Публицистический стиль: стилеобразующие факторы, жанровая характеристика текстов, языковые особенности.
Специфика публицистического стиля
Газетно-публицистические тексты строятся на единстве экспрессивных и стандартизованных элементов. Частое использование одних и тех же выражений в одних и тех же ситуациях приводит к трате тем или иным выражением яркости, необычности, выразительности, и в результате этого выражение становится либо клише, либо штампом
Роль публициста включает в себя и индивидуальные черты, и типовые. В тексте, создаваемом публицистом, отражается стиль его поведения
Специфика публицистического стиля в том, что это стиль социальный. Публицистика — язык власти, политики и экономики
Социальность выражается в том, что он сведает за изменениями в обществе, внутренними и внешними. Современный публицистический стиль, конечно, мало чем напоминает публицистику конца 19-начала 20 века
Характеристика совр публ стиля, тенденции:
- расширяются функции публицистики, сферы ее применения(реклама, пиар, интернет)
- журналистика все более отделяется от литературы, приобретая деловой информативный характер
- медиатекст все дальше уходит от печатного и существует в нескольких ипостасях — бумажный, звучащий, визуальный, текст интернета
- по наблюдениям солганика современный публ текст — это полифонический коммуникативный продукт, результат так называемой технологической конвергенции
- подвергаясь неприрывным и многоразовым воздействиям со стороны, публицистика меняет свой речевой и языковой облик. Исследователи отмечают появление целых словообразовательных гнезд (вип, виповский, фитнес и тд)
- в любом стиле существует рамка общения — адресант, сообщение, адресат. Эта схема меняется. Для каждой эпохи есть свой тип автора
- в сферы публицистики внедрился интернет, создаются интернет-жанры, правила
Особое место в публ стиле определяет его специфика в сравнении с разг и худож речью. Совпадение выражается в том, что все они используют при создании текстов разных жанров языковые средства разных стилей, но между этими стилями сущ и отличия:
- разный характер информации
- по-разному выполняют функцию воздействия
- агитационно-пропагандистский характер, в отличие от худож текстов ( эмоции, эстетическое восприятие)
- газета является популяризатором знаний в области техники, литературы, и вся эта информация представляется обобщенно
- в публицистике — структура авторского "я" более сложна. Она включает социальные грани личности
- разница в количестве участников
- в публ проблема фиксирована, в разговорной — нет
- публ речь — подготовлена, разг — нет
- Публ — дистантное общение
Общая характеристика газетно-публицистического стиля.
Публицистическая речь отличается от научной характером информации и целеустановкой сообщения этой информации
В научном информация обычно фиксированная, постоянная; цель — сообщение. В публ — информация может быть временной, цель — не только сообщить, но и воздействовать
Стилеобразующие факторы
• выполняемые функции языка:
1). информативная
Информация не только описывает факты, но и отражает мнения, настроения, комментарии и размышления автора. Здесь не ставится задача всестороннего описания того или иного явления, публицист стремится писать о том, что вызывает интерес у определенных общественных групп, и выделяет те стороны жизни, которые важны дл его потенциальной аудитории. Гл цель информативной функции- убедить в необходимости знания данной мнформации
2). Коммуникативная
Коммуникативность публ стиля заключается в том, что тексты создаются для широкой аудитории. Здесь учитывается обратная связь(письма, звонки читателей и тд)
3). Экспрессивная
Публ текст обычно отражает эмоциональное отношение автора
• Сфера распространения
Публицистика существует в словесной форме, письм и устной, графич и изобразительной(окна роста), фото, кинематографич, театрально-драматич, словесно-музыкальной
• наличие подстилей
- публицистика
- популярная публицистика
• Жанры
Широкое распространение публицистики породило множество разнообразных жанров, и это затрудняет их классификацию
В совр публицистике меняется состав жанров. Исчезает очерк, памфлет
1). Информационные жанры (зачем, почему, что, как, где)
Заметка, репортаж
2). Публицистические
Передовая, корреспонденция, статься, рецензия, обзоры, письма
3). Худож-публицистические
Очерк, фельетон, памфлет, зарисовка
Современные жанры.
- пресс-релиз. Новый активный жанр, появившийся в связи с развитием рекламы. Это подборка мнформации, сообщений, рассказ о достоинствах чего-либо, соединение аналитического и рекламного начала, цель — доказательное рассуждеие о пользе предмета речи. Аргументы — успешность какой-л деятельности, отзывы экспертов
Мониторинг — отражает результаты каких-либо социальных исследований
Журналистское расследование
Эссе — размышление на определенную тему, глубокие размышления совмещаются с яркими эмоциональными картинами.