Принципиально отличная от бунинской концепция любовного чувства?

В начале своего рассуждения укажите, что бунинская концепция люб­ ви-мгновения вписана в общий исторический контекст двадцатого столе­ тия. Вместе с тем писатели XX века, хорошо осознавая драматизм эпохи, продолжали создавать легенды о великой любви.

Вспомните, как изображают любовь М. А. Шолохов в романе-эпопее «Тихий Дон», М. А. Булгаков в произведении «Мастер и Маргарита».

Вот как рассказывает о своём романе с Маргаритой булгаковский ма­ стер: «Да, любовь поразила нас мгновенно... Мы разговаривали так, будто расстались вчера, как будто знали друг друга много лет». Маргарита стано­ вится олицетворением вечной любви. В её натуре соединяются телесная и духовная, временная и бесконечная ипостаси чувства к мастеру. Являясь сильной женщиной, булгаковская героиня борется за свою любовь и со­ единяется с автором романа о Понтии Пилате в ином мире навсегда.

Для Аксиньи Астаховой в романе «Тихий Дон» любовь к Григорию определяет всю её дальнейшую жизнь. Верность чувству звучит в словах шолоховской героини: «Везде пойду за тобой, хоть на смерть». Страсть сменяется в ней нежностью и заботой по отношению не только к Григо­ рию, но и к его детям.

При сопоставлении указанных произведений с рассказом И. А. Бу­ нина «Чистый понедельник» можно отметить, что все три автора в своих сюжетах отводят любви роль силы, определяющей судьбу человека.

15.Какую роль в передачепсихологического состояния нияического героя

А. А. Фета в стихотворении «Учись у них - у дуба, у берёзы...» играют образы деревьев?

Отвечая на вопрос, сформулированный в задании, укажите, что при­ рода часто рассматривалась писателями как мудро устроенный мир, к ко­ торому человеку нужно прислушиваться и присматриваться.


Справочные материалы к ответам части 2. Вариант 12

Подчеркните, как в фетовском произведении через образы природы передаётся правда о человеке. Приём психологического параллелизма по­ могает метафорически представить терпение, стоицизм в принятии труд­ ностей и бед:

Они стоят, молчат; молчи и ты!

Рассмотрите, как возрождение деревьев весной указывает на преодо­ ление временных сложностей в жизни людей;

ДЛЯ ЯСНЫХ дней, для новых откровений Переболит скорбящая душа.

Подводя итоги, подчеркните, что во многих стихотворениях А. А. Фета изображается духовное слияние человека с природой, утверждается един­ ство всемирного бытия.

В каких произведениях русской литературы XIX века присутствуют образы деревьев и в чём сходство и различие их функций с произведением А.А.Фета?

Размышляя над ответом на поставленный вопрос, назовите, обо­ снуйте и сопоставьте не менее двух произведений. Вспомните пушкин­ ское произведение «Вновь я посетил...», в котором образы трёх сосен олицетворяют вечную жизнь. Дуб как священное дерево, символ божест­ ва присутствует в поэзии А. С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, А. А. Фета, Ф. И. Тютчева. В романе «Война и мир» он выступает знаком духовного возрождения князя Андрея; в легенде «О двух великих грешниках» («Кому на Руси жить хорошо») служит залогом очищения от грехов атамана Куде-яра, получая сказочные функции.

Подчеркните, что в лирическом произведении А. С. Пушкина «Анчар» «древо смерти», «порождение жаждущих степей», показано как «прокля­ тие природы». Но ещё страшнее человек, посылающий «бедного раба» за «смертельной смолой» и рассылающий с «послушливыми стрелами» гибель «к соседям в чуждые пределы».

Расскажите, что культ берёзы как символа России, «родного дере­ ва» сложился благодаря народно-поэтической образности и перекочевал в литературную традицию. Так, для М. Ю. Лермонтова в стихотворении «Родина» Россия связана с «четой белеющих берёз». Можно также ука­ зать на стихотворение «Три пальмы», в котором южные деревья роптали на Бога, желая пользы, и жестоко поплатились за свои прекраснодушные мечты;

И пали без жизни питомцы столетий.'

190 Литература. Подготовка к ЕГЭ-2017

Приведите в качестве примеров «растительные» метафоры в творче­ стве Ф.И. Тютчева, С. А. Есенина, Б. Л, Пастернака; их пейзажи, которые выражают состояние человеческойдуши. Во многих лирических произве­ дениях названных поэтов мы можем наблюдать, как герои питаются жи­ вотворящей силой растительного мира.

В заключении уточните разнообразный сюжетный и символический характер изображения деревьев в названных художественных произведе­ ниях, их роль в качестве историко-географических и этническо-религи-озных символов.



Наши рекомендации