Особенности поэтики Достоевского

Эстетический идеал Эстетическое часто служит выражением этического: «красотой мир спасется». В основе идеала - идея «соборности».
Герой 1) герой вступает в конфликт уже сложившейся, сформировавшейся личностью; 2) человек, по Достоевскому, не добр и не зол, он добр и зол одновременно; 3) каждый герой – идеолог, носитель идеи.
Категория двойничества Каждый герой имеет двойника: поскольку в общественно-исторической ситуации потерялись критерии добра и зла, душа усложнилась – «раздвоилась». Например двойниками Раскольникова являются Свидригайлов и Лужин («Преступление и наказание»).
Сон Возможность другой жизни, организованной по иным законам, сон представляет собой исключительную ситуацию для испытания идеи. Например, сны Раскольникова («Преступление и наказание»).
Обращение к животрепещущим фактам реальной жизни Для Достоевского большое значение имел «газетный факт» как «элемент живой жизни». В основу написания романа «Преступление и наказание» легла прочитанная Достоевским статья о студенте, совершившем преступление.
Деталь Достоевский постоянно обращается к детали, через которую читателю открывается значимые аспекты концепции всего произведения. Виды деталей: предметная деталь, цветовая деталь, жест, взгляд и др. Например: топор, которым Раскольников убивает старуху и Лизавету; драдедамовый платок Мармеладовых, Евангелие, которое читает Соня и др. – предметная деталь; болезненный желтый цвет, преобладающий в колористике романа, тревожный красный цвет, доминирующий в пространстве обдумывания и подготовки преступления (первый сон Раскольникова, красные отвороты на сапогах Мармеладова, колечко с красными камешками, которое Раскольников оставляет в залог и др.) – цветовая деталь; «ненасытимое страдание» в чертах лица Сони – портретная деталь и др.
Символика В контексте романов Достоевского многие слова обретают символическое значение (в романе «Преступление и наказание»: кровь – символ преступления; Наполеон – символ власти и своеволия; Петербург – город «униженных и оскорбленных», в атмосфере которого задыхаются люди и др).
Речь персонажей Искусная имитация живой разговорной речи и естественности течения внутренней речи (широкое использование неполных предложений). Речь персонажей индивидуализирована, например: канцеляризмы в речи Лужина, славянизмы в речи Мармеладова, ироничная небрежность речи Свидригайлова и т.п.


Тест

Ф.М.Достоевский

«Преступление и наказание»

В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер, один молодой человек вышел из своей каморки, которую нанимал от жильцов в С — м переулке, на улицу и медленно, как бы в нерешимости, отправился к К — ну мосту.

Он благополучно избегнул встречи с своею хозяйкой на лестнице. Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру. Квартирная же хозяйка его, у которой он нанимал эту каморку с обедом и прислугой, помещалась одною лестницей

ниже, в отдельной квартире, и каждый раз, при выходе на улицу, ему непременно надо было проходить мимо хозяйкиной кухни, почти всегда настежь отворенной на лестницу. И каждый раз молодой человек, проходя

мимо, чувствовал какое-то болезненное и трусливое ощущение, которого стыдился и от которого морщился. Он был должен кругом хозяйке и боялся с нею встретиться.

Не то чтоб он был так труслив и забит, совсем даже напротив; но с некоторого времени он был в раздражительном и напряженном состоянии, похожем на ипохондрию. Он до того углубился в себя и уединился от всех, что боялся даже всякой встречи, не только встречи с хозяйкой. Он был задавлен бедностью; но даже стесненное положение перестало в последнее время тяготить его. Насущными делами своими он совсем перестал и не хотел заниматься. Никакой хозяйки, в сущности, он не боялся, что бы та ни

замышляла против него. Но останавливаться на лестнице, слушать всякий вздор про всю эту обыденную дребедень, до которой ему нет никакого дела, все эти приставания о платеже, угрозы, жалобы, и при этом самому изворачиваться, извиняться, лгать, — нет уж, лучше проскользнуть как-нибудь кошкой по лестнице и улизнуть, чтобы никто не видал.

Впрочем, на этот раз страх встречи с своею кредиторшей даже его самого поразил по выходе на улицу.

«На какое дело хочу покуситься и в то же время каких пустяков боюсь! — подумал он с странною улыбкой. — Гм... да... всё в руках человека, и всё-то он мимо носу проносит, единственно от одной трусости... это уж аксиома...

Любопытно, чего люди больше всего боятся? Нового шага, нового собственного слова они всего больше боятся... А впрочем, я слишком много болтаю. Оттого и ничего не делаю, что болтаю. Пожалуй, впрочем, и так: оттого болтаю, что ничего не делаю. Это я в этот последний месяц выучился болтать, лежа по целым суткам в углу и думая... о царе Горохе. Ну зачем я теперь иду? Разве я способен на это? Разве это серьезно? Совсем не серьезно. Так, ради фантазии сам себя тешу; игрушки! Да, пожалуй что и игрушки!»__ На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь <…> — всё это разом неприятно потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши. Нестерпимая же вонь из распивочных, которых в этой части города особенное множество, и пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время, довершили отвратительный и грустный колорит картины. Чувство глубочайшего омерзения мелькнуло на миг в тонких чертах молодого человека. Кстати, он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен. Но скоро он впал как бы в глубокую задумчивость, даже, вернее сказать, как бы в какое-то забытье, и пошел, уже не замечая окружающего, да и не желая его замечать. Изредка только бормотал он что-то про себя, от своей привычки к монологам, в которой он сейчас сам себе признался. В эту же минуту он и сам сознавал, что мысли его порою мешаются и что он очень слаб: второй день как уж он почти совсем ничего не ел.

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

В1. К какому жанру принадлежит произведение, из которого взят приведенный отрывок?

В3. Каким термином в литературоведении обозначается изображение внутренней обстановки помещения?

«Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру»

В4. Выпишите из третьего абзаца слово, обозначающее болезненно-угнетенное состояние, мнительность (запишите его в именительном падеже).

В6. Как называется изображение внешности героя в литературном произведении (с таким кратким, но емким изображением мы сталкиваемся в последнем абзаце)?

Установите соответствие между основными персонажами, фигурирующими в романе Достоевского, и присущими им качествами характера. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Запишите последовательность цифр, соответствующих буквам АВС, без пробелов и запятых.

ПЕРСОНАЖИ: А) Раскольников Б) Разумихин В) Свидригайлов

КАЧЕСТВА ХАРАКТЕРА: 1) понимание нравственности как «предрассудка» 2) рассудительность, умеренность в оценках 3) скупость, поиски личной выгоды во всём 4) стремление к постижению «бездны своей души»

Раскольников вышел из сарая на самый берег, сел на складенные у сарая бревна и стал глядеть на широкую и пустынную реку. С высокого берега открывалась широкая окрестность. С дальнего другого берега чуть слышно доносилась песня. Там, в облитой солнцем необозримой степи, чуть приметными точками чернелись кочевые юрты. Там была свобода и жили другие люди, совсем не похожие на здешних, там как бы самое время остановилось, точно не прошли еще века Авраама и стад его. Раскольников сидел, смотрел неподвижно, не отрываясь; мысль его переходила в грезы, в созерцание; он ни о чем не думал, но какая-то тоска волновала его и мучила.

Вдруг подле него очутилась Соня. Она подошла едва слышно и села с ним рядом. Было еще очень рано, утренний холодок еще не смягчился. На ней был ее бедный, старый бурнус и зеленый платок. Лицо ее еще носило признаки болезни, похудело, побледнело, осунулось. Она приветливо и радостно улыбнулась ему, но, по обыкновению, робко протянула ему свою руку.

Она всегда протягивала ему свою руку робко, иногда даже не подавала совсем, как бы боялась, что он оттолкнет ее. Он всегда как бы с отвращением брал ее руку, всегда точно с досадой встречал ее, иногда упорно молчал во все время ее посещения. Случалось, что она трепетала его и уходила в глубокой скорби. Но теперь их руки не разнимались; он мельком и быстро взглянул на нее, ничего не выговорил и опустил свои глаза в землю. Они были одни, их никто не видел. Конвойный на ту пору отворотился.

Как это случилось, он и сам не знал, но вдруг что-то как бы подхватило его и как бы бросило к ее ногам. Он плакал и обнимал ее колени. В первое мгновение она ужасно испугалась, и все лицо ее помертвело. Она вскочила с места и, задрожав, смотрела на него. Но тотчас же, в тот же миг она все поняла. В глазах ее засветилось бесконечное счастье; она поняла, и для нее уже не было сомнения, что он любит, бесконечно любит ее и что настала же, наконец, эта минута...

Они хотели было говорить, но не могли. Слезы стояли в их глазах. Они оба были бледны и худы; но в этих больных и бледных лицах уже сияла заря обновленного будущего, полного воскресения в новую жизнь. Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого.

(Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»).

1.Укажите термин, которым в литературоведении называют важный элемент композиции, помогающий автору создать эмоциональную атмосферу действия в произведении. (Со слов «С высокого берега открывалась широкая окрестность…» до слов «Раскольников сидел, смотрел неподвижно…».)

2.Укажите термин, обозначающий противопоставление жизненных явлений или состояний (например, жизнь Раскольникова – крепость, острог, конвойные – и тот вольный, свободный мир, который видит герой «с высокого берега»: «кочевые юрты», «облитая солнцем степь» и т.д.).

3.О переменах в героях Ф.М. Достоевский пишет: «Они оба были бледны и худы; но в этих больных и бледных лицах уже сияла заря обновленного будущего, полного воскресения в новую жизнь». Укажите название средства художественной изобразительности, использованного в этом описании.

С1.
•Что хочет доказать Раскольников убийством старухи-процентщицы?
•Какую роль этот диалог сыграл в судьбе главного героя романа?
•Какую роль в истории преступления Раскольникова сыграла случайная встреча с этим человеком и знакомство с его семьей?
•Сформулируйте главную тему данного фрагмента и кратко прокомментируйте слова исследователя: «Одной из основных отличительных черт романа является то, что его герой — человек идеи…».
•Зачем Ф.М. Достоевский так подробно описывает детей одного из героев в данном фрагменте текста?
С2.
•Вспомните, какие детали постоянно повторяются в описании Петербурга. Какова их роль в создании образа города в романе? У каких еще писателей и в каких произведениях Петербург играет такую же роль?
•В каких произведениях русской классической литературы герой становится невольным свидетелем чужого разговора, который влияет на его дальнейшие поступки и решения?
•Что, по-вашему, становится главной трагедией героев романа «Преступление и наказание», и у каких героев русской литературы судьбы складываются трагически?
•Каковы основные особенности психологизма Достоевского и кого из русских писателей XIX века можно назвать писателями-психологами?
•В каких произведениях русской классики звучит тема детства и в чем, по-вашему, особенность звучания этой темы в романе «Преступление и наказание»?
С5.
•В чем главный изъян теории Раскольникова, предопределевший ее крах? (По роману Ф.М. Достоевского «Приступление и наказание»)
•Почему роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» называют романом-прозрением?
•Чем объясняется внутренняя противоречивость Родиона Раскольникова? (По роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»).
•Какие мысли и чувства пробудил у вас роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»? В чем смысл названия романа?
•Почему роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» можно считать романом-трагедией?

Л.Н. ТОЛСТОЙ

(1828-1910)

«Война и мир» (1863 – 1869)

Жанр: роман-эпопея

Черты романа-эпопеи:

1. особая монументальность в изображении событий;

2. охват исторической эпохи в целом во всей ее сложности;

3. стремление постичь и отразить закономерности исторического процесса;

4. изображение событий большого масштаба;

5. главный предмет изображения - жизнь общая (а не частная), широкий охват жизни во всех ее слоях;

6. изображение национального быта.

Наши рекомендации