Приемы и средства комического
Сарказм – едкая, язвительная насмешка с откровенно сатирическим смыслом, обладающая высокой степенью отрицания описываемого явления. | «Бородавкин <…>. Предводительствовал в кампании против недоимщиков, причем спалил тридцать три деревни, с помощью сих мер, взыскал недоимок два рубля с полтиною». («История одного города») |
Гипербола –художественный прием, основанный на преувеличении какого-либо свойства изображаемого предмета. | «…Мужичина до того изловчился, что стал даже в пригоршне суп варить» («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил») |
Литота – выражение, содержащее непомерное преуменьшение какого-либо свойства или признака (размера, силы, значения и т.д.) предмета, явления. | «Иванов <…>. Был столь малого роста, что не мог вмещать пространных законов. Умер в 1819 году от натуги, усиливаясь постичь некоторый сенатский указ» («История одного города») |
Гротеск– тип художественной образности, основанный на сочетании реального и фантастического, прекрасного и безобразного, трагического и комического, что позволяет представить жизненное явление в невероятной, неестественной форме. их очевидными. | «Прыщ <…>. Оказался с фаршированной головой, в чем и уличен местным предводителем дворянства» («История одного города») |
Пародия – один из приемов комического, подражание другому произведению, автору, литературному направлению с целью осмеяния. | «Был … в древности народ, головотяпами именуемый, и жил он далеко на севере, там, где греческие и римские историки и географы предполагали существование Гиперборейского моря… По соседству с головотяпами жило независимых племен …, а именно: моржееды, лукоеды, гущеды, клюковники, куралесы, вертячие бобы, лягушечники, лапотники, чернонебые, долбежники, проломленные головы… » («История одного города») (пародия на стиль исторического труда). |
С5.1.Каков художественный смысл финала романа Салтыкова-Щедрина "История одного города"?
С5.2. Сатирическое изображение "хозяев жизни" в романе М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города»
Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ
Роман «Преступление и наказание»
Центральная проблема – «личность и общество» или «человек и мир», которая реализуется в следующих темах и идеях:
- тема вседозволенности, если нет Бога и бессмертия души;
- тема исповеди без покаяния, «бесстыдной правды»;
- тема последних моментов сознания (тема смертной казни и самоубийства);
- тема сознания, находящегося на грани безумия;
- тема сладострастия, проникшего в сферы сознания и мысли;
- тема «неуместности» и «неблагообразия» жизни, оторванной от народных корней и народной веры;
- тема преступления как следствия «небратского» состояния общества, показателя аномалии общественного сознания.
Специфика жанра романа в творчестве Достоевского
Философский роман | характерно стремление осмыслить жизненные явления, имеющие общечеловеческое значение: добро и зло, вера и неверие, свобода и необходимость, благородство и подлость, счастье и страдание и т.д. |
Социальный роман | характерно стремление постичь закономерности развития хаотичной, ломающейся социальной действительности. При этом Достоевский был противником теории «среда определяет характер»; по его мнению, личность, ее духовное состояние играет огромную роль, человек всегда имеет право выбора. |
Психологический роман | по Достоевскому, человек сложен и неисчерпаем, глубок, «как море». |
Остросюжетный роман | на роман Достоевского повлиял жанр авантюрного романа, который отличается остросюжетностью, захватывающей повествовательной манерой, симпатией «к униженным и оскорбленным» |
Тяготение к жанру драмы | Напряженность коллизий, ярко выраженная диалогичность, эффектные сюжетные ходы, тщательно выписанные мизансцены и др. |
Полифонический роман*, | Роман, отличающийся таким построением, когда центральную мысль произведения не выражает ни автор, ни один из героев, она формируется из одновременного звучания многих равноправных голосов и сознаний. |
История создания романа
• Замысел написания романа относится, вероятно, ко времени пребывания Ф. М. Достоевского на каторге. 9 октября 1859 г. из Твери он пишет брату: «В декабре я начну роман... Не помнишь ли я тебе говорил про одну исповедь - роман, который я хотел писать после всех, говоря, что еще самому нужно пережить. На днях я совершенно решил писать его немедля... Все сердце мое с кровью положится в этот роман. Я задумал его в каторге, лежа на нарах, в тяжелую минуту грусти и саморазложения... Исповедь окончательно утвердит мое имя». |
• Замысел романа вынашивался автором более 6 лет. |
• В Висбадене в 1865 г. Достоевский задумал повесть, замысел которой стал основой для будущего романа «Преступление и наказание». |
• Сам Достоевский определяет содержание своего произведения таким образом: «Это - психологический отчет одного преступления... Молодой человек, исключенный из студентов университета, мещанин по происхождению и живущий в крайней бедности, по легкомыслию, по шатости в понятиях, поддавшись некоторым странным, «недоконченным» идеям, которые носятся в воздухе, решил разом выйти из скверного своего положения. Он решился убить одну старуху, титулярную советницу, дающую деньги на проценты. ... В повести моей есть, кроме того, намек на ту мысль, что налагаемое юридическое наказание за преступление гораздо меньше устрашает преступника, чем думают законодатели, отчасти потому, что он и сам его нравственно требует». |
Особенности композиции романа также связаны с его содержанием
Преступление | Наказание |
Занимает 1 часть повествования | Описывается в 5 частях |
Рассказывается о замысле и совершении преступления | Рассказывается о влиянии преступления на душу Раскольникова и пути героя к постепенному раскаянию |