Поэма «кому на руси жить хорошо»

Смысл названия

Само название поэмы настраивает на под­линно всероссийский обзор жизни, на то, что эта жизнь будет ис­следоваться правдиво и обстоятельно, сверху донизу. Оно нацели­вает на поиск ответа на главные вопросы времени, когда страна переживала эпоху больших перемен: в чем источник народных бед, что реально изменилось в его жизни, а что осталось прежним, что нужно сделать, чтобы народу было действительно «хорошо жить» на Руси и кто может претендовать на звание «счастливого». Процесс поисков счастливого человека превращается в поиск счастья для всех, а многочисленные встречи с теми, кто претендует на звание счастливого, дают возможность показать народное представление о счастье, которое уточняется, конкретизируется и в то же время обо­гащается, приобретая нравственно-философский смысл. Поэтому название поэмы нацеливает не только на социально-историческую основу ее идейного содержания, но и связано с некими неизменны­ми устоями духовного бытия, нравственными ценностями, вырабо­танными народом на протяжении многих веков.
Поэма - эпопея посвящена крестьянину (русскому человеку), оказавшемуся на распутье (этот образ неоднократно появляется в тексте), ищущему себя и свой путь в жизни. “Пролог” подготавливает читателя к восприятию и пониманию замысла поэмы - показать Русь в переломный момент. Народно поэтическая основа языка поэмы: разговорная лексика, синтаксические обороты и поэтические интонации крестьянской, народной речи, диалектизмы, просторечия.
Тема поэмы "Кому на Руси жить хорошо?" - изображение различных слоев русского народа в пореформенное время. Главная мысль поэмы - отсутствие в народной России счастливых, идеал которых "покой, богатство, честь". По мысли автора - счастлив тот, кто сознательно отдает свою жизнь служению народу, кто станет вдохновителем крестьянской революции.

Жанр произведения, его особенности

Некрасов работал над поэмой более 13 лет. За это время многое изменилось в поэме - от первоначального замысла и до сюжета. Поэма — путешествие по родной стране позволила автору ввести в поэму самый разнообразный материал: встречи, расспросы, подробные рассказы, описания, биографии героев. Перед нами движущаяся пано­рама жизни. Некрасов сосредотачивает внимание на раскрытии обста­новки, обстоятельств, событий, с которыми встречаются 7 мужиков. В центре поэмы не судьбы отдельной личности, а необычайно широкий охват событий народной жизни. И вопрос, по которому разгорается спор, - самый главный в жизни всего крестьянства пореформенной России. Поэма строится по принципу внешней завершенности отдельных частей, но они находятся в диалектическом единстве, спаяны общ­ностью замысла. Проблема поиска счастья выступает как центральный мотив, которому подчинено все.

Основные образы в поэме



Изображение народа Положение народа отчетливо вырисовывается уже из названий мест, откуда родом мужики, отправившиеся искать счастливых людей на Руси: губерния Подтянутая, уезд Терпигорев, Пустопорожняя волость, дерев­ни Заплатово, Дырявино, Разутово, Знобишино, Горелово, Неелово, Неурожайка. Реформа 1861 г. освободила крестьян, но те, не имея своей земли, попали в еще большую кабалу. Только теперь вместо барина над крестьянами измывается волостной. Перед нами настоящая энциклопедия народной жизни — автор представил русских мужиков разного возраста и положения. Лучшие из крестьян, к которым автор относится с заметным сочувствием, не мирятся со своим бесправным существованием. У каждого из них своя дорога в жизни и своя судьба, но их образы свидетельствуют о том, что крестьянская Русь пробудилась.
Князь Утятин Портрет князя дан в главе «Последыш». Утятин не просто тоскует по прежней жизни — он остался в ней навсегда. Он очень похож на выжив­шего из ума Оболта-Оболдуева. Крестьяне деревни Вахлаки, по просьбе будущих наследников князя, соглашаются изображать для князя его сча­стливое прошлое, но даже в этой комедийной ситуации происходят вовсе не смеш­ные события: по приказу Последыша мужики понарошку наказывают розгами непокорного Агапа, а он в тот же день умирает.
Помещик Оболт-Оболдуев По-разному ведут себя господа, но их сущность всегда одинакова. «Жир­ная» и «сочная» жизнь Оболта-Оболдуева отразилась и на его внешности: «румяненький», «пузатенький», «кругленький». Его печалит исчезновение прежнего быта с охотой, громадной прислугой и законом, который опи­рается на право сильного. Прежняя жизнь ушла с отменой крепостного права и заставила помещи­ков строить новые отношения с мужиками, которые перестали перед ними ломать шапки. Но этого помещики не умеют и не хотят понять.
Яким Нагой В страшной нищете живет Яким из деревни Босово. Он до смерти работа­ет, спасаясь под бороной от жары и дождя, и прекрасно осознает, что за счет его труда живут «дольщики». Это образ крестьянина нового типа — сельского пролетария, и его голос — голос самых решительных кресть­ян. Яким трудолюбив и умен, он всегда уместно употребляет меткое слово, его бедная изба украшена картинками. Перед нами своеобразный характер народного правдолюбца, крестьян­ского «праведника». Он так же, как большинство крестьян, нищ и бес­правен, но у него непокорный нрав и есть чувство собственного досто­инства. Однако судьба чудака-правдоискателя печальна: стремление добиться справедливости в споре с купцом привело его в тюрьму.
Ермил Гирин Грамотный мужик, служил писарем и на всю округу прославился спра­ведливостью. Он предан народу и показал себя примерным старостой, когда был выбран крестьянами на эту должность. Народ в трудную минуту помогает Ермилу сохранить мельницу, проявляя к нему доверие, и это подтверждает способность крестьян выступать сообща. Но Некрасов не сделал из него идеального праведника: Ермил, пожалев своего младшего брата, назначил в рекруты сына Власьевны, а затем в порыве раскаяния чуть не свел счеты с жизнью. Покаявшись всенарод­но, Ермил обрек себя на подвижническое служение народу. Вот почему во время крестьянского бунта он отказался уговаривать бунтующих кре­стьян и попал в острог.
Савелий — «богатырь святорусский» Странники узнают об этом персонаже из рассказа Матрены Тимофеевны. Савелий испытал на себе все тяготы жизни. Он буквально одержим жаж­дой свободы, которую не смогли убить ни плетка помещика Шалашни-кова, ни хитрость немца-управляющего, ни 20 лет каторги. «Клейме­ный, да не раб!» — так говорит о себе он. Но ему тоже не удалось одолеть злую судьбу. В последние годы жизни он отверг все мирское и провел их в посте и молитве.
Матрена Тимофеевна Корчагина В главе «Крестьянка» показан сильный характер русской женщины: ее героиня прошла через все испытания, которые только могут выпасть на женскую долю. Матрена рассказывает о себе сама — это единственная в поэме глава, написанная от первого лица. Но это рассказ о тяжелой доле любой русской крестьянки. После замужества Матрене пришлось много работать, сносить попреки свекрови и побои мужа. Но в трудные мину­ты проявлялась сила ее духа, и она отстаивала свои права (спасала детей от верной гибели, хлопотала об освобождении мужа, незаконно взятого в солдаты, даже отправилась к самому губернатору и за особое везение получила прозвище «губернаторша»). Но напрасно в поисках счастливого человека на Руси пришли к ней странники. Ответ Матрены Тимофеевны прост: «Не дело — между бабами/ Счастливую искать!..»
Гриша Добросклонов — «народный заступник» Об этом герое рассказывается в последней части поэмы «Пир на весь мир». Гриша — выходец из народа. У него было горькое и безрадостное детство. Сын полунищего дьячка и безответной батрачки, уже в 15 лет знал свою жизненную цель. Он твердо решил посвятить себя борьбе за освобождение народа. И народ благословляет его на эту борьбу: «Иди к униженным,/ Иди к обиженным — / Будь первый там!» Именно с этим образом сильного духом русского крестьянина Некрасов связывает свое представление о совершенном человеке. Гриша слагает песни. В них раскрыты его взгляды: «Ты и убогая,/ Ты и обильная,/ Ты и могучая,/ Ты и бессильная,/ Матушка Русь!» Образом «народного заступника» Некрасов отвечает на поставленный в заглавии поэмы вопрос. Счастливый человек — тот, кто твердо знает, что надо «...жить для счастия/ Убогого и темного/ Родного уголка».
Поп Поп решительно отказывается называться счастливым человеком. И объяс­няет, что такие общепризнанные атрибуты счастья, как покой, богат­ство, честь, в его жизни отсутствуют. Вместо покоя — волнения и хло­поты за прихожан. Честь поповского сословия постоянно оскорбляют те же мужики, распевая «песни непристойные» и рассказывая «сказки ба­лагурные» про попа, попадью да их дочь. А богатству просто взяться неоткуда среди повсеместной мужицкой бедности. Простой священно­служитель оказывается человеком, который живет такой же тяжелой жизнью, как и все мужики.
Фольклорные мотивы: Фантастические элементы русских сказок: птичка-пеночка, которая просит отпустить птенчика, а взамен рассказывает, как найти скатерть-самобранку; скатерть-самобранка. число семь: 7 мужиков из семи географических объектов. народные приметы, связанные с крестьянским трудом и бытом; загадки; очеловечивание мира природы; стилевая манера неторопливого фольклорного повествования


Наши рекомендации