Произведения. авторы. герои. проблемы

Ф.И.О писателя Произведение, жанр произведения Основные герои Проблемы
  «Слово о полку Игореве»    
Денис Иванович Фонвизин Комедия «Недоросль» Классицизм Митрофанушка Простакова – матушка Митрофана Скотинин – брат Простаковой, Стародум, Милон, Софья Правдин Главный вопрос: каким должен быть истинный дворянин и отвечает ли русское дворянство своему назначению
Василий Андреевич Жуковский романтическая баллада «Светлана» Романтизм Светлана Идея баллады в том, что вера спасла девушку от жениха-оборотня, автор даёт героям право выбора, возможность самим творить свою судьбу. В образе Светланы идеальный женский образ: верность, покорность, поэтичность.
Александр Сергеевич Грибоедов Комедия «Горе от ума» Классицизм + реализм Фамусов Софья Чацкий Молчалин, Лиза Скалозуб Грибоедовская комедия основана на конфликтах: лю­бовном и общественном. Одно с другим оказывается тесно связанным, личная проблематика вытекает из обществен­ной. Грибоедов-реалист превосходно понимал, что характер человека складывается под воздействием условий жизни. Понять человека можно только тогда, когда знаешь его среду. Поэтому автор достаточно подробно знакомит нас со средой, в которой Софья сформировалась как личность. Более всего характеризует это общество Фамусов, отец Софьи. Павел Афанасьевич Фамусов — типичный москов­ский барин начала позапрошлого века с характерной смесью самодурства и патриархальности. Он привык быть бари­ном, он очень уверен в себе и любит себя. Он занимает большой служебный пост, но к службе тоже относится по-барски, не отягощает себя ею. Его политические идеалы сводятся к прославлению всего старого, устоявшегося: ему хорошо живется, и он не хочет никаких перемен.
Александр Сергеевич Пушкин повесть «Капитанская дочка» Реализм Петр Андреевич Гринёв Иван Кузьмич Миронов Василиса Егоровна Миронова Маша Миронова Поручик Швабрин Емельян Пугачёв «Капитанская дочка» посвящена разработке исключи­тельно важной для этого времени темы — крестьянского восстания, крестьянской войны. Изучение истории восстания Пугачева дало возмож­ность Пушкину точно и правдиво рассказать о тех событи­ях, которые он изображает в повести. Хорошие черты и задатки, свойственные натуре Гри­нева-сына, окрепли, закалились и окончательно восторже­ствовали под воздействием той суровой жизненной школы, в которую отдал его отец, послав вместо Петербурга и гвардии на глухую степную окраину. Крупные историчес­кие события, участником которых он стал, не позволили ему после большого личного огорчения — отказа отца дать разрешение на брак с Машей Мироновой — пасть духом и опуститься, сообщили его душе «сильное и благое потря­сение».
Александр Сергеевич Пушкин Поэма «Медный всадник» Реализм Евгений Петр 1 (медный всадник) Автор с небывалой силой и смелостью показывает противоречия общественной жизни во всей их наготе, не стараясь их искусственно примирять там, где они непри­миримы в самой действительности. В «Медном всаднике» в обобщенной образной форме противопоставлены две силы: государство, олицетворенное в образе Петра I (а затем в символическом образе ожившего памятника, «Мед­ного всадника»), и простой человек с его личными, част­ными интересами и переживаниями. В поэме вдохновен­ными стихами прославляются «великие думы» Петра, его творенье — «град Петров», «полнощных стран краса и диво», новая столица русского государства. Наводнение, показанное в поэме как бунт покорен­ной, завоеванной стихии против Петра, губит его жизнь: Параша погибает, а Евгений сходит с ума. Трагическая судьба Евгения и глубокое сочувствие ему поэта выражены в «Медном всаднике» с громадной силой и поэтичностью.  
Александр Сергеевич Пушкин Роман в стихах «Евгений Онегин» Евгений Онегин Владимир Ленский Татьяна Ларина   Поэт изобразил русскую жизнь с подлинно энциклопедическим размахом, но в то же время лаконично, в предельно сжатой форме, действительно приближаясь к краткости энциклопедиче­ских статей и заметок.
Михаил Юрьевич Лермонтов Поэма «Песня про купца Калашникова» Кирибеевич – опричник царя Ивана Грозного купец Степан Парамонович Калашников Алёна Дмитриевна – его жена В этом произведении нет идеализации прошлого. В «Песне...» торжествует правда, правда истории удивительно подобранных лиц, из которых каждое — тип и вместе с тем неповторимая человеческая индивидуальность. Сочувствие автора отдано Степану Калашникову, за­щитнику законов патриархальной эпохи, по которым жил в то время народ. В поединке с Кирибеевичем купец отстаивает не только свое достоинство, свою честь, свои личные права, но и общенародные моральные нормы. Своеволие Кирибеевича вступило в противоречие с народ­ными представлениями о чести, а воля Калашникова («Я убил его вольной волею...») с ними совпала.
Михаил Юрьевич Лермонтов Социально-психологический роман «Герой нашего времени» Александр Григорьевич Печорин Грушницкий Бэла Мери Вулич Максим Максимыч Центральная тема романа — исследование современного человека, его отношений с миром, людьми и самим собой. Несмотря на то что Печорин так и не нашел главной цели в жизни (и в этом один из источников его трагизма), нельзя утверждать, что у него вообще не было значитель­ных целей. Одна из них — постижение природы и возможностей человека.
Михаил Юрьевич Лермонтов Поэма «Мцыри» Мцыри в переводе с грузинского значит «послушник» или монах ещё не пршедший посвящение. Герой поэмы пытается вырваться из мира, обрекающе­го его на одиночество. Мцыри — это «естественный чело­век», которому навязаны угнетающие его внутренние чув­ства общественные отношения. В герое велико чувство отрицания, так как его окружают не враги, а защитники и покровители; он и не воюет с ними: он их не приемлет. Мцыри живет, повинуясь естественным побуждениям, к которым относится любовь к свободе, родине, родным и природе. Эти чувства заставляют его бежать из монастыря, враждебного «закону сердца», и погрузиться в природную стихию. Для него схватка с барсом — встреча с природой; он вступает в борьбу без оружия, как первобытный человек; наивное чувство любви пробуждается в нем при виде первой встреченной девушки. Каждый сюжетный мотив «Мцыри» символически расширен и насыщен философ­ским смыслом.
Николай Васильевич Гоголь Поэма «Мёртвые души» Чичиков, Манилов Собакевич, Коробочка Ноздрёв Писатель ставит в «Мертвых душах» философские вопросы: что есть человек, в чем смысл и назначение человеческой жизни.
Николай Васильевич Гоголь Комедия «Ревизор» Городничий Сквозник-Дмухановский Помещики Бобчинский и Добчинский Хлестаков Значение «Ревизора» состоит не только в том, что в комедии высмеиваются пороки и недо­статки царской России, но и в том, что писатель призывает зрителей и читателей заглянуть в свою душу, задуматься об общечеловеческих ценностях. Суть комедийности конфликта состоит в том, что городничий и чиновники сражаются с призра­ком, который они создали в своем воображении. Глупый Хлестаков сумел обмануть и ловко провес­ти многоопытного и умного городничего и еще многих чиновников.
Николай Васильевич Гоголь Повесть «Шинель» Главный герой произведения — Акакий Акакиевич Башмачкин, титулярный советник. Конфликт маленького человека с миром вызывается тем, что у него отнимают его единственное достояние, для Акакия Акакиевича целью и смыслом жизни становится вещь. Фантастический финал произведения — утопическое осуществление идеи справедливости. Вмес­то покорного Акакия Акакиевича появляется грозный мститель.
Александр Николаевич Островский Драма «Гроза» Катерина Кабанова Тихон Кабанов – муж Кабанова - купчиха Дикой – купец Борис – племянник Дикого Катерина — личность. Хотя у нее нет аналитического мышления, но у нее есть чувство особности, чувство «Я», ответственности за себя перед собой, то есть чувство личности. Катерина сама не осознает, но в ней есть ощущение: «Мне никто ничего не должен — я должна себе».
Иван Сергеевич Тургенев Роман «Отцы и дети» Евгений Базаров Павел Петрович Кирсанов Николай Петрович Кирсанов Анна Сергеевна Одинцова Чтобы соотнести своего героя с вечными общечеловеческими ценностями, И. С. Тургенев пока­зывает отношение Базарова к природе, искусству, любви и смерти. По своим убеждениям Базаров отрицает все эти ценности, но мощные стихии человеческой жизни, вторгаясь в жизнь самого Базарова независимо от его воли, показывают трагическую сущность героя. Для И. С. Тургенева способность человека к большому, всепоглощающему чувству — всегда признак глубокой нату­ры.
Иван Александрович Гончаров Роман «Обломов» Илья Ильич Обломов Андрей Штольц Ольга Ильинская Агафья Пшеницына Слова Обломова: «Скука, скука, скука!.. Чего там искать? Интересов ума, сердца?! Ты посмотри, где центр, около которого вращается все это: нет его, нет ничего глубокого, задевающего за живое. Все это мертвецы, спящие люди, хуже меня эти члены общества! Что водит их в жизни? Вот они не лежат, а снуют каждый день, как мухи... а что толку? Отличный пример для ищущего движения ума! Разве это не мертвецы?.. Ни искреннего смеха, ни проблеска симпатии!»
Николай Алексеевич Некрасов Поэма «Кому на Руси жить хорошо» 7 мужиков, Яким Нагой, Ермила Гирин, Матрёна Тимофеевна, Савелий – богатырь святорусский, Гриша Добросклонов В поэме изображается прежде всего народная среда в целом, обстановка жизни разных обще­ственных кругов. Народная точка зрения на действитель­ность выражена в поэме уже в самой разработке темы, в том, что вся Русь, все события показаны через восприятие странствующих крестьян, представлены читателю как бы в их видении. События поэмы развертываются в первые годы после реформы 1861 года и освобождения крестьян. Народ, крес­тьянство — подлинный положительный герой поэмы. С ним связывал Некрасов свои надежды на будущее, хотя и сознавал слабость сил крестьянского протеста, незрелость масс для революционных действий.
Михаил Евграфивич Салтыков-Щедрин Сказки для детей изрядного возраста    
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин Сказка «Премудрый пескарь» Опасаясь больших рыб, раков, уды и даже других пискарей, премудрый пискарь решил прожить жизнь в норе: «ибо лучше не есть, не пить, нежели с сытым желудком жизни лишиться». Дрожа в своей норе, прожил премудрый пискарь более ста лет. Не было у него ни семьи, ни друзей, «в карты не играет, вина не пьет, табаку не курит, за красными девушками не гоняется — только дрожит да одну думу думает: "Слава богу! кажется, жив!"». Неправильно полагают те, кои думают, что лишь те пискари могут считаться достойными гражданами, кои, обезумев от страха, сидят в норах да дрожат. Нет, это не граждане, а по меньшей мере бесполезные пискари. Никому от них ни тепло, ни холодно, никому ни чести, ни бесчестия, ни славы, ни бесславия... живут, даром место занимают да корм едят».
Михаил Евграфивич Салтыков-Щедрин Сатирико-гротесковая хроника (роман) «История одного города» Градоначальники Органчик Фаршированная голова Вся жизнь города Глупова нелепа, противоречит нормальной человеческой жизни. Его правители — злобные, жестокие куклы; цель их — уничтожение всего мыслящего. Фами­лии-клички указывают на паразитизм и враждебность их носителей всему человеческому и прогрессивному. Градо­начальники Глупова: Органчик (Брудастый), Прыщ (Фар­шированная голова), Бородавкин, Негодяев, Перехват-За­лихватский, Угрюм-Бурчеев - олицетворяют самодержавие и произвол. образ Угрюм-Бурчеева — этот символ угнетения и произвола — вобрал в себя многие конкретные черты антинародных правителей России. Образы градоначальни­ков лишены психологической глубины. И это не случайно. Угрюм-Бурчеевым чужды чувства горя, радости, сомнения. Они не люди, а механические куклы. Они — полная противоположность живым людям, страдающим и мысля­щим. В «Истории одного города» Щедрин предсказал гибель самодержавия. Униженные, доведенные до отчаяния глуповцы в конце концов начинают понимать невозможность своего существования в условиях деспотического режима Угрюм-Бурчеева.
Федор Михайлович Достоевский Роман «Преступление и наказание» Старуха-процентщица её сестра Лизавета Родион Раскольников Дуня – сестра Мармеладов Лужин – жених Дуни Свидригайлов В романе создаётся картина преступного состояния мира, в котором одни «переступают» через себя, другие благословляют на эти жертвы или принимают их, а третьи, не рассуждая, «переступают» через всех и каждого, кто встретится им на пути. Такое состояние мира возмущает Раскольнико­ва, который не может равнодушно проходить мимо чужих страданий.
Лев Николаевич Толстой Роман-эпопея «Война и мир» Андрей Болконский Пьер Безухов Наташа Ростова Марья Болконская Элен Безухова Анатоль Курагин Толстым созданы сотни человеческих характеров. В романе изображена монументальная картина русской жизни, насыщенная событиями огромного исторического значения. Читатели узнают о войне с Наполеоном, которую русская армия вела в союзе с Австрией в 1805 году, о Шенграбенском и Аустерлицком сражениях, о войне в союзе с Пруссией в 1806 году и Тильзитском мире. Толстой рисует события Отечественной войны 1812 года: переход французской армии через Неман, отступление русских в глубь страны, сдачу Смоленска, назначение Кутузова глав­нокомандующим, Бородинское сражение, совет в Филях, оставление Москвы. Писатель изображает события, свиде­тельствовавшие о несокрушимой мощи национального духа русского народа, погубившего французское нашест­вие: фланговый марш Кутузова, Тарутинское сражение, рост партизанского движения, распад армии захватчиков и победоносное завершение войны. В романе отражены крупнейшие явления политичес­кой и общественной жизни страны, различные идейные течения (масонство, законодательная деятельность Спе­ранского, зарождение в стране декабристского движения). Картины великих исторических событий сочетаются в романе с бытовыми сценами, нарисованными с исключи­тельным мастерством. В этих сценах нашло отражение то существенное, чем характеризуется социальная действи­тельность эпохи. Толстой изображает великосветские при­емы, развлечения светской молодежи, парадные обеды, балы, охоту, святочные забавы господ и дворовых.
Антон Павлович Чехов Рассказы    
  Рассказ «Ионыч» Дмитрий Ионыч Старцев Екатерина Ивановна туркина Гибель человеческой души и нравственного оскуднения. Это рассказ о том, как складывается судьба молодого доктора Старцева. Трансформация личности врача - подвижника Дмитрия Ионыча, стяжателя Ионыча. Превращение Старцева в Ионыча показывается через 3 основные черты: внешность, отношение к работе, материальное благополучие Старцев на всем своем жизненном пути является одиноким, даже среди своих, обывателей. Чехов выделил 3 основных причины превращения героя в обывателя: -среда в которой жил Старцев не только не давала почвы для развития, для продвижения вперед, она отравляла его своим ядом; -"двигаться вперед в этой среде мог человек, который имел цель в жизни, который хотел постоянно чего-то достичь;" -по своим взглядам и развитию был выше тех, кто его окружали, он их избегал.  
  Рассказ «Человек в Футляре» Беликов Михаила Саввич Коваленко и его сестра Варенька Рассказом «Человек в футляре» автор хотел сказать, что страх перед действительностью может заточить человека в созданный им же самим футляр. Более того, «футляр» носит явно социально-политическую окраску: здесь Чехов дает краткую, точную, сатирическую, порой гротескную, характеристику жизни всей русской интеллигенции и вообще России в только что закончившееся царствование Александра III.
  Рассказ «Дама с собачкой» Анна Сергеевна Дмитрий Дмитрич Гуров И Гуров, и Анна Сергеевна мучаются повседневностью жизни, неопределенностью своих выборов - они оба не любят и не принимают своих супругов, и жизнь из-за этого кажется им невероятно скучной. Но курортная любовь меняет их мировоззрение и их жизни наполняются красками и новыми ощущениями. И получается, что курортный роман меняет жизни героев раз и навсегда. Главное, что хотел показать писатель - это то, что свобода и счастливая жизнь в мечах представляется совершенно по-другому, а когда наступает реальная жизнь, человек не может справить с ее обыденностью и бытом.
  Рассказ «Студент» Иван Главный герой рассказа приходит к пониманию всего истинного в жизни и за счет этого обретает веру и смотрит на мир совершенно другими глазами. С самого начала Чехов показывает нам студента, как человека полностью разочаровавшегося в мире и в людях. На протяжении рассказа мы наблюдаем за перерождением Ивана, за тем, как он сам меняет себя - наполняет свой внутренний мир чем-то светлым и добрым, и теперь вера ведет его вперед. Второстепенные персонажи рассказа отображают эту же проблему. Лукерия и Василиса тоже знакомы с невзгодами жизни, но их достоинство в том, что веру они так и не потеряли.
  Рассказ «Смерть чиновника» Червяков Это рассказ не об исчезновении человеческой индивидуальности (не о ней речь!), а о прекращении функционирования чиновника, некоего бездушного механизма. Как и многие смешные рассказы Чехова, рассказ "Смерть чиновника" не только смешон, но и грустен, и даже страшен. Гибель героя производит в рассказе эффект не только комический, но и трагический, поскольку мы становимся свидетелями добровольного, упорного самоунижения человеческого в человеке.
  Рассказ «Хамелеон» Очумелов – полицейский надзиратель, Елдырин – городовой Хрюкин – золотых дел мастер Автор не случайно назвал свой рассказ «Хамелеон». Мы видим, как разительно меняется Очумелов в зависимости от обстоятельств, меняется его поведение, его речь. Становится очевидным, что полицейский надзиратель — воплощение готовности пресмыкаться перед высшими и помыкать низшими, подличать, выслуживаться. Любопытно, что и Хрюкин, и толпа обывателей ведут себя тоже по-хамелеонски. Таким образом, в рассказе описан не единичный случай, а дан психологически обоснованный тип общественного поведения. В «Хамелеоне» Чехов осуждает трусость холопствующих перед сильными мира сего. Он смеется над теми, кто заискивает и лебезит, бледнея и растерянно улыбаясь. Такие люди вызывают насмешку и презрение.
Антон Павлович Чехов Пьеса, комедия «Вишневый сад» Любовь Андреевна Раневская и ее брат Леонид Андреевич Гаев Ермолай Алексеевич Лопахин, новый владелец имения и виш­невого сада Аня, дочь Раневской, Пе­тя Трофимов, бывший учитель погибшего сына Раневской Самой актуальной темой этой прощальной пьесы А. П. Чехова является тема гибели красоты в жизни людей, исчезновение из их жизни «животворящих святынь», связую­щих поколения, уничтожение культуры, символично изображенной в образе вишневого сада. В. Мейерхольд замечал: «Это веселье, в котором слышны звуки смерти»
Иван Алексеевич Бунина Рассказ «Господин из Сан-Франциско» Атлантида господин И. А. Бунин был убежден, что сила и богатство чувства жизни пропорциональны силе ощущения смерти. Герой, в сознании которого нет места мысли о неизбежном конце, отличается поразитель­но скудным и бедным миром чувств, лишенным прекрасных и грозных тонов, присущих жизни людей, не оскопляющих ее сведением к простому благополучию.
Иван Алексеевич Бунина Новелла «Чистый понедельник»   Рассказ назван “Чистый понедельник”, потому что именно в канун этого святого дня произошел между влюбленными первый разговор о религиозности. До этого не думал, не подозревал главный герой о другой стороне натуры девушки. Она казалась вполне довольной привычной жизнью, в которой было место театрам, ресторанам, веселью. Отказ от светских радостей ради монашеской обители свидетельствует о глубоких внутренних терзаниях, которые происходили в душе молодой женщины. Возможно, именно этим и объясняется то равнодушие, с которым она относилась к привычной жизни. Она не могла найти себе места среди всего, что ее окружало. И даже любовь не смогла помочь ей в обретении духовной гармонии.
Максим Горький Социально-философская драма «На дне» Лука, Сатин и Актер, Васька Пепел — вор, Андрей Митрич Клещ — слесарь, его жена Анна, Настя — проститутка, Бубнов, Барон, Алешка, Татарин и Кривой Зоб — крючники. В пьесе сталкиваются две философские «правды»: Луки и Сатина. Ночлежка — своего рода символ оказавшегося в тупике человечества, которое к началу XX века потеряло веру в Бога, но еще не обрело веры в себя. Отсюда всеобщее чувство безнадежности, отсутствия перспективы
Максим Горький Рассказ «Старуха Изергиль» Ларра, Данко Изергиль Любой человек — и Изергиль это до­казывает личным примером — должен стремиться к высшему, потому что в жизни «всегда есть место подвигу».
Михаил Афанасьевич Булгаков Роман «Мастер и Маргарита» Понтий Пилат Иешуа Мастер Маргарита Иван Бездомный Воланд Кот Бегемот     Булгаков в «Мастере и Маргарите» показал, что человеческую судьбу и сам исторический про­цесс определяют непрерывный поиск истины, следование высоким идеалам добра и красоты. Их постижение невозможно без терпения, мужества, любви и духовного созидания, без движения вперед через сомнения. Это роман об ответственности человека за все добро и зло, которые со­вершаются на земле, за собственный выбор жизненных путей, ведущих или к истине и свободе, или к рабству, предательству и бесчеловечности. Он о всепобеждающей силе любви и творчества, возносящей душу к высотам истинной человечности.
Александр Александрович Блок   Поэма «Двенадцать»   Поэма написана Александром Блоком в начале 1918 года. В ней отразилась позиция автора по отношению к Октябрьской революции 1917 года. «Двенадцать» — поэма о революционном Петрограде, поэма о крови, о грязи, о преступлении, о падении чело­веческом. Это — в одном плане. А в другом — о революции, о том, что через запачканных в крови людей в мир идет благая весть о человеческом освобождении. Снежная вьюга революции начинается с первых же строк поэмы; и с первых же ее строк черное небо и белый снег — как бы символы того двойственного, что соверша­ется на свете, что творится в каждой душе.  
Владимир Владимирович Маяковский     Поэма «Облако в штанах»   Ошеломляющим в поэме было все: от названия до последней строчки. Первоначально она называлась «Тринадцатый апостол». По Евангелию, у Христа было двенадцать учеников – апостолов, проповедников веры. Маяковский объявляет себя тринадцатым апостолом, возвещающим миру новую правду, пересматривающую сложившиеся представления о добре и зле. «Катехизис» миропонимания Маяковского выражается в «четырех криках четырех частей»: «Долой вашу любовь», «Долой ваше искусство», «Долой ваш строй», «Долой вашу религию». Нигилистический пафос произведения попытался объяснить К.И. Чуковский, который писал: «Маяковский вступил в литературу нигилистом и циником, с какой-то зловеще дырой в душе». Лирический герой поэмы Маяковского «Облако в штанах» - это бунтующий герой. Он восстает против религии, политики, искусства и любви буржуазного мира. Герой призывает к решительным действиям. Своим произведениям Маяковский утверждает, что роль поэта в жизни общества огромна и именно он способен повлиять на ход истории.
Анна Андреевна Ахматова   Поэма «Реквием»   Поэма написана в разные периоды времени, с 1935 по 1940 год. Она как бы собрана из осколков зеркала — отдельных главок, героиня Ахматовой порой сливается с личностью рассказчика, автора. Это несчастная, истерзанная горем женщина постепенно приходит к убеждению, что она обязана все рассказать потомкам. Нельзя унести с собой правду об этом страшном времени, умолчать, сделать вид, что ничего не было. Это не должно повториться. Благодаря гражданскому мужеству Ахматовой, Солженицына, Шаламова и других честных людей, мы знаем правду об этом времени, надеемся, что такое никогда не повторится. А иначе зачем все эти жертвы, неужели напрасно?!
Михаил Александрович Шолохов Роман-эпопея «Тихий Дон» Григорий Мелехов Аксинья Роман показывает жизнь русского народа в один из тяжелейших периодов истории России. Автор раскрывает неразрывную связь человека со своей страной, с ее историей и судьбой. Он не может отрешиться от происходящих событий только по своему желанию. Автор раскрывает в своих работах объемы не столько материальных, сколько моральных, душевных разрушений и страданий. Неприятие нововведений, потеря близких и любимых людей, несправедливое отношение властей — все это было повседневными реалиями того времени. Государство переживало тяжелое время, но ведь государство — это и есть народ. А в описываемый в романе период произошел раскол среди населения, раскол более страшный, чем социальное расчленение. Страна разделилась на два противоборствующих лагеря, каждый из которых фанатично отстаивал собственные идеи и цели. В результате рушились семьи, «брат шел на брата, а сын на отца».
Михаил Александрович Шолохов   Рассказ-эпопея «Судьба человека» Андрей Соколов Это рассказ о великих страданиях и вели­кой стойкости простого русского человека. В главном герое Андрее Соколове с любо­вью воплощены черты русского характера: терпение, скромность, чувство человечес­кого достоинства, слившееся с чувством истинного патриотизма, с великой отзывчи­востью на чужую беду, с чувством фронто­вого товарищества. судьба Соколова полна таких тяжких испытаний, таких страшных потерь, что, кажется, невозможно человеку вынести все это и не сломиться, не пасть духом. Этот человек показан в предельном напряжении душевных сил. Перед нами проходит вся жизнь героя. Соколов ведет непрерывную борьбу с собой и выходит из нее победителем, он дает ра­дость маленькому человеку, усыновляя та­кого же, как он, сироту, Ванюшу, мальчишку со «светлыми, как небушко, глазами». Най­ден смысл жизни, побеждено горе, торжест­вует жизнь.
Андрей Платонович Платонов Повесть «Котлован» Вощёв Чиклин Настя В «Котловане» главной задачей Платонова было показать читателю человека, который всей душой желает построить новую жизнь. Строительство новой жизни — это прежде всего слом старого. Инвалид Жачев говорит, что он пострадал на «капиталистической войне», и это простое словосочетание тут же наводит на мысль, что на этой войне люди гибли и страдали из-за чужих капиталов. Одновременно под этим понятием могут скрываться и первая мировая война, и гражданская война, война с капиталом, к тому же, устами Жачева, автор дает понять, что в будущем СССР ожидают социалистические войны». Символом этого светлого будущего является девочка Настя, которую землекопы приютили у себя. Жачев, Вощев и другие связывают свое будущее с детьми, а Настя, единственный “ребенок в повести, кроме безликих пионеров, умирает от болезни. Все действия повести разворачиваются вокруг котлована, который роют землекопы, но, по-видимому, он никогда не будет завершен, так как начальство беспрестанно требует его увеличить. В будущем доме все хотят укрыться от печалей и невзгод, но у дома нет даже фундамента, а есть лишь котлован, рытье которого должно же будет когда-нибудь завершиться.
Александр Исаевич Солженицын Рассказ «Матрёнин двор» Матрёна   Солженицын показывает не только материальное обнищание, но и духовное. У окружающих Матрену людей происходит деформация нравственных понятий: добро - богатство. При жизни Матрены родня начинает делить дом (горницу). Полуразрушенную горницу перевозят на тракторе. Трактор застревает и попадает под скорый поезд. Из-за этого погибает Матрена и еще два человека. Жадность овладевает людьми. Фаддей, который в прошлом любил Матрену, на похоронах переживает не о ее смерти, а о бревнах. Ему дороже богатство, чем человеческая жизнь.Эта среда, в которой живут люди, доводит их до воровства, жадности и потери нравственных ценностей. Люди портятся и становятся жестокими. Но Матрена сохранила в себе человека. Прекрасно показан чисто русский характер Матрены. Доброта и сочувствие ко всему живому. Матрену всю жизнь обижали. Но в чем же источник ее души? В работе - отвлечение от всего, вдохновение, забота. Силы она черпает в природе. Убогий быт Матрены не сделал убогим ее сердце и душу.
Александр Исаевич Солженицын Повесть «Один день Ивана Денисовича» Иван Денисович Шухов В центре повести (сам А. Солженицын назвал произведение рассказом) — судьба простого русского мужика Ивана Денисовича Шухова, сумевшего в самых тяжелых испытаниях сохранить в себе те высокие нравственные ценности, которые веками оберегались и почитались в народе. Имея уже определенный опыт лагерной жизни, Иван Денисович сумел сделать свой нравственный выбор, четко уяснил, как надо жить, чтобы не потерять себя: “В лагере вот кто подыхает: кто миски лижет, кто на санчасть надеется да кто к куму ходит стучать”. Казалось бы, что это за принцип: “не вылизывать чужие миски”? Но за этим нехитрым жизненным законом стоит весь нравственный мир Шухова, ушедшего на фронт 23 июня 1941 года, раненного в бою, но вернувшегося в строй, попавшего в плен, но сумевшего убежать. Одной из вершин повести является сцена кладки стены. Голодный и замерзающий Шухов работает с огоньком, забыв о морозе, о стоящих за спиной конвоирах. Это и есть нравственный взлет человека, момент его свободы.
Виктор Петрович Астафьев Повествование в рассказах «Царь-рыба» Игнатьич Центральной главой повести является глава с одноименным названием — «Царь-рыба», в которой звучат мотивы роли человека на земле и вечных духовных ценностей. В схватке Игнатьича с осетром царь-рыба олицетворяет природу, а Игнатьич — человека. Причем характер человека испытывается на прочность в экстремальных условиях, в которых он из ловца сам становится добычей. В поединке с царь-рыбой герой постигает истину: смысл человеческой жизни не в накоплении богатств, а в том, что надо всегда оставаться человеком, не идти против своей совести. В самом корне слова «природа» заключен глубокий смысл: это то, что родит, что дает жизнь. Природа — существительное женского рода, и ее олицетворение в книге — царь-рыба — тоже. Перед лицом смерти он пересматривает свою жизнь, исповедуется перед собой и раскаивается, чем и снимает с души тяжкий грех. Активная работа души, полное нравственное перерождение спасают Игнатьича от смерти.

ДРАМАТУРГИЯ





Типичные вопросы по драматическим произведениям

1.В рамках какого литературного направления создавалось данное произведение? Классицизм, реализм

2.Каким термином обозначается форма речи персонажей, представляющая собой обмен репликами? Диалог

3.Определите жанр произведения.

Наши рекомендации