Савельева Светлана Александровна

НОУ ВПО

АКАДЕМИЯ ПРАВА И УПРАВЛЕНИЯ (институт)

ПЕРМСКИЙ ФИЛИАЛ

Курсовая работа

по дисциплине «Гражданское право»

Тема: « Правовое регулирование авторских отношений

вариант № 110

зачетная книжка № 03-09/110

группа № 2

Выполнил: студент-заочник

Курса (набора 2009г.)

Савельева Светлана Александровна

Тел. 89519241320

Проверил:

Пермь 2012

Содержание

Введение

1.Понятие и функции авторского прав…………………………………………….4

1.1 Принципы авторского права…………………………………….................8

1.2 Законодательство об авторском праве…………………………………...10

2.Объекты авторского права……………………………………………………13

2.1 Виды объектов авторского права…………………………………………16

3. Субъекты авторского права…………………………………………………..25

3.1 Соавторство………………………………………………………………..28

4. Способы гражданско-правовой охраны авторских прав………….………31

4.1 Административно-правовая и уголовная ответственность за нарушение авторских прав…………………………………………………………………34

4.2 Иные средства защиты авторского прав………………………................37

Заключение

Список литературы

Введение

Издавна люди стремились защитить и сохранить то, что они считали необычным и исключительным. Со временем цивилизация развивалась и росла - появилось искусство, развилась техника, люди научились красиво рисовать, петь, снимать кинофильмы, писать гениальные компьютерные программы. Все это очень хорошо, но появились и те, кто наживается на этом. Предотвратить неправомочное использование в своих целях будь то художественных произведений или баз данных или компьютерных программ должен Закон - Закон об Авторском праве. В наше время - время научно-технической революции во многом нарушаются авторские права. Авторское право как самостоятельный институт решает конкретные задачи, которые включают в себя всемирную охрану имущественных и личных неимущественных прав и законных интересов авторов; обеспечение правовыми средствами наиболее благоприятных условий для создания научных и художественных произведений; широкое использование их обществом. Защита авторских прав является одной из важнейших проблем в современно гражданском праве.

Принципы авторского права

Нашему авторскому праву присущи определенные общие принципы. Принцип свободы творчества позволяет автору выбирать интересующую его тему, форму будущего произведения, метод создания, использовать свое произведение всеми дозволенными законом способами. Конституционное законодательство гарантирует свободу научного, технического и художественного творчества путем широкого развертывания научных исследований, изобретательской и рационализаторской деятельности, развития литературы и искусства. Свобода творчества позволяет автору выбирать интересующую его тему, форму будущего произведения, метод создания, использовать произведения всеми дозволенными законом способами. Конституционное законодательство гарантирует свободу научного, технического и художественного творчества путем широкого развертывания научных исследований, изобретательской и рационализаторской работы, развития литературы и искусства. В Конституции РФ закреплено:

1. Каждому гарантируется свобода литературного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.

2. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользованием учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

3. Каждый обязан заботиться о сохранности исторического и культурного наследия. Беречь памятники истории и культуры.

Принцип сочетания личных интересов с интересами всего общества. Принцип моральной и материальной заинтересованности автора в создании и использовании произведений. На практике существуют личные формы морального поощрения: присуждение почетных званий (заслуженный артист и т.д.), переиздание произведений, снискавших признание народа. Моральным и материальным поощрением является присуждение авторам произведений науки, литературы и искусства различных государственных и именных премий. Установление авторского вознаграждения в виде гибких ставок за различного рода произведения также является способом материального стимулирования, которые устанавливают права и обязанности участников авторских правоотношений, закрепляют гарантии реализации субъективных прав, определяют компетенцию государственных органов, но и в нормах, обеспечивающих защиту нарушенных авторских прав.

Объекты авторского права

Согласно ст.1255 ГК, авторское право распространяется на произведения литературы, науки и искусства. Правом охраняются лишь те произведения, которые обладают определенными признаками, отличающими их от иных результатов творческой деятельности. Эти признаки сформулированы в самом законе. Прежде всего, произведение должно быть результатом творческой деятельности. Далее, оно должно иметь объективную форму выражения, обеспечивающую его воспроизведение. Произведение, признаваемое объектом авторского права, возникает в результате творческой деятельности, но не всякой, а лишь той, которая непосредственно относится к области литературы, науки и искусства. В юридической литературе под творчеством понимается интеллектуальная работа, направленная на создание нового. Одно из определений творчества (по В. И. Серебровскому) обозначает его как сознательный и в большинстве случаев весьма трудоемкий процесс, имеющий целью достижение определенного результата. Для творческой деятельности характерны два момента: а) сознательный, интеллектуальный характер работы; б) новизна созданного произведения. Сознательный, интеллектуальный характер деятельности творческого работника проявляется в том, что до создания произведения оно формируется, складывается в его сознании, представлении. Прообразом произведения служит замысел, который в своем развитии проходит несколько этапов: замысел-идеал, замысел-план, набросок будущего произведения, воплощение замысла, создание произведения. Переход от одного этапа к другому составляет процесс творчества. Каждый этап имеет особенности, помогает автору уточнить представления об объективной действительности, соотносить ее с эмоциональным восприятием. И, конечно же, творчество сугубо индивидуально по методам и стилю. Новизна присуща не только произведению, но и творческой деятельности. Новизна в творчестве обнаруживается, когда автор создает оригинальное произведение, а также берет уже существующее произведение для создания на его основе творчески самостоятельного произведения. По мнению В. И. Серебровского, новизна как необходимый элемент творческой деятельности может выражаться в новом содержании, новой форме произведения, в новой идее, новой научной концепции. В отличие от новизны творческой деятельности, есть новизна произведения творчества, получившего объективированное выражение. Она составляет обязательный и самостоятельный признак, установленный законом в отношении изобретений, промобразцов и т.д., т.е. результатов научного и технического творчества. Применительно к объектам авторского права закон не называет признака новизны. В юридической литературе новизну произведения связывают с его темой, идеей, содержанием, формой. Другой признак произведения - объективная форма выражения. Пока замысел автора не проявился вовне, нет объекта охраны. Его воплощение в произведение литературы, науки и искусства требует соответствующего правового регулирования. Объективная форма произведения означает любое выражение вовне идеи, образа, мысли, доступной для восприятия других. Каждое произведение имеет конкретную форму выражения. Оно может быть устным, письменным, в форме рукописи, чертежа и т.д. Для признания произведения объектом авторским права закон не требует завершенности работы. Произведение может бы не законченным, но обеспечивается правовой охраной.[6] В перечне объектов авторского права названы эскизы, планы и т.д., которые, как правило, используются автором при создании произведения. Закон связывает объективную форму выражения произведения творчества с возможностью его воспроизведения, повторения. Так, рукопись, в которой воплощен замысел автора, может быть издана, экранизирована, использована иным образом. Объективный труд может быть воспроизведен различными способами. К формам воплощения произведения закон относит рукопись, чертеж, изображение, различные виды механической записи и т.д. Произведение, должно быть облечено в такую объективную форму, которая позволяла бы его воспроизводить другим лицам без участия автора. Если ту или другую форм воплощения творческого замысла практически невозможно воспроизвести, то такой результат творчества не может быть признан объектом авторского права. Закон содержит обширный перечень произведений, на которые распространяется авторское право. Перечень примерный, так как невозможно перечислить все виды уже известных произведений. Кроме того, он дает возможность обеспечить правовую охрану произведений, могущих появиться в будущем. Объекты художественного конструировании (дизайн), объемные оптические веские копии различных объектов (голография) получают правовую охрану, а, следовательно, могут дополнить перечень объектов авторского права.

Субъекты авторского права

Субъектами авторского права выступают лица, создавшие творческим трудом произведения литературы, науки и искусства (авторы). Возникновение субъективных авторских прав у гражданина не зависит от возраста, состояния здоровья, имущественного положения, места создания и выпуска произведения в свет и т.д. Иностранный гражданин может быть субъектом российского авторского права, если его произведение впервые выпущено в свет на территории страны либо не выпущено, но находится на ее территории в какой-либо объективной форме. Когда произведение иностранного автора впервые выпущено в свет за границей или находится там в объективной форме, он становится субъектом российского авторского права только в силу заключенных РФ соглашений и в пределах, ими установленных. Субъективные авторские права возникают у автора в результате факта создания произведения. Его права в юридической литературе принято называть первоначальными. Наряду с авторами к субъектам авторского права относятся лица (граждане и организации), которые не участвуют в создании произведений литературы, науки и искусства. Их называют правопреемниками. К правопреемникам переходит определенный круг авторских правомочий по использованию произведения автора. Основаниями такого перехода служат закон, наследование или договор с автором. Правопреемниками становятся наследники, государство, организации (издательства, театры и др.), оформившие с автором договорные отношения по использованию его произведения. Круг правомочий указанных лиц уже, чем у автора, а по характеру правомочия производны, так как переходят от автора. Наследники как субъекты авторского права приобретают права в силу закона или завещательных распоряжений. По закону и по завещанию наследнику принадлежит право на опубликование, воспроизведение и распространение произведения, право на вознаграждение. Наследник вправе решить вопрос об использовании изданных произведений, а также тех, что еще не выходили в свет. Различия прав наследника и действительного автора проявляются не только в их объеме, но и в сроке действия. Авторские права наследников действуют в течение 50 лет после смерти автора. Государство становится субъектом авторского права в определенных случаях: при принудительном выкупе авторского права, объявлении произведения достоянием государства, ликвидации юридического лица, обладавшего авторским правом. Согласно ст. 501 ГК, принудительно выкуплено государством может быть авторское право на издание, публичное исполнение и иное использование произведения. В каждом случае принимается постановление правительства, которое определяет порядок и условия использования произведений. Государство становится обладателем не всей совокупности авторских прав, а лишь отдельных правомочий. Другим основанием признания государства субъектом авторского права является объявление произведений достоянием государства. Закон имеет в виду произведения, в отношении которых истек срок действия авторского права (ст. 502 ГК). И в этом случае принимается постановление правительства, которое определяет порядок и условия использования произведений, объявленных достоянием государства. Действующее законодательство закрепляет авторское право за юридическими лицами в случаях и пределах, специально установленных законодательством. Основы гражданского законодательства признают за издательствами, выпускающими энциклопедии, газеты, журналы, сборники научных трудов и другие продолжающиеся издания, право на использование произведения (книги, журнала, сборника, газеты) в целом (п. 4 ст. 135); за кино- и телестудиями - право на использование фильма в целом (п. 5 ст. 135); за организациями эфирного вещания право разрешать другим организациям ретрансляцию, запись и воспроизведение их передач, а также право разрешать публичное воспроизведение телепередач (п. 3 ст. 141). Однако эти права не называются законом авторскими. Такой подход дает основание закрепить в законе авторские права за членами творческого коллектива, объединившего автора сценария, композитора, художника, режиссера-постановщика, оператора и других творческих работников. Ведь, строго говоря, в любом случае произведение создается творческим трудом конкретных граждан, а юридические лица могут становиться субъектами авторских правоотношений лишь в случаях использования ими произведений, а не в качестве авторов (создателей).

Соавторство

Как правило, автором того или иного произведения выступает одно лицо, которое создало его творческим трудом. Но в работе над произведением литературы, науки и искусства могут быть объединены и усилия нескольких лиц. Образуется коллектив авторов, отношения которых регулируются ст.1258 ГК. Из этих правовых норм вытекает, что авторское право на произведение, созданное совместным трудом двух или более лиц (коллективное произведение), принадлежит соавторам совместно, независимо от того, образует ли такое произведение неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет и самостоятельное значение. Соавторство характеризуется несколькими признаками: а) совместный труд нескольких лиц; б) создание коллективном произведения в) принадлежность авторского права на произведение всем, кто над ним работал. Совместный труд нескольких лиц должен иметь творческий характер. Только в результате творческой деятельности возникают произведения литературы, науки и искусства, которые признаются охрана способными объектами. Совместный труд соавторов может протекать по-разному. Одни объединяют творческий процесс и работают вместе, как, например, это делали Ильф и Петров, художники Кукрыниксы. Другие вырабатывают план, структуру произведения, определяют каждому участнику творческого коллектива ту часть, которую он должен создать. Затем объединяют, изменяют и редактируют написанное. Соавтор может приступить к работе на любом этапе. Момент вступления в работу не является определяющим для соавторства. Важнее индивидуальные особенности авторов, их манера работы. Другой признак, характеризующий соавторство, - создание коллективного произведения. В работе над коллективным произведением соавторы используют разные формы выражения замыслов: слово, звук, изображение и т.д. При использовании одной формы выражения (например, слово) труд соавторов носит однородный характер, поскольку они выполняют одинаковую работу: пишут роман, повесть, статью и т.п. Целостность такого коллективного произведения определяется единством его содержания. Коллективное произведение может состоять из частей, имеющих разные формы выражения, например кинофильм, опера. Единство таких произведений обеспечивается сочетанием содержания и формы выражения. Третий признак соавторства - принадлежность авторского права лицам, участвующим в создании произведения. В действующем законодательстве авторское право закреплено за соавторами независимо от того, образует ли произведение неразрывное целое или состоит из частей, каждая их которых имеет самостоятельное значение. Каждый из соавторов сохраняет авторское право на созданную им часть коллективного произведения, имеющую самостоятельное значение. Самостоятельной признается работа, которая может быть использована независимо от других частей произведения. Признаки соавторства, закрепленные законом, позволяют выделить два вида соавторства: нераздельное и раздельное. При нераздельном соавторстве произведение, созданное двумя или более авторами, представляет собой единое целое, в котором невозможно выделить самостоятельные части, например карикатуры Кукрыниксов. В этих случаях соавторам принадлежит авторское право на все произведение в целом. Вопрос об ответственности соавторов нормативно не урегулирован. В юридической литературе высказываются разные точки зрения, одна из которых заключается в том, что при нарушении обязательств по созданию такого произведения одним из соавторов ответственность наступает для всех без исключения. Совместным трудом соавторов создаются произведения, состоящие из отдельных самостоятельных частей. К таком рода произведениям относятся песня (музыка и поэтический текст), опера (музыка и либретто), книга (текст и иллюстрации) . В данном случае соавторство раздельное, поскольку каждая часть произведения имеет самостоятельное литературное, научное или художественное значение. Автор такой части коллективного произведения имеет на нее авторское право и может использовать отдельно от других частей. Предлагается раздельное соавторство именовать случаями совместного использования различных произведений. Для раздельного соавторства характерна строго индивидуализированная ответственность. Нарушение обязательств одним из соавторов не влечет юридических последствий для его коллег. Отношения в коллективе соавторов регулируются соглашением. В нем отражены различные вопросы: последовательность указания имен, способ обозначения, распределение вознаграждения и др. Соглашение может быть составлено в письменной форме и подписано всеми соавторами. Оно может быть достигнуто в любой стадии работы над коллективным произведением. При отсутствии письменного соглашения отношения соавторов регулирует закон. Оказание автору или соавторам технической помощи (подбор и перепечатка материалов, составление схем, чертежей и т.п.) не является основанием возникновения соавторства.

Заключение

Таким образом, в этой работе была рассмотрена структура авторского права, особенности его охраны в Российской Федерации, некоторые нюансы в определениях как объектов, так и субъектов авторского права. Конечно, в каждом законодательстве есть огрехи, явные и неявные, но если оно все-таки есть, то можно надеяться, что найдутся силы и средства, чтобы исполнять правовые нормы уже существующего законодательства. Наибольшие проблемы возникают с применением законодательства, о чем свидетельствует скудная и противоречивая судебная практика. Поэтому важнейшей задачей является совершенствование не столько законодательства, сколько судебной системы. Добиться быстрого, объективного, беспристрастного, законного судебного разрешения возникающих конфликтов можно было бы за счет специализации судей и юридических служб. Необходимо также решить вопросы компенсации за время, потраченное правообладателями в судах на защиту свои прав, оплаты труда их представителей. Такой подход позволит наладить эффективную работу, обеспечить не простое декларирование, а подлинную реализацию авторских прав. Автор - физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение. Авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения. Роль авторского права в формировании культуры несомненна. А ,что есть у нации кроме культуры, нет культуры нет и нации. Люди всегда что нибудь изобретали, и, безусловно, авторское право будет изменяться, но самое главное это осознание, что его надо охранять. Тем более, в настоящее время.

Список литературы

Нормативные правовые акты

1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г.

2. Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г. (пересмотрена в Париже 24 июля 1971 г. и изменена 2 октября 1979 г.)//Авторское право в Российской Федерации. Сборник нормативных документов. М.: Вершина, 2003. 255 с.

3. Гражданский кодекс РФ от 18.12.2006 N 230-ФЗ, часть четвертая гл.70

4. Закон об авторском праве 9 июля 1993 года N 5351-1(01.01.2008г. вместо этого документа действует ч.4 ГК РФ.)

5. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. (с изм. и дополн. от 15 марта 2004 г.). М.: Кодекс, 2004. 260 с.

6. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 26 декабря 2001 г. (с изм. и дополн. от 22 июля 2005 г.)//М.: Проспект, 2005. 320 с.

Библиография

1. Белов В.В., Виталиев Г.В., Денисов Г.М. Интеллектуальная собственность. Законодательство и практика его применения. М.: Юристъ, 2002. 288 с.

2. Богуславский М.М. Международное частное право. М.: Юристъ, 2002. 317с.

3. Богш А. Бернская конвенция и Россия//Юрист. 2000. N 11. С. 32-34

4. Близнец И.А., Лукницкий С.П. Истории и задачи правоохранительной и судебной системы по защите прав творческих личностей. М.: Роспатент, 2003. 140 с.

5. Гаврилов Э.П. Комментарий к Закону РФ "Об авторском праве и смежных правах": Судебная практика. М.: Экзамен, 2002. 350 с.

6. Гаврилов Э.П. Интеллектуальная собственность на телевидении и радио. М.: Центр СМИ, 1998. 100 с.

7. Гришаев С.П. Авторское право :Учебное пособие; Гарант 2005.3с.

8. Дворянкин О.А. Защита авторских и смежных прав. Ответственность за их нарушение: Научно-практическое пособие. М.: Весь мир, 2004. 464 с.

9. Козырев В.Е., Леонтьев К.Б. Авторское право. Вводный курс : Университетская книга 2007. 157с.

10. Куркова Н. Административно-правовая защита авторских и смежных прав//Российская юстиция. 2002. N 7. С. 27, 28.

11. Матвеев Ю.Г. Международная охрана авторских прав. М.: Русский Двор, 2000. 200 с.

12. Макагонова Н.В. Авторское право: Учебное пособие. М.: Юридическая литература, 1999. 240 с.

13. Максимова Л.Г. Авторское право: Учебное пособие. М.: Гардарика, 2005. 383 с.

14. Моргунова Е.А., Рузанова О.А. Авторское право: Комментарий законодательства. Образцы документов. Вопросы и ответы. М.: Экзамен, Право и закон, 2004. 272 с.

15. Панкеев И.А. Авторское право. М.: ВК, 2005. 270 с.

16. Свечникова И.В. Авторское право : Учебное пособие 2009.

17. Силенок М.А. Авторское право. – М.: Юстицинформ, 2006.

18. Стремецкая Н.Л. Взаимосвязь авторского права и смежных прав как институтов гражданского права//Законодательство. 2002. N 8. С. 15-22.

[1] Белов В.В., Виталиев Г.В., Денисов Г.М. Интеллектуальная собственность. Законодательство и практика его применения. М.: Юристъ, 2002. 288 с.

[2] Гражданский кодекс РФ от 18.12.2006 N 230-ФЗ, часть четвертая гл.70

[3] Панкеев И.А. Авторское право. М.: ВК, 2005. 270 с.

[4] Богш А. Бернская конвенция и Россия//Юрист. 2000. N 11. С. 32-34

[5] Гришаев С.П. Авторское право :Учебное пособие; Гарант 2005.3с.

[6] Гаврилов Э.П. Интеллектуальная собственность на телевидении и радио. М.: Центр СМИ, 1998. 100 с.

[7] Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г. (пересмотрена в Париже 24 июля 1971 г. и изменена 2 октября 1979 г.)//Авторское право в Российской Федерации. Сборник нормативных документов. М.: Вершина, 2003. 255 с.

[8] Куркова Н. Административно-правовая защита авторских и смежных прав//Российская юстиция. 2002. N 7. С. 27, 28.

[9] Матвеев Ю.Г. Международная охрана авторских прав. М.: Русский Двор, 2000. 200 с.

[10] Силенок М.А. Авторское право. – М.: Юстицинформ, 2006.

[11] Гражданский кодекс РФ от 18.12.2006 N 230-ФЗ, часть четвертая гл.70

[12] Козырев В.Е., Леонтьев К.Б. Авторское право. Вводный курс: Университетская книга 2007. 157с.

[13] Макагонова Н.В. Авторское право: Учебное пособие. М.: Юридическая литература, 1999. 240 с.

НОУ ВПО

АКАДЕМИЯ ПРАВА И УПРАВЛЕНИЯ (институт)

ПЕРМСКИЙ ФИЛИАЛ

Курсовая работа

по дисциплине «Гражданское право»

Тема: « Правовое регулирование авторских отношений

вариант № 110

зачетная книжка № 03-09/110

группа № 2

Выполнил: студент-заочник

Курса (набора 2009г.)

Савельева Светлана Александровна

Тел. 89519241320

Проверил:

Пермь 2012

Содержание

Введение

1.Понятие и функции авторского прав…………………………………………….4

1.1 Принципы авторского права…………………………………….................8

1.2 Законодательство об авторском праве…………………………………...10

2.Объекты авторского права……………………………………………………13

2.1 Виды объектов авторского права…………………………………………16

3. Субъекты авторского права…………………………………………………..25

3.1 Соавторство………………………………………………………………..28

4. Способы гражданско-правовой охраны авторских прав………….………31

4.1 Административно-правовая и уголовная ответственность за нарушение авторских прав…………………………………………………………………34

4.2 Иные средства защиты авторского прав………………………................37

Заключение

Список литературы

Введение

Издавна люди стремились защитить и сохранить то, что они считали необычным и исключительным. Со временем цивилизация развивалась и росла - появилось искусство, развилась техника, люди научились красиво рисовать, петь, снимать кинофильмы, писать гениальные компьютерные программы. Все это очень хорошо, но появились и те, кто наживается на этом. Предотвратить неправомочное использование в своих целях будь то художественных произведений или баз данных или компьютерных программ должен Закон - Закон об Авторском праве. В наше время - время научно-технической революции во многом нарушаются авторские права. Авторское право как самостоятельный институт решает конкретные задачи, которые включают в себя всемирную охрану имущественных и личных неимущественных прав и законных интересов авторов; обеспечение правовыми средствами наиболее благоприятных условий для создания научных и художественных произведений; широкое использование их обществом. Защита авторских прав является одной из важнейших проблем в современно гражданском праве.


Наши рекомендации