопросов.
5. Анализ по проблемам и темам не означает отказа от анализа формы произведения.
«+» этого пути: дает целостное представление о произведении, охватывает произведение с разных сторон.
«-» этого пути: можно опустить частности, детали.