Прислуживаться тошно», «Счастливые часов не наблюдают», «Кто беден, тот тебе не пара» и т. д.
Б
БАЛЛАДА (от лат. baПo - танцую) - жанр лирической поэзии, носящий повествовательный характер. В основе баллады лежит не обычный случай. Особое развитие баллада получила в поэзии сен тиментализма и романтизма. В русской литературе зачинателем баллады как сюжетного жанра был В. А. Жуковский («Людмила», «Светлана», «Лесной царь» и др.). Вслед за ним образцы русских бал лад дали А. С. Пушкин («Песнь о вещем Олеге» и др.), М. Ю. Лермон тов («Бородино», «Спор», «Тамара» и др.), И. Я. Козлов, А. К. Тол стой, В. Я. Брюсов и др.
Жанр баллады в поэзии советского периода представлен про изведениями И.С. Тихонова («Баллада о синем пакете», «Баллада
о гвоздях»), за ним следуют С. Есенин («Баллада о двадцати шести»),
' Э. Г. Багрицкий («Арбуз», «Контрабандисты») и др.
БАСНЯ - это краткий нравоучительный рассказ в стихотворной форме. Действующими лицами иносказательного басенного сюжета чаще являются животные, неодушевлённые предметы, но нередко
И люди. Структура басни предполагает повествование и вывод из
! него, т. е. определённое положение (правило, совет, указание), присо-' единённое к повествованию и нередко представляющее собой заклю чительное слово одного из действующих лиц. В русской литературе XVIIi - XIX веков мастерами басенного жанра были А. И. Сумаро ков, И. И. Дмитриев, И. А. Крылов. Из современных баснописцев
Наиболее известен С. В. Михалков.
БЁЛЫЙ СТИХ — нерифмованный стих. Название произошло от того, что окончания стиха, где обычно помещается созвучие (рифма), остаются в звуковом отношении незаполненными («белыми»). Тем не менее белый стих организован интонационно и ритмически. Бе лым стихом написаны «Море» В. А. Жуковского, «Вновь я посетил...» А. С. Пушкина, поэма «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасова.
214 Литература. Подготовка к ЕГЭ-2017
В
ВЕРЛЙБР-см. СВОБОДНЫЙ СТИХ.
ВЕЧНЫЕ ОБРАЗЫ — образы, обобщающее художественное зна чение которых выходит далеко за рамки их конкретно-исторического содержания и породившей их эпохи. Вечные образы запечатлевают самые общие, существенные стороны человеческой природы, выра жают типичные, постоянные, повторяющиеся в истории человече ского общества конфликты и ситуации. Классическими примерами вечных образов служат Дон Кихот, Прометей, Гамлет, Дон-Жуан, Фауст. В русской литературе Молчалин, Хлестаков, Плюшкин, Иу душка Головлёв и подобные им образы живут долгие годы и даже столетия в сознании нескольких поколений, так как в них обобщены типичные, устойчивые черты человеческих характеров.
ВЕЧНЫЕ ТЁМЫ — наиболее значимые для человечества во все эпохи и постоянно повторяющиеся во всех национальных литерату рах темы жизни и смерти, света и тьмы, любви, свободы, долга и т.д. Например, в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» вечные темы борьбы добра и зла, трусости, предательства, милосердия, люб ви и творчества становятся предметом размышлений писателя и его героев.
Г
ГИПЕРБОЛА (греч. hypeгЬо!ё- преувеличение) - стилистиче ская фигура, состоящая в явном преувеличении тех или иных свойств изображаемого предмета или явления. Гипербола может состоять как в количественном преувеличении (например, «тысячу раз», «целая вечность» и т.д.), так и в образном выражении, сочетаясь с другими стилистическими приёмами, образуя гиперболические метафоры, сравнения, олицетворения и т. п.
Часто встречается гипербола в русских песнях и частушках. В духе народного приёма использует гиперболу Н. А. Некрасов:
Я видывал, как она косит:
Что взмах — то готова копна.
Словарь литературоведческих терминов и справочные материалы |
Своими гиперболами прославился Н. В. Гоголь («Редкая птица долетит до середины Днепра»), В. В. Маяковский («... говорю вам: мельчайшая пылинка живого ценнее всего, что я сделаю и сделал!») и др.
Гипербола часто используется для того, чтобы указать на исклю чительные свойства или качества людей, природных явлений, собы тий, вещей. Например, в поэме М. К). Лермонтова «Мцыри» юноша одерживает победу над хищным барсом, не уступая ему в силе и лов кости:
И я был страшен в этот миг; Как барс пустынный, зол и дик, Я пламенел, визжал, как он; Как будто сам я был рождён В семействе барсов и волков Под свежим пологом лесов.
ГРАДАЦИЯ — цепь однородных членов с постепенным нараста нием или убыванием их смысловой или эмоциональной значимости. Например: «Язвалтебя, но ты не оглянулась, / Яслёзы лш,но ты не снизошла...» (А. Блок) — восходящая градация. «Принёс онсмертнуюсмолу / Да ветвь с увядшими листами...» (А. С. Пушкин) — нисходящая градация.
ГРОТЕСК (франц. gгоtезque - причудливый, комичный) - пре дельное преувеличение, придающее образу фантастический характер. Гротеск нарушает границы правдоподобия, придаёт изображению условность и выводит образ за пределы вероятного, деформируя его. Основа гротеска — немыслимое, невозможное, но необходимое писателю для достижения определённого художественного эффекта. Гротеск - это фантастическая гипербола. Гипербола ближе к реаль ности, гротеск — к кошмарному, фантастическому сну, видению. Например, сон Татьяны Лариной (А. С. Пушкин «Евгений Онегин») наполнен гротескными образами чудовищ:
Один в рогах с собачьей мордой. Другой с петушьей головой, Здесь ведьма с козьей бородой, Тут остов чопорный и гордый,
216 Литература. Подготовка к ЕГЭ-2017
Там карла с хвостиком, а вот Полужуравль и полукот.
Татьяна с ужасом видит в «шалаше убогом» фантастическую пля ску: «рак верхом на пауке», «череп на гусиной шее / Вертится в крас ном колпаке», «мельница вприсядку пляшет / И крыльями трещит
и машет».
В русской литературе актуальна сатирическая функция гротеска: Н.В. Гоголь («Нос»), М.Е. Салтыков-Щедрин (сказки, «История одного города»), К гротеску неоднократно прибегает В. В. Маяков ский («Мистерия-буфф», «Клоп», «Баня» и др.). Использует гро теск А. Т. Твардовский («Тёркин на том свете»), А. А. Вознесенский («Оза»).
д
ДАКТИЛЬ - в силлабо-тоническом стихосложении трёхсложная стопа, в которой ударным является первый слог(->-): «дерево». Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Тучи» написано дактилем:
Тучки небесные, вечные странники.' Степью лазурною, цепью жемчужного Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники С милого севера в сторону южную.
ДЕКАДЁНТСТВО (от лат. deсас1епиа- упадок) - общее наиме нование кризисных явлений культуры конца XIX — начала XX вв., отмеченных настроениями безнадёжности, неприятия жизни. Для декадентства характерна мистика, вера в сверхъестественные силы; крайний индивидуализм и воспевание смерти, разложения; погоня за внешней красивостью^ вычурностью литературной формы. Отдель ные декадентские тенденции нашли отражение в литературе модер низма (в символизме, футуризме, имажинизме, абстракционизме, сюрреализме).
ДИАЛбГ (от греч.оЫовок) - форма устной речи, разговор между двумя или несколькими лицами. В драме диалог является главным средством развития действия, основным способом изображения ха рактеров. В лирике диалог используется с целью раскрытия позиций
Словарь литературоведческих терминов и справочные материалы |
участников спора, как, например, в стихотворении А. С. Пушкина
, «Разговор книгопродавца с поэтом», Н. А. Некрасова «Поэт и гра
[ | жданин». Этой традиции следует О. Чухонцев («Поэт и редактор | |
(в известном роде)». | ||
(' | ДИСТЙХ (или двустишие) - простейшая форма строфы, со- | |
( | стоящая из двух строк, соединённых обшей рифмой{аа, вви т. д.). | |
(. | Например, в стихотворении А. А. Блока: | |
[ | Запевающий сон, зацветающий цвет, | |
I | Исчезающий день, погасающий свет. | |
[; | Отрывая окно, увидал я сирень. | |
\ | Это было весной - в улетающий день. | |
\ | Раздышались цветы ~ и на тёмный карниз | |
[ | Передвинулись тени ликующих риз. |
\,Задыхалась тоска, занималась душа.
\ Распахнул я окно, трепеща и дрожа.
\ И не помню - откуда дохнула в лицо,
Запевая, сгорая, взошла на крыльцо.
I