Последствия несоблюдения «князьями человеческими» их общественного долга: землю потрясают злодейства, «неправда зыблет небеса». Монархов ждёт Страшный суд (так развивается мотив возмездия).

Цари! Я мнил, вы боги властны, Никто над вами не судья, Но вы, как я подобно, страстны, Итак же смертны, как и я.

И вы подобно так падёте, Как с древ увядший лист падёт' И вы подобно так умрёте. Как ваш последний раб умрёт!

Вспомните, что знаменитая «Фелица» (1783), посвящённая Екате­ рине II, не похожа на классическую оду. Императрица изображена в ней не только как просвещённая государыня, но и как частное яипо. Иде­ альному монарху в произведении противостоит мурза — собирательный образ придворного вельможи. Сатира соединяется в произведении с воз­ величиванием Екатерины.

Подай, Фелица, наставленье: Как пышно и правдиво жить, Как укрощать страстей волненье И счастливым на свете быть ?

Отметьте, что в произведении «Вельможа» (1794), являющемся по­ истине шедевром гражданской лирики Державина, создан образ, кон­ трастный по отношению к просвещённому царедворцу:

Осёл останется ослом. Хотя осыпь его звездами;

Где должно действовать умом, Он только хлопает ушами.

На недосягаемую высоту судьба вознесла недостойного человека. Од­ нако есть в обличительном стихотворении и пример идеального вельмо­ жи - это герой, князь Долгоруков.

В своём ответе используйте такие теоретико-литературные понятия, как классицизм, предреализм, ода, жанровая система, стиль, поэтика, са­ тира.

В заключении подчеркните, что автор «Фелицы» основательно раз­ рушил систему классицизма, чьи догматизм и отвлечённость ему были чужды.

170 Литература. Подготовка к ЕГЭ-2017

17.2.Какие формы комического изображения использует в своем творче­

Стве М. Е. Салтыков-Щедрин (по одному произведению на выбор)?

В начале своего рассужцения подчеркните своеобразие авторских ска­ зок Салтыкова-Щедрина, их аллегорический характер. В основной части рассмотрите связь реально-исторического, конкретно-бытового и сказоч­ но-фантастического планов в одной из сказок писателя.

Отметьте, что в творчество великого сатирика XIX века прочно во­ шли такие формы комического изображения, как фантастика и гротеск. Создав в условиях цензуры особый «эзопов язык», писатель активно ис­ пользовал приём иносказания в «Сказках для детей изрядного возраста» (1883-1886).

Выражая читательскую точку зрения, укажите, как сатирические сю­ жеты и образы «Сказок» ориентировались на реальные события и характе­ ры. Произведения содержали прямые намёки на действительность. Звери исполняли чётко обозначенные социальные роли: медведи руководили гу­ берниями, рыбы вели политические споры огосударственномустройстве, зайцы писали статьи в газетах.

Аргументируя ответ с опорой на литературное произведение, обрати­ тесь к сказке «Дикий помещик». Подчеркните, что литературные тради­ ции сочетаются в ней с фольклорными мотивами. Вспомните сказочные речевые формулы «в некотором царстве, в некотором государстве», «рус-ским духом пахнет», «сказано-сделано», постоянные эпитеты, компози­ ционный приём троичности.

Отметьте также, что в художественную ткань произведения прочно вошли реалии XIX века: газета «Весть», актёр Малого театра Садовский, герои, представляющие сословия тогдашней России: помещики, генера­ лы, крестьяне, военные, их взаимоотношения после реформы 1861 года.

Укажите, что в основу сюжета сатирик положил фантастическое допу­ щение: услышал Господь молитвы крестьян, и «не стало мужика на всём пространстве владений глупого помещика», который не выносил «холопь­ его духу». Салтыковым-Щедриным создан гротесковый облик помещика, превратившегося в отсутствие крестьян в дикого зверя. Таково сатириче­ ское содержание сказки. Комично нелепа двойная фамилия героя — князь Урсус Кучум-Кильдибаев, что говорит об его иноземном происхождении. Вывод прост — без народа страна возвратится к первобытному состоянию.

Используйте в ответе такие теоретико-литературные понятия, как жанр, литературная сказка, фольклорные мотивы, комическое, фанта­ стика, гротеск, аллегория, сюжет, система образов.


Справочные материалы к ответам части 2. Вариант В

В заключении подчеркните, что гротеск, иносказание, гипербола ста­ новятся основными формами комического изображения у сатирика.

17.3.Каковыособенности психологизма А . М . Володина (по одной пьесе

На выбор)?

Во вступлении сочинения на предложенную тему укажите, что глав­ ными проблемами психологического театра являются нравственные по­ иски, столкновение различных взглядов, утверждение своей позиции в обществе, отстаивание этических принципов, а также внутреннее раз­ витие героя.

В основной части рассмотрите поэтику драмы А.М. Володина, новые средства сценического выражения. Представляя авторскую позицию, от­ метьте, что драматург в эпоху «оттепели» возродил традиции «старой» эсте­ тики — глубинное проникновение во внутренний мир человека, умение создать атмосферу живого течения жизни. Формулируя читательскую точку зрения, подчеркните, что главными героями произведений Володина стали рядовые люди — обитатели ленинградских коммуналок. В их простых диа­ логах раскрылась простая истина — человек не должен быть один.

Аргументируя свой ответ с опорой на литературное произведение, вспомните, как главный герой пьесы «Пять вечеров» (1959) Ильин при­ езжает в Ленинград из далёкого северного посёлка, где работает простым водителем. Спустя тринадцать лет он встречается с женщиной, любовь к которой пронёс через всю войну. Личная жизнь Тамары не сложилась. Она работает мастером, гордится своей профессией, воспитывает пле­ мянника Славу. Ильин, желая не ударить в грязь лицом, говорит, что яв­ ляется главным инженером химического предприятия, и этот обман едва не разводит героев. Их соединяет Слава, не давая возлюбленному Тамары уехать.

У героев Володина есть только пять вечеров, чтобы вернуть былую юность, воскресить прежние взаимоотношения. Но начинать приходит­ ся заново. Основу драматургического действия и составляет путь Ильина и Тамары друг к другу.

Очень важна развёрнутая экспозиционная ремарка, настраивающая зрителя или читателя на особый лад; «...Зима, по вечерам валит снег, он волнует сердце воспоминаниями о школьных каникулах, о встречах в па­ радном, о прошлых зимах...». Вечер располагает к открытости. Не так важ­ но, что говорят герои в эти пять вечеров, значимо то, что они чувствуют.

Лейтмотивом действия становится песня, которую напевает сначала Ильин, а затем Тамара; «Миленький ты мой, возьми меня с собой...».

172 Литература. Подготовка к ЕГЭ-2017

Используйте в своём развёрнутом ответетакиетеоретико-литератур­ ные понятия, как драматургия, реализм, психологизм, литературная тра­ диция, ремарка.

В заключении сочинения подчеркните особенности психологической драмы 1950-1960-х годов; изображение личной жизни человека, воссозда­ ние бытовых, семейных проблем, простых житейских ситуаций.

Вариант 9

8. Как Базаров иносказательно подчёркивает разницу между собой и Ар­ кадием Кирсановым (по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»)?

Для построения рассуждения на предложенную тему сформулируйте прямой ответ на вопрос (тезис). Укажите, что семейная птица - галка - олицетворяет с точки зрения Базарова пару Кати и Аркадия. Евгений же противопоставляет себя молодым людям. Базаров олицетворяет борьбу, буит Б противовес мирным птицам, символизирующим спокойную семей­ ную жизнь.

Прокомментируйте монолог Базарова, в котором он, прибегая кобоб-щениям, чётко формулирует различия между собой и Аркадием, Отметьте те черты Кирсанова-младшего, которые позволяют старшему другу соот­ нести его с птицами — «семейными» галками.

В заключении укажите, что зооморфная (связанная с животными) символика позволяетпротивопоставитьперсонажей на уровне характеров и судеб, объединяя Павла Петровича и Базарова как героев-максимали­ стов, одиноких, страдающих личностей.

9. В каких произведениях русской литературы герои уподобляются пти­ цам и в чём сходство или различие такого уподобления с произведением И.С.Тургенева?

Для выполнения этого задания вам необходимо привести в пример не менее двух произведений.

Вспомните, что герои уподобляются птицам в «Слове о полку Игоре­ вен балладе В. А. Жуковского «Светлана», «Песне про купца Калашнико­ ва» М. Ю. Лермонтова, в драме «Гроза» А. Н. Островского.

Прокомментируйте плач Ярославны, в котором героиня «Слова...» хочет уподобиться «зегзице» (кукушке), чтобы полететь к «милому ладе». Автор произведения подчёркивает близость своих героев миру природы, поскольку они его часть.


Справочные материалы к ответам части 2. Вариант 9

В поэме «Песня про... купца Калашникова» М. Ю. Лермонтов уподо­ бляет Калашникова и Кирибеевича птицам, подчёркивая таким сопостав­ лением особенности характеров и поступков своих героев.

Вспомните образ механического соловья из произведения И. А. Брод­ ского «Письма династии Минь». Раскройте, как в цикле «Часть речи» «осенний крик ястреба» метафорически выражает воспарившую в высь и гибнущую душу поэта.

Подводя итоги, подчеркните, что образ птицы является одним из устойчивых символов устного поэтического и литературного творче­ ства. Обозначает он, как правило, полёт, свободу, небо, душу человека.

15. Охарактеризуйте пастернаковское понимание поэтического творчест­ ва, представленное в стихотворении «Определение поэзии».

В ответе на поставленный в задании вопрос подчеркните, что в лири­ ке Б.Л. Пастернака находит отражение философия его творчества, утвер­ ждается родственность поэзии природному бытию. Рассмотрите, из чего

в «Определении поэзии» складывается образ поэтического искусства, как рождается поразительная метафора — «слёзы вселенной в лопатках», согласно объяснению самого автора, олицетворяющие звёзды, которые,

в свою очередь, напоминают стручки гороха.

Укажите, что в поэзии для Б.Л. Пастернака всё слилось и воплоти­ лось; свист, щёлканье, ночь, пение Соловьёв, музыка Моцарта. Поэтизмы и прозаизмы соединились в одном таинстве — поэзии. Читатель стал сви­ детелем резонанса быта в бытии, ощутил отзвук обыденности в вечном искусстве, почувствовал, что «мирозданье - лишь страсти разряды».

Наши рекомендации