ТЕМАТИКА — система взаимосвязанных тем художественного произведения.

ТЕРЦЁТ (от лат. tгез— три) — строфа, состоящая из трёх стихов на одну рифму. Например, стихотворение А. А. Блока «Крылья»:

Крылья лёгкие раскину, Стены воздуха раздвину,


Словарь литературоведческих терминов и справочные материалы

Страны дольние покину.

Вейтесь, искристые нити. Льдинки звёздные, плывите, Вьюги дольние, вздохните!

В сердце — лёгкие тревоги,

В небе - звёздные дороги. Среброснежные чертоги...

ТЕРЦИНА (отит.Т.етпа) - строфа из трёх стихов, рифмующихся таким образом, что ряд терцин образует непрерывную цепь тройных рифм:аба, бвб, вгви т.д. и замыкается отдельной строкой, срифмо­ ванной со средним стихом последней терцины. Например, в «Песне Ада» А. А. Блока:

День догорел на сфере той земли, Где я искал путей и дней короче. Там сумерки лшювые легли.

Меня там нет. Тропой подземной ночи Схожу, скользя, уступом скользких скал. Знакомый Ад глядит в пустые очи.

Яна земле был брошен в яркий бал, Ив диком танце масок и обличий Забыл любовь и дружбу потерял...

ТИП (от греч. tурos — образ, отпечаток, образец) — художест­ венный образ, наделённый обобщёнными свойствами определён­ ных социальных явлений. Литературный тип - яркий представи­ тель какой-либо группы людей (сословия, класса, нации, эпохи). Например, Максим Максимыч (М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»), капитан Тушин (Л. Н. Толстой «Война и мир»), Василий Тёркин (А. Т. Твардовский «Василий Тёркин») - тип русского сол­ дата; Акакий Акакиевич Башмачкин (Н. В. Гоголь «Шинель») - тип «маленького человека»; Евгений Онегин (А. С. Пушкин «Евгений Онегин») — тип «лишнего человека» и т. п.

ТбПОС (от греч.юpов- место) - художественные образы от­ крытых природных пространств, а также «места» разворачивания

264 Литература. Подготовка к ЕГЭ-2017

художественных смыслов. Например, русская земля в «Слове о полку Игореве» —эточасть лесостепного пространства на юге Руси от Ки­ ева до Курска, а позднее — вся совокупность восточнославянских земель, территория древнерусской народности. Для автора памятни­ ка это национальное, историческое, географическое и мифологиче­ ское пространство. Призывая своих современников встать за обиду сего времени, за землю русскую, создатель «Слова о полку Игореве» настойчиво подчёркивает основную идею произведения: единство русской земли, основанное на прекращении княжеских усобиц и сов­ местной борьбе со степняками.

ТРАГЕДИЯ (от греч. tга§оs — козёл и ode — песня) — один из видов драмы, в основе которого лежит особо напряжённый, нераз­ решимый конфликт, оканчивающийся чаше всего гибелью героя. Содержание трагедии определяет, как правило, конфликт, исклю­ чительный по своей значимости, отражающий ведущие тенденции общественно-исторического развития, духовное состояние человече­ ства. Отсюда укрупнённый, приподнятый характер обрисовки героя, призванного решать вопросы, имеющие всемирно-историческое значение. Трагедиями являются, например, «Гамлет» В. Шекспира, «Борис Годунов» А. С. Пушкина.

ТРОПЫ (греч. tгоpок- оборот) - обороты речи, в которых слово или выражение употреблено в переносном значении в целях достиже­ ния большей художественной выразительности. В основе перенесе­ ния значений слов лежит их многозначность. В выражении «печаль­ ное настроение» нет тропа, т. к. слова употреблены в прямом (или в первичном) значении. Выражение «печальные поляны» (А. С. Пуш­ кин «Зимняя дорога») — троп, так как в нём сливаются в один образ настроение лирического героя и унылый пустынный пейзаж.

Основными видами тропов являются метафора, метонимия, оли­ цетворение, сравнение, гипербола, ирония и т.д.

Ф

ФАБУЛА (лат.Гаbи1а— повествование, история) — цепь собы­ тий, о которых повествуется в произведении, в их временной по­ следовательности. Иными словами, фабула — это то, что поддаётся


Словарь литературоведческих терминов и справочные материалы

пересказу, то, «что было на самом деле», между тем как сюжет — это то, «как узнал об этом читатель». Фабула может совпадать с сюжетом, но может и расходиться с ним. Сюжет и фабула расходятся, например, в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

фантастИКА (отГреч, phaШasПce - способность вообра­ жать) - мир причудливых представлений и образов, рождённых во­ ображением на основе фактов реальной жизни. Фантастика изобра­ жает мир подчёркнуто условным.

Фантастическими элементами наполнена сказка М. Е. Салты­ кова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов про­ кормил». Мужик, ублажающий генералов, может всё; сварить суп в пригоршне, выстроить «корабль — не корабль, а такую посудину, чтоб можно было океан-море переплыть» и т.д.

Иногда фантастическими оказываются отдельные персонажи или элементы сюжета (пьесы В. В. Маяковского «Клоп» и «Баня»). Фан­ тастика может лежать в основе построения художественного мира произведения («Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова).

ФОЛЬКЛОР (от англ.Го1к- народ, lоге- мудрость) — массовое словесное художественное творчество, вошедшее в бытовую традицию того или иного народа. Важнейшей особенностью фольклора являет­ ся то, что он представляет собой искусство устного слова, так как он возник до появления письменности. Сложились следующие жанры фольклора: былины, исторические песни, сказки, предания, легенды, сказы, жанры обрядовой поэзии, пословицы, поговорки и др.

ФРАЗЕОЛОГЙЗМЫ — устойчивые сочетания слов, значения которых истолковываются подобно значению одного слова. Напри­ мер: «Ивсё шито да крыто— никто ничего не видит и не знает, видит только один Бог!» (А. Н. Островский).

ФУТУРИЗМ (от лат.тдцuгшп- будущее) - авангардистское на­ правление в европейском и русском искусстве 10-20-х гг. XX в., осно­ ванное на ощущении краха традиционной культуры и стремлении осознать через искусство черты неведомого будущего. Поэты-футу­ ристы отказывались от привычных художественных форм вплоть до разрушения естественного языка (деформация слова, разрушение

266 Литература. Подготовка к ЕГЭ-2017

синтаксиса, «телеграфный язык», введение в текст математических и музыкальных знаков и т. п.). В русском футуризме образовались две ветви: эгофутуризм (И. Северянин) и кубофутуризм (ВВ. Маяков­ ский) . К футуризму примыкали также поэты, объединившиеся вокруг издательства «Центрифуга» (Б. Л. Пастернак, Н. Н. Асеев).

X

ХАРАКТЕР (греч. cЬагaс(ег— черта, особенность) - совокуп­ ность устойчивых психических особенностей, образующих личность литературного персонажа. Например, в рассказах «Смерть чинов­ ника» и «Толстый и тонкий» А. П. Чехов рисует сходные характеры Червякова и «тонкого»: им свойственны чинопочитание, лакейство, страх. Средствами раскрытия характера в художественном произве­ дении выступают портрет, костюм, интерьер, речевая манера и т.д. В каждом литературном направлении (классицизме, романтизме, сентиментализме, реализме) обнаруживаются свои устойчивые типы характеров.

ХОРЕЙ — двусложный стихотворный размер, в котором ударение падает на первый слог (^ -) . Например, у А. С. Пушкина:

Мчатся тучи, вьются тучи; Невидимкою луна Освещает снег летучий; Мутно небо, ночь мутна.

ХРОНОТбП (от греч. cпгonos - время,Юpок- место) — единст­ во пространственных и временных параметров, направленное на вы­ ражение определённого смысла; существенная закономерная взаи­ мосвязь «временных и пространственных отношений, художественно освоенных в литературе» (М. М. Бахтин). Например, своеобразие хронотопа в рассказе А. П. Чехова «Студент» («физическое» и «би­ блейское» время-пространство как оппозиция бытового и бытийного уровней произведения) позволяет писателю выйти за конкретно-исторические рамки, придать повествованию общечеловеческое звучание, прокомментировать конкретную ситуацию с точки зрения более широкой перспективы, наиболее полно раскрыть проблемати­ ку произведения и ёмкость его идейно-художественного содержания.


Словарь литературоведческих терминов и справочные материалы

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕТЛЛЬ (от франц.<1е!шl - мелкая состав­ ная часть чего-либо, подообность, частность) - самая малая единица предметного мира художественного произведения, запоминающаяся черта, подробность внешности, одежды, обстановки, переживания или поступка. Например, в облике Пьера Безухова (Л.Н.Толстой «Война и мир») обращают на себя внимание такие детали его внеш­ ности: улыбка, делающая лицо«детским, добрым, даже глуповатыми как бы просящим прощения»; взгляд — «умный и вместе робкий, на­ блюдательный и естественный». Детали убранства кабинета ЕвгенияОнегина (А. С. Пушкин «Евгений Онегин>) помогают Татьяне Ла-риной судить о его увлечениях и вкусах: «И лорда Байрона портрет,

/ И столбик с куклою чугунной / Под шляпой, с пасмурным челом, /

С руками, сжатыми крестом».

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВРЁМЯ — категория поэтики художест­ венного произведения, одна из форм (наряду с пространством) бытия и мышления. Время в художественном произведении воссоздаётся словом в процессе изображения и развития характеров, ситуаций, жизненного пути героя, речи и пр. Например, в романе «Герой наше­ го времени» М. Ю. Лермонтов с целью создания ощущения течения времени использует такие слова и выражения:«Одно утрозахожу к ним...»,«под вечер», «Месяца четыревсё шло как нельзя лучше...», «5 эту минутупрошли к колодцу мимо нас две дамы.. », « Вот уж три дня, как я в Кисловодске» и т.д. Писатель намеренно датирует каждуюглаву «Журнала Печорина», отмечает время суток и протяжённость действия:«13-го мая. Нынче поутрузашёл ко мне доктор; его имя Вернер, но он русский».

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО - категория поэтики художественного произведения, одна из основных характеристик художественного бытия героев. Существенно отличается от реального пространства. Характеристики художественного пространства (огра­ ниченность-неограниченность, объёмность, локальность, пропорци­ ональность, конкретность и проч.) определяются методом, жанром, сюжетом произведения, а также творческой индивидуальностью ав­ тора. Например, А. С. Грибоедов в «Горе от ума» изображает Москву начала XIX в. в её конкретных топографических реалиях (Кузнецкий

268 Литература. Подготовка к ЕГЭ-2017

мост, «Английский клуб» и пр.) и рисует психологический портрет именно московского дворянства (« На всех московских есть особый отпечаток»), В поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души» в мельчайших деталях быта и нравов, но без конкретных топографических указа­ ний описана русская провинция (например, губернский город NN5.

Подробно характеризуя пространство комнаты-каморки Расколь-никова, Ф. М. Достоевский в «Преступлении и наказании» ищет истоки мировоззрения героя. В художественной литературе наряду сконкретнымсоздаётсяабстрактноепространство. Оно восприни­ мается как всеобщее, редко имеет конкретные черты и не оказывает существенного влияния на характеры и поведение персонажей. Иног­ да в одном произведении сочетаются оба типа пространства (напри­ мер, в «Мастере и Маргарите» М. А. Булгакова сочетается конкретное пространство Москвы и вымышленное Мастером пространство его романа).

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МЕТОД - совокупность наиболее общих принципов и особенностей образного отражения жизни в искусстве, которые устойчиво повторяются в творчестве ряда писателей и тем самым могут образовать литературные направления. К художествен­ ным методам (и направлениям) относятся классицизм, сентимента­ лизм, романтизм, реализм, модернизм, постмодернизм.

Э

ЭЗбПОВЯЗЫК(по имени древнегреческого баснописца Эзопа) — художественная речь, основанная на вынужденном иноска­ зании, тайнопись в литературе. Эзопов язык использовал, например, М. Е. Салтыков-Щедрин в своих сказках.

ЭКЗИСТЕНЦИЛЛЙЗМ (от лат. eх5i51епИа- существование) — способ выявления основ существования индивида в обществе и са­ мого общества в целом. Бытие в экзистенциализме рассматривается как некая непосредственная нерасчленённая целостность субъекта и объекта. Изначальным и подлинным бытием является переживание субъектом своего «бытия-в-мире». Бытие толкуется как экзистенция, непознаваемая научными средствами.


Словарь литературоведческих терминов и справочные материалы

Экзистенциальное мышление — характерная черта мировидения русских писателей и поэтов. Например, для Ф. М. Достоевского, как

и для экзистенциалистов, проблема человеческого существования во всех своих проявлениях становится объектом художественного исследования. Проблема двойничества, всесторонне разработанная в романах этого автора, также чрезвычайно актуальна для русского экзистенциализма. Экзистенциальное мироощущение свойственно

и Ф. И. Тютчеву, тяготеющему к изображению пограничных ситуаций

и воспринимающему человеческую жизнь как «бытие для смерти».

ЭКСПОЗЙЦИЯ (лат.ехрозйюл- объяснение) - предыстория события или событий, лежащих в основе литературного сюжета. Может располагаться как в начале, так и в середине или в конце произведения. Различают задержанную, рассеянную, подробную, прямую экспозицию.

Например, в поэме «Мёртвые души» Н. В. Гоголя экспозиция задержанная; пояснение исторической и бытовой обстановки дано после завязки действия, а сведения о Чичикове, главном действу­ ющем лице, — в конце повествования; писатель сначала показал поступки Чичикова, а потом объяснил, в каких условиях мог вырасти такой человек.

ЭЛЁГИЯ (греч.е1е8ыа) - лирический жанр; стихотворение, в ко­ тором выражаются преимущественно мотивы грусти, одиночества, разочарования, размышления о бренности жизни. Например, «Вновь

я посетил...» А. С. Пушкина, «И скучно и грустно...», «Выхожу один

я на дорогу...» М. Ю. Лермонтова, «Певучесть есть в морских вол­ нах...» Ф. И. Тютчева и др.

ЭПИГРАММА (от греч. epщгатта- надпись) - жанр сатири­ ческой поэзии, небольшое стихотворение, осмеивающее какое-либо лицо или общественное явление. Для эпиграмм характерна крат­ кость, афористичность, личное отношение поэта к предмету осмея­ ния. Например, у Пушкина:

Полумилорд, полукупец, Полумудрец, полуневежда,

270 Литература. Подготовка к ЕГЭ-2017

Полуподлец, но есть надежда. Что полным будет наконец.

ЭПЙГРАФ - короткий текст в виде небольшой цитаты из како­ го-либо известного источника (религиозного, фольклорного, лите­ ратурного, философского, публицистического и т.д.). Помещается непосредственно перед текстом произведения сразу после заглавия или перед какой-либо частью текста.

Эпиграф несёт;

— содержательную информацию, если задаёт тему, которую под­ хватывает и развивает следующий за ним текст. Например, ци­ тата из Мальфилатра «Она была девушка, она была влюблена» становится эпиграфом итемой третьей главы, раскрывающими внутренний мир Татьяны («Евгений Онегин» А. С. Пушкина»);

— содержательно-концептуальную информацию, если выявляет идею, концепцию произведения. Например, символический смысл истории юного пленника, который только три дня мог наслаждаться заветной свободой, подчёркнут реминисценцией из 1-й Книги Царств «Вкушая, вкусих мало меда, и се аз уми­ раю» («Мцыри» М. Ю. Лермонтова);

— содержательно-подтекстовую информацию, если не только отражает замысел автора, но и содержит оценочный компо­ нент. Например, «На зеркало неча пенять, коли рожа крива» («Ревизор» Н. В. Гоголя).

Эпиграф может быть двойным («О тs!.. О Русь!»), тройным («Мо­ сква, России дочь любима,/Где равную тебе сыскать?» (Дмитриев), «Как не любить родной Москвы?» (Баратынский), «Гоненье на Мо­ скву! Что значит видеть свет!/ Где ж лучше?/Где нас нет» (Грибоедов); эпиграфы в романе «Евгений Онегин» А. С. Пушкина).

Эпиграф может строиться как диалог; «В а н я {вкучерском армян­ке) . Папаша! Кто строил эту дорогу? / П а п а ш а ^ пальто на красной подкладке). Граф Пётр Андреич Клейнмихель, душенька!»/Ра з го -вор в вагоне» («Железная дорога» Н. А. Некрасова). Может быть развёрнут в систему эпиграфов, как, например, в повести «Капи­ танская дочка» А. С. Пушкина, где «издатель» прямо указывает в по­ слесловии на то, что «приискал» к каждой главе рукописи Гринёва «приличный эпиграф». Усечённый фольклорный эпиграф ко всему


Словарь литературоведческих терминов и справочные материалы

тексту («Береги честь смолоду») определяет основную проблему про­ изведения. Остальные эпиграфы, оформленные в виде пословиц, отрывков из народных песен, подлинных фрагментов произведений русских писателей XVIII века или авторских стилизаций, написанных «старинным слогом», развивают главные темы повести, вместе с на­ званием глав являются либо сжатым «конспектом» их содержания, либо подчёркивают какие-либо характерные их особенности.

Эпиграф становится своеобразным соединительным звеном между писателем и уже существующей литературой, между писателем и его читателем. Эпиграф формирует «горизонты читательского ожида­ ния». Осмысление эпиграфа происходит последовательно в три этапа: восприятие, предварительно ориентирующее читателя; соотнесение эпиграфа с текстом; новьт уровень понимания эпиграфа, выявляю­ щий новые смыслы и расширяющий границы интерпретации текста.

ЭПИЛОГ (от греч.ер!- после, logо8 — слово, букв, «послесло­ вие») — заключительная часть художественного произведения, в ко­ торой рассказывается о дальнейшей судьбе героев после изображён­ ных событий. Например, роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» завершается эпилогом, в котором автор показывает Раскольникова через полтора года после описанных в основной ча­ сти событий. Он на каторге, рядом с ним Соня Мармеладова. Крат­ ко рассказывается о судьбах близких Раскольникова - матери, се­ стры Дуни, Разумихина. Большой эпилог, состоящий из двух частей (историческая жизнь страны и частная жизнь героев через семь лет), завершает роман-эпопею Л. Н. Толстого «Война и мир». Эпилог «Мастера и Маргариты» рассказывает читателю, что происходит с героями романа после того, как Воланд покидает Москву. Мы узнаём об облавах на несчастных котов и преследованиях подозрительных граждан, судьбах Диходеева, Варенухи, Николая Ивановича и, конеч­ но же, поэта Бездомного, превратившегося в почтенного профессора истории Понырева, который продолжает оставаться под магическим воздействием мистериальной истории.

ЭПЙТЕТ (греч. epкЬeГоn - приложение) - образное определение, дающее художественную характеристику предмета (явления) в виде скрытого сравнения. Эпитетом называют не только прилагательное

272 Литература. Подготовка к ЕГЭ-2017

{«румяная заря», «робкое дыхание», «ретивый конь»), но и существи­тельное-приложение; наречие, метафорически определяющее глагол («мороз-боевода», «бродягаветер»,«гордореет Буревестник»).

Особую группу составляют постоянные эпитеты, которые сфор­ мировались в устном народном творчестве и которые употребляются только в сочетании с определённым словом(добрыймолодец,краснадевица,борзыйконь,живаявода,чистополе и т. п.).

ЭПОС (греч. epоз— слово, повествование) - один из трёх лите­ ратурных родов (наряду с лирикой и драмой), основным признаком которого является повествование о событиях, внешних по отноше­ нию к автору. Повествование в эпосе ведётся обычно в прошедшем времени, как уже о совершившихся событиях, и от имени реально­ го или условного рассказчика, свидетеля, участника и, реже, героя событий. Эпос пользуется разнообразными способами изложения (повествование, описание, диалог, монолог, авторские отступления), авторской речью и речью персонажей.

ю

10МОР (от англ. hшпоиг- юмор; нрав, настроение, сложность) - особый вид комического, который сочетает насмешку и сочувствие, предполагает мягкую улыбку и незлобивую шутку, в основе которых лежит позитивное отношение к изображаемому. В отличие от са­ тиры, юмор направлен на недостатки отдельных людей и быта, не имеющие общественного значения. Юмор является существенной чертой «Сказки о попе и работнике его Балде» А. С. Пушкина, ранних рассказов А. П. Чехова, поэмы А. Т. Твардовского «Василий Тёркин* и др.

Я

ЯМБ — двусложный стихотворный размер, в котором ударение падает на второй слог (—^). Например, стихотворение А. А. Фета «Учись у них - у дуба, у берёзы...»:

Учись у них - у дуба, у берёзы. Кругом зима. Жестокая пора! Напрасные на них застыли слёзы, И треснула, сжимаяся, кора.

ПРИЛОЖЕНИЕ

СПЕЦИФИКАЦИЯ (проект)* контрольных измерительных материалов для проведения в 2017 году единого государственного экзамена по ЛИТЕРАТУРЕ

Назначение К И М ЕГЭ

Единый государственный экзамен (ЕГЭ) представляет собой форму объективной оценки качества подготовки лиц, освоивших образователь­ ные программы среднего общего образования, с использованием заданий стандартизированной формы (контрольных измерительных магериалов).

ЕГЭ проводится в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Контрольные измерительные материалы позволяют установить уро­ вень освоения выпускниками Федерального компонента государствен­ ного стандарта среднего (полного) общего образования по литературе, базовый и профильный уровни.

Результаты единого государственного экзамена по литературе при­ знаются образовательными организациями высшего профессионального образования как результаты вступительных испытаний по литературе.

2. Документы, определяющие содержание К И М ЕГЭ

Содержание экзаменационной работы определяется на основе Феде­ рального компонента государственного стандарта среднего (полного) об­ щего образования (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089). Некоторые позиции данного документа конкретизированы с опорой на Обязательные минимумы содержания основного общего и среднего (полного) общего образования по литературе, утвержденные приказами

* \увд\у.йр1.ги

274 Литература. Подготовка к ЕГЭ-2017

Минобразования России от 19.05.1998 № 1236 и от 30.06.1999 № 56 (обо­ снование приводится в пояснительной записке к кодификатору элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразо­ вательных организаций для проведения единогогосударственногоэкзамена по литературе).

Наши рекомендации