Последствия несоблюдения «князьями человеческими» их общественного долга: землю потрясают злодейства, «неправда зыблет небеса». Монархов ждёт Страшный суд (так развивается мотив возмездия).
Цари! Я мнил, вы боги властны, Никто над вами не судья, Но вы, как я подобно, страстны, Итак же смертны, как и я.
И вы подобно так падёте, Как с древ увядший лист падёт' И вы подобно так умрёте. Как ваш последний раб умрёт!
Вспомните, что знаменитая «Фелица» (1783), посвящённая Екате рине II, не похожа на классическую оду. Императрица изображена в ней не только как просвещённая государыня, но и как частное яипо. Иде альному монарху в произведении противостоит мурза — собирательный образ придворного вельможи. Сатира соединяется в произведении с воз величиванием Екатерины.
Подай, Фелица, наставленье: Как пышно и правдиво жить, Как укрощать страстей волненье И счастливым на свете быть ?
Отметьте, что в произведении «Вельможа» (1794), являющемся по истине шедевром гражданской лирики Державина, создан образ, кон трастный по отношению к просвещённому царедворцу:
Осёл останется ослом. Хотя осыпь его звездами;
Где должно действовать умом, Он только хлопает ушами.
На недосягаемую высоту судьба вознесла недостойного человека. Од нако есть в обличительном стихотворении и пример идеального вельмо жи - это герой, князь Долгоруков.
В своём ответе используйте такие теоретико-литературные понятия, как классицизм, предреализм, ода, жанровая система, стиль, поэтика, са тира.
В заключении подчеркните, что автор «Фелицы» основательно раз рушил систему классицизма, чьи догматизм и отвлечённость ему были чужды.
170 Литература. Подготовка к ЕГЭ-2017
17.2.Какие формы комического изображения использует в своем творче
Стве М. Е. Салтыков-Щедрин (по одному произведению на выбор)?
В начале своего рассужцения подчеркните своеобразие авторских ска зок Салтыкова-Щедрина, их аллегорический характер. В основной части рассмотрите связь реально-исторического, конкретно-бытового и сказоч но-фантастического планов в одной из сказок писателя.
Отметьте, что в творчество великого сатирика XIX века прочно во шли такие формы комического изображения, как фантастика и гротеск. Создав в условиях цензуры особый «эзопов язык», писатель активно ис пользовал приём иносказания в «Сказках для детей изрядного возраста» (1883-1886).
Выражая читательскую точку зрения, укажите, как сатирические сю жеты и образы «Сказок» ориентировались на реальные события и характе ры. Произведения содержали прямые намёки на действительность. Звери исполняли чётко обозначенные социальные роли: медведи руководили гу берниями, рыбы вели политические споры огосударственномустройстве, зайцы писали статьи в газетах.
Аргументируя ответ с опорой на литературное произведение, обрати тесь к сказке «Дикий помещик». Подчеркните, что литературные тради ции сочетаются в ней с фольклорными мотивами. Вспомните сказочные речевые формулы «в некотором царстве, в некотором государстве», «рус-ским духом пахнет», «сказано-сделано», постоянные эпитеты, компози ционный приём троичности.
Отметьте также, что в художественную ткань произведения прочно вошли реалии XIX века: газета «Весть», актёр Малого театра Садовский, герои, представляющие сословия тогдашней России: помещики, генера лы, крестьяне, военные, их взаимоотношения после реформы 1861 года.
Укажите, что в основу сюжета сатирик положил фантастическое допу щение: услышал Господь молитвы крестьян, и «не стало мужика на всём пространстве владений глупого помещика», который не выносил «холопь его духу». Салтыковым-Щедриным создан гротесковый облик помещика, превратившегося в отсутствие крестьян в дикого зверя. Таково сатириче ское содержание сказки. Комично нелепа двойная фамилия героя — князь Урсус Кучум-Кильдибаев, что говорит об его иноземном происхождении. Вывод прост — без народа страна возвратится к первобытному состоянию.
Используйте в ответе такие теоретико-литературные понятия, как жанр, литературная сказка, фольклорные мотивы, комическое, фанта стика, гротеск, аллегория, сюжет, система образов.
Справочные материалы к ответам части 2. Вариант В |
В заключении подчеркните, что гротеск, иносказание, гипербола ста новятся основными формами комического изображения у сатирика.
17.3.Каковыособенности психологизма А . М . Володина (по одной пьесе
На выбор)?
Во вступлении сочинения на предложенную тему укажите, что глав ными проблемами психологического театра являются нравственные по иски, столкновение различных взглядов, утверждение своей позиции в обществе, отстаивание этических принципов, а также внутреннее раз витие героя.
В основной части рассмотрите поэтику драмы А.М. Володина, новые средства сценического выражения. Представляя авторскую позицию, от метьте, что драматург в эпоху «оттепели» возродил традиции «старой» эсте тики — глубинное проникновение во внутренний мир человека, умение создать атмосферу живого течения жизни. Формулируя читательскую точку зрения, подчеркните, что главными героями произведений Володина стали рядовые люди — обитатели ленинградских коммуналок. В их простых диа логах раскрылась простая истина — человек не должен быть один.
Аргументируя свой ответ с опорой на литературное произведение, вспомните, как главный герой пьесы «Пять вечеров» (1959) Ильин при езжает в Ленинград из далёкого северного посёлка, где работает простым водителем. Спустя тринадцать лет он встречается с женщиной, любовь к которой пронёс через всю войну. Личная жизнь Тамары не сложилась. Она работает мастером, гордится своей профессией, воспитывает пле мянника Славу. Ильин, желая не ударить в грязь лицом, говорит, что яв ляется главным инженером химического предприятия, и этот обман едва не разводит героев. Их соединяет Слава, не давая возлюбленному Тамары уехать.
У героев Володина есть только пять вечеров, чтобы вернуть былую юность, воскресить прежние взаимоотношения. Но начинать приходит ся заново. Основу драматургического действия и составляет путь Ильина и Тамары друг к другу.
Очень важна развёрнутая экспозиционная ремарка, настраивающая зрителя или читателя на особый лад; «...Зима, по вечерам валит снег, он волнует сердце воспоминаниями о школьных каникулах, о встречах в па радном, о прошлых зимах...». Вечер располагает к открытости. Не так важ но, что говорят герои в эти пять вечеров, значимо то, что они чувствуют.
Лейтмотивом действия становится песня, которую напевает сначала Ильин, а затем Тамара; «Миленький ты мой, возьми меня с собой...».
172 Литература. Подготовка к ЕГЭ-2017
Используйте в своём развёрнутом ответетакиетеоретико-литератур ные понятия, как драматургия, реализм, психологизм, литературная тра диция, ремарка.
В заключении сочинения подчеркните особенности психологической драмы 1950-1960-х годов; изображение личной жизни человека, воссозда ние бытовых, семейных проблем, простых житейских ситуаций.
Вариант 9
8. Как Базаров иносказательно подчёркивает разницу между собой и Ар кадием Кирсановым (по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»)?
Для построения рассуждения на предложенную тему сформулируйте прямой ответ на вопрос (тезис). Укажите, что семейная птица - галка - олицетворяет с точки зрения Базарова пару Кати и Аркадия. Евгений же противопоставляет себя молодым людям. Базаров олицетворяет борьбу, буит Б противовес мирным птицам, символизирующим спокойную семей ную жизнь.
Прокомментируйте монолог Базарова, в котором он, прибегая кобоб-щениям, чётко формулирует различия между собой и Аркадием, Отметьте те черты Кирсанова-младшего, которые позволяют старшему другу соот нести его с птицами — «семейными» галками.
В заключении укажите, что зооморфная (связанная с животными) символика позволяетпротивопоставитьперсонажей на уровне характеров и судеб, объединяя Павла Петровича и Базарова как героев-максимали стов, одиноких, страдающих личностей.
9. В каких произведениях русской литературы герои уподобляются пти цам и в чём сходство или различие такого уподобления с произведением И.С.Тургенева?
Для выполнения этого задания вам необходимо привести в пример не менее двух произведений.
Вспомните, что герои уподобляются птицам в «Слове о полку Игоре вен балладе В. А. Жуковского «Светлана», «Песне про купца Калашнико ва» М. Ю. Лермонтова, в драме «Гроза» А. Н. Островского.
Прокомментируйте плач Ярославны, в котором героиня «Слова...» хочет уподобиться «зегзице» (кукушке), чтобы полететь к «милому ладе». Автор произведения подчёркивает близость своих героев миру природы, поскольку они его часть.
Справочные материалы к ответам части 2. Вариант 9 |
В поэме «Песня про... купца Калашникова» М. Ю. Лермонтов уподо бляет Калашникова и Кирибеевича птицам, подчёркивая таким сопостав лением особенности характеров и поступков своих героев.
Вспомните образ механического соловья из произведения И. А. Брод ского «Письма династии Минь». Раскройте, как в цикле «Часть речи» «осенний крик ястреба» метафорически выражает воспарившую в высь и гибнущую душу поэта.
Подводя итоги, подчеркните, что образ птицы является одним из устойчивых символов устного поэтического и литературного творче ства. Обозначает он, как правило, полёт, свободу, небо, душу человека.
15. Охарактеризуйте пастернаковское понимание поэтического творчест ва, представленное в стихотворении «Определение поэзии».
В ответе на поставленный в задании вопрос подчеркните, что в лири ке Б.Л. Пастернака находит отражение философия его творчества, утвер ждается родственность поэзии природному бытию. Рассмотрите, из чего
в «Определении поэзии» складывается образ поэтического искусства, как рождается поразительная метафора — «слёзы вселенной в лопатках», согласно объяснению самого автора, олицетворяющие звёзды, которые,
в свою очередь, напоминают стручки гороха.
Укажите, что в поэзии для Б.Л. Пастернака всё слилось и воплоти лось; свист, щёлканье, ночь, пение Соловьёв, музыка Моцарта. Поэтизмы и прозаизмы соединились в одном таинстве — поэзии. Читатель стал сви детелем резонанса быта в бытии, ощутил отзвук обыденности в вечном искусстве, почувствовал, что «мирозданье - лишь страсти разряды».