Христос у Блока возглавляет шествие революционеров. Он ведёт мир

к воскресению.

В выводе скажите о том, что в поэме дана картина начального этапа революции, показаны её основные конфликты и противоречия. Отсюда и сложное отношение автора к этому историческому событию.

198 Литература. Подготовка к ЕГЭ-2017

Вариант 14

8. Какие черты характера Ивана Денисовича раскрываются в приведён­ ном отрывке?

Начните свою работу с прямого ответа на вопрос (тезиса). В при­ ведённом отрывке в Иване Шухове раскрываются уважительное отно­ шение к «однобригаднику», терпеливость и чувство собственного дос­ тоинства. Аргументируйте свой ответ, основываясь на тексте отрывка, комментируя произведение, характеризуя позицию автора. Солженицын противопоставляет Шухова Фетюкову, который готов унижаться ради «недокурка». Иван Денисович же не просто терпеливо ждёт, когда Цезарь ему предложит остаток сигареты, но проявляет такт и уважение к «од-нобригаднику», стараясь своим присутствием не прерывать его мысли. В отрывке в определённой степени показывается и проницательность Ивана Денисовича, который понимаег, что Цезарь «курил, чтобы возбу­ дить в себе сильную мысль и дать ей найти что-то». Кроме этого, в Шухове раскрывается и благодарность, которую ему удаётся выразить в движении руки («Шухов встрепенулся (он и ждал так, что Цезарь сам ему предло­ жит), одной рукой поспешно благодарно брал недокурок...»).

9. Кто из русских писателей изображает в своих произведениях героев, воплощающих русский национальный характер, и в чём эти произведения можно сопоставить с рассказом А. И. Солженицына «Один день Ивана Де­ нисовича»?

Для ответа на вопрос вам необходимо подобрать не менее двух произ­ ведений. В качестве примера вы можете привести Матрёну, главную геро­ иню рассказа А. И. Солженицына «Матрёнин двор», и Василия Тёркина из одноимённой поэмы А. Т. Твардовского. Далее обоснуйте свой ответ, раскройте черты русского характера в указанных вами героях. Например, терпеливость и готовность прийти на помощь в Матрёне, смекалку и лю­ бовь к труду в Василии Тёркине. Сопоставьте всех трёх героев как носите­ лей черт русского национального характера. Выявите черты, сближающие Матрёну и Василия Тёркина с Иваном Денисовичем, или выявите разли­ чия между героями.

15. Какова ролр противопоставления миров в стихотворении А.С. Пуш­

Кина «Поэт»?

Размышляя над ответом на вопрос, подумайте, что отражают два мира, как образы миров связаны с центральной темой стихотворе­ ния поэта и поэзии. Сформулируйте прямой ответ на вопрос (тезис),




Справочные материалы к ответам части 2. Вариант 14

а затем аргументируйте его. Необходимо показать, что в стихотворении А. С. Пушкина «Поэт» противопоставленные миры соотносятся с раз­ ными состояниями творца. В первой строфе мир характеризуется как ничтожный и «суетный свет», в котором душа поэта дремлет («Душа вку­ шает хладный сон»). Но, когда приходит вдохновение и он слышит «бо­ жественный глагол», герой бежит в мир свободы, «на берега пустынных волн, в широкошумные дубровы». Противопоставление миров отражает романтический характер пушкинского поэта, постигающего несовершен­ ство бытия и стремящегося в мир идеальный.

16.Кто изоусских поэтов раскрывалвсвоих произведениях сложныеот­ ношения поэта с окружающим миром и в чём эти произведения можно сопо­ ставить со стихотворением А. С. Пушкина «Поэт»?

Прежде всего вам необходимо указать не менее двух произведений в заданном тематическом направлении. В качестве литературного кон­ текста можно привлечь стихотворения М. Ю. Лермонтова «Как часто пёстрою толпою окружён...», Н.А. Некрасова «Поэт и гражданин», а так­ же В. В. Маяковского «Нате». Обоснуйте свои примеры.

М. Ю. Лермонтов изображает поэта, находящегося в сложных отно­ шениях с миром «бездушных» людей. Он не принимает лицемерие, неис­ кренность, царящие в обществе. Лермонтовский герой противопоставля­ ет ему несколько идеализированный мир своего прошлого, к которому он обращается мысленно.

В стихотворении Н.А. Некрасова «Поэт и гражданин» поэт ведёг речь

о том, что был честен и смел в своём творчестве, но мир не принял прав­ дивые картины жизни, которые он изображал в произведениях. В резуль­ тате Муза пугливо отступила и поэт изменил самому себе.

Поэт В. В. Маяковского из стихотворения «Нате» находится в кон­ фликте с миром сытых, самодовольных, равнодушных людей. Он бросает вызов толпе и открыто противостоит ей.

Далее сравните указанные произведения со стихотворением А. С. Пушкина «Поэт» и выявите сходство или различие в трактовке слож­ ных отношений поэта с миром,

17.1.Какие мотивы иыбразы встречаются вяилософской лирике

М.Ю.Лермонтова?

Приступая к написанию сочинения, выберите для комментария не менее трёх произведений М. Ю. Лермонтова философской направлен­ ности. Последовательно охарактеризуйте каждое из стихотворений, делая акцент на ключевых понятиях «мотив» и «образ».

200 Литература. Подготовка к ЕГЭ-2017

В стихотворении «Выхожу один я на дорогу...» развиваются мотивы одиночества и смысла жизни. В самом начале стихотворения полноте и спокойствию природы противопоставлено чувство одиночества лириче­ ского героя. Ему «больно» и «трудно», он переживает глубокое неудовлет­ ворение: ни прошлое, ни будущее не радуют его. Он стремится вырваться из мира одиночества и приобщиться к миру природы. В финале стихотво­ рения поэт вводит символический образ тёмного дуба, который в сопря­ жении с мотивом любви («О любви мне сладкий голос пел...») воплощает мечту лирического героя о долгой, спокойной, полной гармонии жизни.

Наши рекомендации