Наиболее значимые произведения в жанре романа были созданы

в XIX веке - «Евгений Онегин» А. С. Пущкина, «Герой нашего време­ ни» М. Ю. Лермонтова, «Отцы и дети» И. С. Тургенева, «Преступление

и наказание» Ф. М. Достоевского», «Обломов» И. А. Гончарова и т.д.

РОМАНТЙЗМ (фран. гоmanИsme) — художественный метод и литературное направление, сложивщиеся в конце XУ1Г1— началеXIX вв. Романтики, отвергая повседневную жизнь современного им цивилизованного общества как скучную и бесцветную, стремились ко всему необычному — мистике, фантастике, тайне. Низменному практицизму они противопоставляли возвышенные чувства и стра­ сти, богатую духовную жизнь (искусство, философию, религию), стремление к идеалу. Для романтиков человек — малая вселенная, микрокосмос, яркая индивидуальность. Герой произведений ро­ мантизма — сильная, свободная, борющаяся с рутиной личность, исключительный герой в исключительных обстоятельствах. Русские романтики обращались к устному народному творчеству, использова­ ли фольклорные образы, сюжеты, средства художественной изобрази­ тельности (В. А. Жуковский «Светлана, М. Ю. Лермонтов «Мцыри»).

256 Литература. Подготовка к ЕГЭ-2017

Черты романтизма заметны в лирике А. С. Пушкина, М. Ю. Лермон­ това, Ф.М. Тютчева, А. А. Фета, ранних рассказах М Горького и т.д.

РОМАН-ЭПОПЕЯ — жанр эпоса, сочетающий в себе черты ро­ мана и эпопеи. Такое произведение с особой полнотой охватывает ту или иную историческую эпоху в многослойном сюжете. Судьба лич­ ности в её индивидуальных нравственных исканиях (черта романа) тесно связана с судьбами страны и нпрода (черта эпопеи); характеры формируются и эволюционируют под влиянием крупнейших истори­ ческих событий. К числу произведений этого жанра относятся «Вой­ на и мир» Л. Н. Толстого, «Тихий Дон» М. А. Шолохова, «Хождение по мукам» А. Н. Толстого.

С

САРКАЗМ (от греч. saгказтов~ насмешка) — гневная, язвитель­ ная, открытая насмешка над изображаемым, высшая степень иро­ нии. Такова, например, эпиграмма А. С. Пушкина «На Аракчеева»:

Всей России притеснитель, Губернаторов мучитель

И Совета он учитель,

И царю он — друг и брат. Полон злобы, полон мести, Без ума, без чувств, без чести.

Кто ж он ? Преданный без лести,

...грошевой солдат.

САТЙРА (от лат.капга— переполненное блюдо, мешанина) — 1.Вид кодического: беспощадноенсмеяниенищественно вредных

явлений и человеческих пороков. Сатирический смех имеет массу оттенков, а диапазон сатирических произведений необычайно ши­ рок: от «сатиры на нравы» Н. В. Гоголя («Ревизор», «Мёртвые души») и А. Н. Островского («Гроза») до политической сатиры М. Е. Салты­ кова-Щедрина («История одного города», сказки). За сатирическим смехом всегда скрывается определённая позиция писателя, понима­ ние того, каким должен быть осмеиваемый предмет, если он был бы лишён комических противоречий. Авторская позиция выражает­ ся через критику, отрицание самого предмета изображения или его




Словарь литературоведческих терминов и справочные материалы

отдельных свойств. Сатира определяет специфику многих литератур­ ных жанров: басни, эпиграммы, памфлета, фельетона, комедии.

2. Жанр лирической поэзии, возникший ещё в античности. Глав­ ным жанровым признаком сатиры является осмеяние самых разно­ образных явлений жизни. Жанровые признаки сатиры обнаружива­ ются в заключительных 16 строках стихотворения М. Ю. Лермонтова «Смерть поэта», в стихотворении В. В. Маяковского «Прозаседавши­ еся».

СВОБОДНЫЙ СТИХ, или ВЕРЛЙБР (фр. vers иЬre) - разно­ видность стиха, лишённого рифмы и метра и сохранившего только один признак, отличающий его от прозы, — заданное членение на соотносимые и соизмеримые строки, которое отмечается в тексте графическим их расположением. Например;

Она пришла с мороза, Раскрасневшаяся, Наполнила комнату Ароматом воздуха и духов, Звонким голосом

И совсем неуважительной к занятиям Болтовнёй.

(А. А. Блок)

СЕНТИМЕНТАЛЙЗМ (от франц. seпИmеШ- чувство, чувстви­ тельность) — художественный метод и литературное направление, сложившиеся во второй половине XVIII в. Сентиментализм про­ тивопоставлял классицизму повышенный интерес к человеческой личности (независимо от сословия), её чувствам и переживаниям, внутренней жизни. Большое значение для символизма имели карти­ ны природы, на фоне которых с особой эмоциональностью раскры­ валось состояние души героя. Основоположником сентиментализма в России был Н. М. Карамзин (повесть «Бедная Лиза»).

СЙМВОЛ (от греч. symbolon — условный знак, примета) - мно­ гозначный иносказательный образ, основанный на подобии, сходст­ ве или общности предметов и явлений жизни. Пользуясь символами, художник не показывает вещи, а лишь намекает на них, заставляет

17.3ак.№33

258 Литература. Подготовка к ЕГЭ-2017

нас угадывать смысл неясного, раскрывать «слова-иероглифы». Та­ ким образом, символ всегда имеет переносное значение; это троп. В отличие от аллегории, символический образ не имеет прямолиней­ ного, рассудочного значения. Он всегда сохраняет живые, эмоцио­ нальные ассоциации с широким кругом явлений.

Наши рекомендации