Стихотворение «Иней» написано не от первого лица, но и не от третьего, и это не парадокс, а филигранное мастерство.
Бесконечная жизнь природы замирает в минутной скованности. Иней, хрупкая корка льда, будто заставляет бытие замедлиться, что дарует душе лирического героя возможность раскрыться навстречу природе, раствориться в ней.
Основной мотивпроизведения — мотив дороги.
Ты дальше идешь с недоверьем,
Тропинка ныряет в овраг.
И чем динамичнее движется лирический сюжет, чем дальше устремляется герой к познанию мира сложного и многогранного, тем медленнее движется время, околдованное инеем. Дорога здесь — это не линейный путь вперед, а колесо жизни, «порядок творенья», в котором на смену осени приходит зима.
Сказочность, зачарованность природного бытия создается через трудный ассоциативный ряд:
Похоже на четверостишье
О спящей царевне в гробу
Пушкинские мотивынеслучайны здесь, ведь стихотворение «Иней» — это устремление к правде и красоте, составляющей основу духовного бытия, а лирика Пушкина — это завораживающая своей простотой гармоничная стихии слова. Вообще, стихотворение полно отсылов к русской классической лирике. Также видно и лес, похожий на сказочный терем. Но за сказкой у Пастернака скрывается жизнь, такая, какая она есть.
Образы смерти, заполнившие поэтическое пространство последних строк, не создают ощущение обреченности, хотя нотки, свидетельствующие о душевной боли, вкрадываются в повествование. Но тем не менее, здесь эти мотивы свидетельствуют о том, что сознание поднимается на иной, более высокий уровень. И, как диссонанс «мертвому царству»звучат жизнеутверждающие строки финала:
Я тихо шепчу: «Благодарствуй»
Их торжественность объединяет изломанный пастернаковский синтаксис в стройную художественную структуру.
Название стихотворения «Иней» знаковое. Этому природному явлению Б.Л. Пастернак придал значение переходности из одного состояния к другому, тот путь, что совершает лирический герой, он преодолевает через надлом, иней же тоже надломная стадия между осенью и зимой, свидетельствующая о круговерти жизни, неудержимой в своем устремлении вперед.
Размер – 3 амфибрахий
ИЮЛЬ
По дому бродит привиденье.
Весь день шаги над головой.
На чердаке мелькают тени.
По дому бродит домовой.
Везде болтается некстати,
Мешается во все дела,
В халате крадется к кровати,
Срывает скатерть со стола.
Ног у порога не обтерши,
Вбегает в вихре сквозняка
И с занавеской, как с танцоршей,
Взвивается до потолка.
Кто этот баловник-невежа
И этот призрак и двойник?
Да это наш жилец приезжий,
Наш летний дачник-отпускник.
На весь его недолгий роздых
Мы целый дом ему сдаем.
Июль с грозой, июльский воздух
Снял комнаты у нас внаем.
Июль, таскающий в одёже
Пух одуванчиков, лопух,
Июль, домой сквозь окна вхожий,
Всё громко говорящий вслух.
Степной нечесаный растрепа,
Пропахший липой и травой,
Ботвой и запахом укропа,
Июльский воздух луговой.
1956
Анализ: В подобном ключе выдержано произведение «Июль», написанное поэтом летом 1956 года во время отдыха на даче в Переделкино. С первых строк поэт интригует читателя, описывая явления из потустороннего мира и утверждая, что «по дому бродит домовой», который сует свой нос во все дела, «срывает скатерть со стола», «вбегает в вихре сквозняка» и танцует с оконной занавеской.Однако во второй части стихотворения поэт раскрывает карты и отмечает, что виновником всех проказ является июль – самый жаркие и непредсказуемый летний месяц.
Несмотря на то, что интриги больше нет, Пастернак продолжает отождествлять июль с живым существом, которые свойственны обычному человеку. Так, в восприятии автора июль – это «дачник-отпускник», которому сдается внаем целый дом, где он, а не поэт, является теперь полноправным хозяином. Поэтому гость ведет себя соответствующим образом, проказничает и пугает обитателей особняка непонятными звуками на чердаке, хлопаньем дверей и окон, вешает на одежду «пух одуванчиков, лопух» и при этом не считает нужным соблюдать хоть какие-то приличия. Июль поэт сравнивает со степным нечесаным растрепой, который может позволить себе самые глупые и непредсказуемые выходки. Но при этом наполняет дом запахом липы, укропа и луговых трав. Поэт отмечает, что незваный гость, вихрем ворвавшийся в его дом, очень скоро становится милым и желанным. Жаль только, что его визит недолог, и вскоре на смену июлю придет августовский зной – первый признак надвигающейся осени.
Пастернака совсем не смущает подобное соседство. Более того,поэт отзывается о своем постояльце с легкой иронией и нежностью, за которыми скрывается неподдельная любовь к этой поре года, наполненной радостью и безмятежным счастьем. Природа словно бы располагает к тому, чтобы на время отложить все важные дела и составить компанию шалуну-июню в его безобидных забавах.
Размер – 4 ямб
Сергей Александрович Есенин