Смысл названия
Само название поэмы настраивает на подлинно всероссийский обзор жизни, на то, что эта жизнь будет исследоваться правдиво и обстоятельно, сверху донизу. Оно нацеливает на поиск ответа на главные вопросы времени, когда страна переживала эпоху больших перемен: в чем источник народных бед, что реально изменилось в его жизни, а что осталось прежним, что нужно сделать, чтобы народу было действительно «хорошо жить» на Руси и кто может претендовать на звание «счастливого». Процесс поисков счастливого человека превращается в поиск счастья для всех, а многочисленные встречи с теми, кто претендует на звание счастливого, дают возможность показать народное представление о счастье, которое уточняется, конкретизируется и в то же время обогащается, приобретая нравственно-философский смысл. Поэтому название поэмы нацеливает не только на социально-историческую основу ее идейного содержания, но и связано с некими неизменными устоями духовного бытия, нравственными ценностями, выработанными народом на протяжении многих веков. |
Поэма - эпопея посвящена крестьянину (русскому человеку), оказавшемуся на распутье (этот образ неоднократно появляется в тексте), ищущему себя и свой путь в жизни. “Пролог” подготавливает читателя к восприятию и пониманию замысла поэмы - показать Русь в переломный момент. Народно поэтическая основа языка поэмы: разговорная лексика, синтаксические обороты и поэтические интонации крестьянской, народной речи, диалектизмы, просторечия. |
Тема поэмы "Кому на Руси жить хорошо?" - изображение различных слоев русского народа в пореформенное время. Главная мысль поэмы - отсутствие в народной России счастливых, идеал которых "покой, богатство, честь". По мысли автора - счастлив тот, кто сознательно отдает свою жизнь служению народу, кто станет вдохновителем крестьянской революции. |
Жанр произведения, его особенности
Некрасов работал над поэмой более 13 лет. За это время многое изменилось в поэме - от первоначального замысла и до сюжета. Поэма — путешествие по родной стране позволила автору ввести в поэму самый разнообразный материал: встречи, расспросы, подробные рассказы, описания, биографии героев. Перед нами движущаяся панорама жизни. Некрасов сосредотачивает внимание на раскрытии обстановки, обстоятельств, событий, с которыми встречаются 7 мужиков. В центре поэмы не судьбы отдельной личности, а необычайно широкий охват событий народной жизни. И вопрос, по которому разгорается спор, - самый главный в жизни всего крестьянства пореформенной России. Поэма строится по принципу внешней завершенности отдельных частей, но они находятся в диалектическом единстве, спаяны общностью замысла. Проблема поиска счастья выступает как центральный мотив, которому подчинено все. |
Основные образы в поэме
Изображение народа Положение народа отчетливо вырисовывается уже из названий мест, откуда родом мужики, отправившиеся искать счастливых людей на Руси: губерния Подтянутая, уезд Терпигорев, Пустопорожняя волость, деревни Заплатово, Дырявино, Разутово, Знобишино, Горелово, Неелово, Неурожайка. Реформа 1861 г. освободила крестьян, но те, не имея своей земли, попали в еще большую кабалу. Только теперь вместо барина над крестьянами измывается волостной. Перед нами настоящая энциклопедия народной жизни — автор представил русских мужиков разного возраста и положения. Лучшие из крестьян, к которым автор относится с заметным сочувствием, не мирятся со своим бесправным существованием. У каждого из них своя дорога в жизни и своя судьба, но их образы свидетельствуют о том, что крестьянская Русь пробудилась. |
Князь Утятин Портрет князя дан в главе «Последыш». Утятин не просто тоскует по прежней жизни — он остался в ней навсегда. Он очень похож на выжившего из ума Оболта-Оболдуева. Крестьяне деревни Вахлаки, по просьбе будущих наследников князя, соглашаются изображать для князя его счастливое прошлое, но даже в этой комедийной ситуации происходят вовсе не смешные события: по приказу Последыша мужики понарошку наказывают розгами непокорного Агапа, а он в тот же день умирает. |
Помещик Оболт-Оболдуев По-разному ведут себя господа, но их сущность всегда одинакова. «Жирная» и «сочная» жизнь Оболта-Оболдуева отразилась и на его внешности: «румяненький», «пузатенький», «кругленький». Его печалит исчезновение прежнего быта с охотой, громадной прислугой и законом, который опирается на право сильного. Прежняя жизнь ушла с отменой крепостного права и заставила помещиков строить новые отношения с мужиками, которые перестали перед ними ломать шапки. Но этого помещики не умеют и не хотят понять. |
Яким Нагой В страшной нищете живет Яким из деревни Босово. Он до смерти работает, спасаясь под бороной от жары и дождя, и прекрасно осознает, что за счет его труда живут «дольщики». Это образ крестьянина нового типа — сельского пролетария, и его голос — голос самых решительных крестьян. Яким трудолюбив и умен, он всегда уместно употребляет меткое слово, его бедная изба украшена картинками. Перед нами своеобразный характер народного правдолюбца, крестьянского «праведника». Он так же, как большинство крестьян, нищ и бесправен, но у него непокорный нрав и есть чувство собственного достоинства. Однако судьба чудака-правдоискателя печальна: стремление добиться справедливости в споре с купцом привело его в тюрьму. |
Ермил Гирин Грамотный мужик, служил писарем и на всю округу прославился справедливостью. Он предан народу и показал себя примерным старостой, когда был выбран крестьянами на эту должность. Народ в трудную минуту помогает Ермилу сохранить мельницу, проявляя к нему доверие, и это подтверждает способность крестьян выступать сообща. Но Некрасов не сделал из него идеального праведника: Ермил, пожалев своего младшего брата, назначил в рекруты сына Власьевны, а затем в порыве раскаяния чуть не свел счеты с жизнью. Покаявшись всенародно, Ермил обрек себя на подвижническое служение народу. Вот почему во время крестьянского бунта он отказался уговаривать бунтующих крестьян и попал в острог. |
Савелий — «богатырь святорусский» Странники узнают об этом персонаже из рассказа Матрены Тимофеевны. Савелий испытал на себе все тяготы жизни. Он буквально одержим жаждой свободы, которую не смогли убить ни плетка помещика Шалашни-кова, ни хитрость немца-управляющего, ни 20 лет каторги. «Клейменый, да не раб!» — так говорит о себе он. Но ему тоже не удалось одолеть злую судьбу. В последние годы жизни он отверг все мирское и провел их в посте и молитве. |
Матрена Тимофеевна Корчагина В главе «Крестьянка» показан сильный характер русской женщины: ее героиня прошла через все испытания, которые только могут выпасть на женскую долю. Матрена рассказывает о себе сама — это единственная в поэме глава, написанная от первого лица. Но это рассказ о тяжелой доле любой русской крестьянки. После замужества Матрене пришлось много работать, сносить попреки свекрови и побои мужа. Но в трудные минуты проявлялась сила ее духа, и она отстаивала свои права (спасала детей от верной гибели, хлопотала об освобождении мужа, незаконно взятого в солдаты, даже отправилась к самому губернатору и за особое везение получила прозвище «губернаторша»). Но напрасно в поисках счастливого человека на Руси пришли к ней странники. Ответ Матрены Тимофеевны прост: «Не дело — между бабами/ Счастливую искать!..» |
Гриша Добросклонов — «народный заступник» Об этом герое рассказывается в последней части поэмы «Пир на весь мир». Гриша — выходец из народа. У него было горькое и безрадостное детство. Сын полунищего дьячка и безответной батрачки, уже в 15 лет знал свою жизненную цель. Он твердо решил посвятить себя борьбе за освобождение народа. И народ благословляет его на эту борьбу: «Иди к униженным,/ Иди к обиженным — / Будь первый там!» Именно с этим образом сильного духом русского крестьянина Некрасов связывает свое представление о совершенном человеке. Гриша слагает песни. В них раскрыты его взгляды: «Ты и убогая,/ Ты и обильная,/ Ты и могучая,/ Ты и бессильная,/ Матушка Русь!» Образом «народного заступника» Некрасов отвечает на поставленный в заглавии поэмы вопрос. Счастливый человек — тот, кто твердо знает, что надо «...жить для счастия/ Убогого и темного/ Родного уголка». |
Поп Поп решительно отказывается называться счастливым человеком. И объясняет, что такие общепризнанные атрибуты счастья, как покой, богатство, честь, в его жизни отсутствуют. Вместо покоя — волнения и хлопоты за прихожан. Честь поповского сословия постоянно оскорбляют те же мужики, распевая «песни непристойные» и рассказывая «сказки балагурные» про попа, попадью да их дочь. А богатству просто взяться неоткуда среди повсеместной мужицкой бедности. Простой священнослужитель оказывается человеком, который живет такой же тяжелой жизнью, как и все мужики. |
Фольклорные мотивы: Фантастические элементы русских сказок: птичка-пеночка, которая просит отпустить птенчика, а взамен рассказывает, как найти скатерть-самобранку; скатерть-самобранка. число семь: 7 мужиков из семи географических объектов. народные приметы, связанные с крестьянским трудом и бытом; загадки; очеловечивание мира природы; стилевая манера неторопливого фольклорного повествования |
Наши рекомендации